Слайд 2Происхождение религии
Изучение религиозных систем неевропейских обществ и исследование истории первобытного
человечества связано с гипотезами о происхождении религии
Этнографический материал о говорит
о различие в степени религиозности у разных народов, но не известны народы, не имеющие религиозных верований
О существовании религиозных верований свидетельствует практика захоронения людей
Слайд 4Прамонотеизм
С 18 века активные культурные контакты заставили европейских мыслителей сравнивать
христианство с различными религиозными системами
Представители неевропейских культур не считались людьми,
поэтому предполагалось, что в неевропейских обществах не могут возникать оригинальные религиозные представления
Возникла концепция «ПРАМОНОТЕИЗМА»
Верования неевропейских народов рассматривались как остатки веры в единого Бога-творца
Считалось, что вера была искажена дикарскими суевериями
Таким образом оправдывалась политика колониализма
Слайд 5Научные представления XIX века
В 19 веке стали возникать социальные и
гуманитарные науки, в том числе социальная антропология и социология.
Различные общества
подверглись сравнительному изучению.
Утвердилась идея, что неевропейские общества 19 века имеют ту же структуру, что и древние предки европейских народов.
Эволюционистская перспектива: формирование представлений о ранних формах религии, которые существуют в неевропейских обществах, и которые, гипотетически, были характерны для древних обществ
Слайд 6Фетишизм
Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Термин
«фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 века.
Французский
учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал фетишизм в религиях др. египтян, греков, римлян.
Была выдвинута гипотеза о том, что фетишизм является первой формой религии
Классический пример – народы Африки
Слайд 8Анимизм
Анимизм ( от лат. «анима» – дух, душа) - система
представлений об особых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной сущностью
человека и всеми явлениями и силами природы, одушевление всего окружающего мира.
Теория об анимизме как «минимуме» религии принадлежит Э. Тайлору (книга «Первобытная культура, 1870, рус. перевод - 1988)
Анимизм возник как идея размышляющего над причинами сновидений, смерти "дикарем-философом".
Такие взгляды позволили ученому определить своего рода историческую последовательность, в которой развивались те понятия, которые человечество связывало с душами и духами. Эта последовательность брала свое начало от душ, связанных с человеком, и затем, через представления о духах, ведущих независимое существование, проходила путь до политеизма, а потом и до монотеизма
Классический пример – индейцы Америки, Меланезия
Слайд 10Тотемизм
Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества,
связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей
и так называемыми тотемами — видами животных и растений
ototem – его род
Членам родовой общины запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия).
Классический пример – племена Австралии
Слайд 13Теория Э. Дюркгейма
Механическая солидарность
Слабая степень разделения труда
Необходимость инструментов для поддержания
солидарности
Тотемизм – это форма предъявления символов общественной солидарности
Органическая солидарность
Высокая степень
разделения труда
Солидарность поддерживается способами производства
Религия в западных обществах исчезает. Хотя сохраняются формы поддержания солидарности в области политики и спорта
Слайд 14Магия
Магия – форма верований и ритуальной практики, связанная с
представлениями о возможности человека повлиять на сверхъестественные силы
Древняя магия неотделима
от образа могущественного мага, колдуна или шамана, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил
С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Там верят в особую силу вождей и шаманов, передающуюся по наследству, — ману.
Слайд 16Трактовки магии у Дж. Фрезера и
Б. Малиновского
Фрезер рассматривал магию
как этап развития человеческой культуры.
За этапом магии последовали этапы религии
и науки. При этом магия, как и наука, прогрессивное явление, потому что помогало первобытному человеку влиять на окружающий мир
Б. Малиновский считал, что магия религия и наука развиваются параллельно, каждая имеет свою функцию
Магические представления у тробрианцев связаны с событиями и явлениями, на которые невозможно повлиять обычными способами (клубневые растения/ кокосы, рыбная ловля в лагуне и в открытом море)
Слайд 17Магия
Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту.
У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного
мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы.
Слайд 18Лечебная магия
Болезнь воспринималась как влияние враждебных сил и/или злого колдуна
Шаман
отправлялся в мир духов и боролся там с враждебными духами
Очерк
К. Леви-Стросса о шамане
Слайд 19Современные аспекты изучения архаических религий
Не ставится вопрос о том какая
из ранних форм религии возникла первой
Не идет речь о том,
что в некотором обществе есть только одна из форм религиозных верований, скорее всего, можно говорить о религиозном комплексе
Имеются существенные культурные различия у разных народов в разных регионах
Нужно понимать ограничения гипотезы о том, что религия современных не европейцев и религии древнего населения Европы тождественны
Нужно учитывать, что научные разработки представляют собой европейский взгляд на традиционную культуру, поэтому могут восприниматься только как гипотезы