Слайд 1Арт-менеджмент
Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента
Слайд 2АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
В настоящее время принято рассматривать три группы теорий управления персоналом:
классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Так, видные
представители классических теорий — Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк. Авторами теории человеческих ресурсов, как известно, являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор.
Слайд 3АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
1. Классические теории получили развитие в период с 1880 по
1930 гг. Главное в эффективном управлении состояло в четком разграничении
полномочий между руководителем и его подчиненными, в донесении идей высшего руководства до непосредственного исполнителя. Человек воспринимался как «элемент системы». Считалось, что труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения и более важно то, что они имеют заработок. Основной задачей руководителя являлся строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.
Слайд 4АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
2. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг.
Была разработана концепция «психологического» человека. Признавалось, что индивиды стремятся быть
полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы. Управление ориентировалось на малые группы на снятие напряженности, устранение конфликтов, утверждение принципа коллективизма. Главной задачей руководителя становилось способствование трудящимся ощущать себя полезным и нужным. Необходимо было информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации, предоставлять им определенную самостоятельность и поощрять самоконтроль над исполнением.
Слайд 5АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
3.Теории человеческих ресурсов сложились примерно с шестидесятых годов прошлого столетия
и исходили из признания труда как доставляющего удовлетворение большинству индивидов.
Они ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, стремятся внести свой вклад в реализацию общих целей, в разработке которых принимают участие. Человек называется «социальным, развивающимся». Главной задачей руководителя становилось более рациональное использование человеческих ресурсов, создание в коллективе обстановки максимального проявления способностей для каждого члена коллектива, привлечения к решению важных проблем, постоянное расширение самостоятельности и самоконтроля у подчиненных.
Слайд 6АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
4. С конца 90-х годов прошлого века в управлении проявляется
инновационная и предпринимательская направленность. Главным становится солидарный стиль, совместное мышление.
Укрепляется самоуправление как основа организации. Возникает понятие «предприимчивый» человек как основная характеристика члена коллектива.
Слайд 7АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
В последние годы развивается концепция представлений об организации как культурном
феномене (культурологический взгляд) и гуманистический подход к управлению человеком. В
системе управления преобладает не иерархический диктат, а организационная культура, направляющая действия работников через соответствующие эталоны развития, отраженные в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах организации, социальных общностей.
Слайд 8АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Рассмотрение смены парадигм управления с точки зрения эволюционного подхода позволяет
раскрыть взаимосвязи моделей менеджмента с этапами социокультурного развития страны, национальным
характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, менеджментом духовной сферы жизнедеятельности народов, наций, их деловой культурой.
В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры.
Слайд 9АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Качественная специфика сферы культуры может быть выражена подразделением ресурсов на
две группы: ресурсы воздействия или творческого производства (трудовые, материальные, энергетические,
финансовые и информационные) и ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и функционально-свободное время).
Слайд 10АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Социокультурный менеджмент, в отличие от стратегического и других, имеет признаки
сопричастного менеджмента. Локализуясь в конкретном социокультурном предмете управления, такой менеджмент
не исключает таких общих управленческих действий, как упорядочение, регулирование системы в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды, но в большей степени направлен на деятельность по руководству людьми, на деятельность по осуществлению деятельности.
Слайд 11Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Одним из факторов, определяющих успешность
и эффективность деятельности арт-менеджера, является способность к проектированию. Сам термин
проект латинского происхождения, projectus в буквальном переводе означает “брошенный вперед”, а объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем.
Слайд 12Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Хотя различные источники трактуют понятие
проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются особенности проекта как
объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение определенных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам, а процесс управления и координации называется проектным менеджментом. Изначально это понятие возникло в связи с управлением сложно-техническими проектами, сейчас перешло и в социокультурную сферу.
Слайд 13Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Первоначально термин менеджмент употреблялся исключительно
к сфере промышленного производства. Когда же принципы и законы менеджмента
стали применяться и в других областях человеческой деятельности, для разграничения этих понятий, в обращение был введен термин ''арт-менеджмент'' (artmanagment), указывающий на тот факт, что в данном случае речь идет о сфере непромышленного производства (сфера услуг, здравоохранение, сфера искусства и т.д.)
