Слайд 1
Автор:
к.ю.н.,
доцент
Руева Е.О
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
ПРАВО
Тема 6. Основы
финансового права.
Слайд 2Учебные вопросы:
Общая характеристика финансового права.
Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация.
Субъекты финансового права.
Финансовая система России.
Государственный финансовый контроль.
Слайд 3Финансовое право -
это самостоятельная отрасль российского права, которая имеет свои предмет
и метод правового регулирования.
Слайд 4Предмет финансового права-
финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой
деятельности государства.
Слайд 5Метод финансового права
основан на властных предписаниях, предполагающих неравенство субъектов
правоотношений (императивный).
Слайд 6Нормы финансового права
регулируют отношения, складывающиеся по поводу выполняемых в
ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при
распределении национального богатства.
Слайд 7Финансово-правовые нормы
носят государственно-императивный характер (их содержание не может быть
изменено по соглашению участников общественного отношения);
однозначно определяют объемы прав
и обязанностей участников финансовых отношений;
подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (преобладают обязывающие).
Слайд 8В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются на
материальные (например,
ставки налогообложения);
процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).
Слайд 9Система финансового права
состоит из общей части и особенной частей.
Слайд 10 Общая часть
охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы
финансовой деятельности государства, где определяется правовое положение всех субъектов финансовых
правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Слайд 11Особенная часть
включает:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
финансовые правоотношения в областях
государственного кредита, страхования, банковской деятельности;
правоотношения, возникающие при осуществлении государственных
расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
валютные правоотношения.
Слайд 12Бюджетное право-
система норм, регулирующих денежные отношения по поводу формирования,
распределения и использования государственных ресурсов.
Слайд 13Бюджет-это
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного самоуправления.
Слайд 14Бюджетное право содержит материальные нормы и процессуальные нормы.
Материальные нормы устанавливают
структуру бюджетной системы России:
перечень бюджетных доходов и расходов; распределение
их между различными бюджетами;
права участников бюджетных отношений.
Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный процесс:
порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.
Слайд 15Бюджетная система РФ-
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая
законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Слайд 16Налоговое право -
система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих властные
отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов,
а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Слайд 17Предмет налогового права-
отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и
иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.
Слайд 18Законодательство о налогах и сборах
регулирует отношения по установлению, введению
и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в
процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Слайд 19Субъекты налоговых правоотношений
государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица)
и налоговые представители (агенты), сборщики налогов — органы исполнительной власти
и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты; финансовые органы.
Слайд 20Объект налогового правоотношения
обязательный безвозмездный взнос;
налог;
сбор;
размер которых определяется
установленными налоговым законодательством правилами.
Слайд 21Содержание налогового правоотношения
права и обязанности его субъектов.
Слайд 22Система налогового права
Общая часть;
Особенная часть.
Слайд 23Общая часть налогового права
распространяется на все виды налогов и включает
в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения(часть первая НК РФ):
система
налогов, взимаемых в бюджет;
основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения;
права и обязанности участников налогов отношений;
формы и методы налогового контроля;
ответственность в налоговой сфере.
Слайд 24Особенная часть налогового права
включает нормы, регулирующие порядок и условия
взимания отдельных налогов и сборов(часть вторая НК РФ):
отражает порядок и
условия взимания налога на добавленную стоимость,
акцизов,
налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).
Слайд 25 Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация. Субъекты финансового права.
Слайд 26Финансовые правоотношения-
общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования,
страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.
Слайд 27Структура финансовых правоотношений:
субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и
ее субъекты) и муниципальные образования;
объект - денежные фонды государственных, муниципальных
образований, а также юридических и физических лиц;
содержание - совокупность прав, обязанностей субъектов финансовых правоотношений;
основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;
метод финансового права– чаще всего императивный;
способы защиты финансовых правоотношений: самозащита, защита прав и интересов в административном и судебном порядке.
Слайд 28Особенности финансовых правоотношений:
обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное
образование;
права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами
и не могут определяться соглашением сторон;
обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;
финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;
финансовые правоотношения имеют властноимущественный характер.
Слайд 29 Классификации финансовых правоотношений.
Слайд 30В зависимости от институтов и подотраслей финансового права:
правоотношения, возникающие в
сфере государственного страхования;
правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;
правоотношения в сфере
государственного финансирования;
налоговые правоотношения;
правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;
правоотношения, возникающие в банковской сфере;
валютные правоотношения;
Слайд 31По характеру:
материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового
права (они возникают на основании материальных норм финансового права);
процессуальные, в
которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);
Слайд 32По субъектному составу:
финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;
финансовые правоотношения
с участием органов власти субъектов РФ;
финансовые правоотношения с участием органов
местного самоуправления.
Слайд 33
В зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:
урегулированные исключительно
нормами финансового права;
урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных
отраслей права.
Слайд 34По особенностям объекта:
имущественные - объектом являются непосредственно деньги (налог, бюджетный кредит, трансферт
и т. д.);
неимущественные - объектом являются не деньги, а иные явления, связанные
с деньгами (проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.).
Слайд 36РФ, к ведению которой относятся:
установление основ федеральной политики и федеральные программы
в области экономического развития РФ;
установление правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование;
денежная эмиссия;
основы ценовой политики;
федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
федеральный бюджет;
федеральные налоги и сборы;
федеральные фонды регионального развития.
Слайд 37Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами
власти:
Правительством РФ;
Министерством финансов РФ;
Федеральной налоговой службой РФ;
Федеральным казначейством;
Центральным банком и
т. д.