Слайд 14Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Таким образом, если управление как
процесс является функцией любых организованных систем (партии, армия, наука и
т.д.), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то, ''арт-менеджмент'' трактуется как управление социально – экономическими процессами в (непромышленном производстве) в условиях рыночной экономики, с целью получения экономического эффекта.
Также ''менеджментом'' называется как процесс управления, так и административно – управленческий персонал (совокупность менеджеров различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением).
Слайд 15Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Применительно к «рынку символической продукции»,
по определению Бурдье, или в отношении концепции менеджмента индустрии творчества,
наиболее приемлемым мне представляется выделение функций арт-менеджера в деятельностном, ролевом и концептуальном аспектах .
Способность к проективной деятельности, то есть продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего” задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека.
Слайд 16Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
В зависимости от позиции проектировщика
выделяются два типа проектных стратегий:
- первый тип ориентирован на
максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
- во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется.
Слайд 17Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Также можно выделить два глобальных
подхода к менеджменту проектов в культуре:
- англо-американский (результаты измеряются
степенью реализации запланированных целей), в котором получил применение целевой метод (management by objectives), использующий системный анализ;
- французский (подразумевает реализацию групповых проектов с общественной и культурной целью).
Слайд 18Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
По определению В.А.Лукова, на «отечественном»
пространстве в литературе получило признание то обстоятельство, что теоретические основы
социального проектирования могут исходить из трех разных, хотя и связанных между собой подходов: объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного, субъектно-ориентированного (тезаурусного). Все эти подходы основываются на рациональности и конструируют реальность, учитывая актуальные потребности социума и индивида.
Слайд 19Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
К числу ведущих принципов социокультурного
проектирования относятся:
1. Принцип «критического порога модификации»,
2. Принцип оптимизации “зоны
ближайшего развития” личности.
3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.
4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение.
5. Принцип проблемно-целевой и субъектно-целевой ориентации.
Слайд 20Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Более частными принципами социокультурного проектирования
(в основном, технологического характера) являются:
- принцип соразмерности проектируемых перемен,
т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта;
- принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;
Слайд 21Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
-принцип комплексности, предполагающий учет
всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным,
социальным и культурным окружением;
-принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.
Слайд 22Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Независимо от концепций, характеристиками
социально-культурных проектов выступают:
1. Ориентация на достижение определенной цели. Структурное определение
целей с вычленением главной и второстепенных целей требует применения метода, известного как МВО (целевой менеджмент -management by objectives). Основной задачей менеджера проекта является классификация целей — от высшей, через второстепенные, до уровня конкретных задач. Именно поэтому такие проекты часто определяют как проекты реализации тщательно продуманных целей.
2. Проект - это система, подразумевающая ряд взаимосвязанных действий.
Слайд 23Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
3. Проекты имеют временные рамки
– точно определенное начало и свершение, применяется метод сетевого планирования
(табели Барта или Ганта, в которые по горизонтальной оси вписывается время, необходимое для реализации каждой позиции проекта, а по вертикали - порядок реализации этих позиций).
4. Каждый проект в определенной степени является уникальным и специфическим.
5. Любой проект подразумевает в равной мере процесс и результат, причем часто процесс является сам по себе результатом.
6. Проект подразумевает придание равного значения результативности и экономичности как основным его итогам.
7. Оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;
8. Организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;
9. Обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта.
Слайд 24Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Как правило, выделяют четыре фазы
полного проектного цикла:
замысел или концепция
планирование и оформление
реализация
завершение
Обязательными составляющими на протяжении
жизненного цикла проекта выступают контроль, оценка, подведение текущих и окончательных итогов проектной деятельности.
Слайд 25Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Общую логику формирования проекта можно
представить в виде двух взаимосвязанных блоков.
1. Содержательное оснащение проектного решения:
- Проблематизация или определение проблемы
- Целеполагание или постановка целей и задачи
- Инструментализация определение методов (мероприятия и содержание деятельности), форм организации исполнителей и аудитории проекта, ресурсы (средства)
2. Развертывающаяся система действий, отражающую общую логику реализации проектного решения.