Слайд 38Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области
финансовых правоотношений находятся следующие сферы:
установление общих принципов налогообложения и сборов
в РФ;
вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Слайд 39Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:
местные финансы;
формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета;
установление местных налогов и сборов;
решение других финансовых вопросов местного
значения.
Слайд 41 Классификация субъектов финансово-правовых отношений.
Слайд 42
В зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:
обязательные субъекты
- РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих
органов;
факультативные - юридические или физические лица.
Слайд 43По правовому статусу участников
публичные субъекты - органы государственной власти и
органы местного самоуправления;
частные субъекты - физические и юридические лица.
Слайд 44Межбюджетные отношения-
отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Слайд 45Принципы межбюджетных отношений
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы РФ;
разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по
временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Слайд 47Финансовая система России -
основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Слайд 48Финансовая система
представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая
из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных
средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Слайд 49Звенья финансовой системы
общегосударственные финансы, их задача – концентрация ресурсов и
финансирование государственных нужд;
территориальные финансы, решают туже задачу, но на своей
территории,
финансы хозяйствующих объектов и, прежде всего, предприятий сферы материального производства.
финансы граждан, финансы домохозяйств.
Слайд 50Финансовая система РФ включает следующие сферы финансовых отношений:
государственный бюджет;
внебюджетные
фонды;
кредит;
фонды имущественного и личного страхования;
фондовый рынок;
финансы
предприятий различных форм собственности.
Слайд 51Общегосударственные централизованные фонды
создаются путем распределения и перераспределения национального дохода,
созданного в отраслях материального производства.
Формами их использования являются бюджетные и
внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.
Слайд 52Децентрализованные фонды
денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений
самих предприятий.
Слайд 53Взаимосвязь централизованных и децентрализованных фондов
С одной стороны, главным источником доходов
бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
С другой -
процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов.
При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства.
Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Слайд 54Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы.
Он представляет собой
форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Слайд 55Особенности государственного бюджета
является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ в качестве закона;
позволяет государству концентрировать у себя значительную
долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления;
обеспечивает перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Слайд 56Внебюджетные фонды -
средства федерального правительства и местных властей, связанные
с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Слайд 57Особенности внебюджетных фондов:
формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых
отчислений;
основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости
и установлены в процентах к фонду оплаты труда;
внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность;
внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме;
функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий;
в отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти.
Слайд 58Основные социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Фонды обязательного
медицинского страхования.
Слайд 59Кредит
представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация
временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и
использование их на условиях возвратности.
Слайд 60Фонды имущественного и личного страхования
обеспечивают возмещение возможных убытков от
стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Слайд 61Фондовый рынок
представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
Слайд 62Особенности фондового рынка:
задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала
в отрасли с высоким уровнем дохода;
фондовый рынок служит для
мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств;
участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк;
обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск;
принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Слайд 63Финансы хозяйствующих субъектов
обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта
и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных
фондов.
Слайд 64Особенности финансов хозяйствующих субъектов
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных
денежных фондов финансовыми ресурсами;
активное использование финансов предприятий в процессе производства
и реализации продукта не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования;
предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли;
Предприятия самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка.
Слайд 65 Государственный финансовый контроль.
Слайд 66Финансовый контроль-
является одним из видов финансовой деятельности государства, которая
осуществляется всей системой его органов власти, и управления по проверке
законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контроля.
Слайд 67Государственный финансовый контроль-
это контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих
субъектов. Его целью является эффективное использование финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях экономики страны.
Слайд 68Задачи финансового контроля:
обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов финансовой и
хозяйственной деятельности;
содействие сбалансированности между потребностью финансовых ресурсов и величиной денежных
доходов государственного бюджета;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;
содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;
предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.
Слайд 69Виды финансового контроля:
государственный;
внутрихозяйственный;
аудиторский.
Слайд 70Государственный финансовый контроль
осуществляется органами власти и управления через общегосударственный
вневедомственный, ведомственный финансовый контроль.
Слайд 71Органы государственного финансового контроля
Федеральное собрание РФ и Правительство РФ;
специальные
финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральная
налоговая служба и др.;
министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.
Слайд 72Счетная палата РФ
является постоянно действующим органом, который образуется Федеральным
собранием РФ и подотчетен ему.
Основная задача Счетной палаты состоит
в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.
Слайд 73Министерство финансов РФ
контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование
средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям, осуществляет
контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Слайд 74Федеральное казначейство
Осуществляет задачи по управлению доходами и расходами федерального
бюджета, регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными
фондами и др.
Слайд 75Федеральная налоговая служба
контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах,
определяет правильность исчисления налогов и других обязательных платежей, проводит контроль
полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты.
Слайд 76Банк России
осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков
и других кредитных учреждений, контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные
операции.
Слайд 77Федеральная таможенная служба
является главным органом валютного контроля за поступлением
в страну валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.
Слайд 78Аудиторский контроль
проводится на основании лицензии.
В зависимости от сроков проведения
финансового контроля различают:
предварительный контроль,
текущий контроль,
последующий контроль.
Основным методом финансового контроля является
ревизия, которая имеет следующие виды: документальная и фактическая, плановая и внеплановая, сплошная, частная, комплексная и тематическая.
Слайд 79Рекомендуемая литература по теме:
Основная литература:
Право : учебник и практикум для
академического бакалавриата / А. А. Вологдин [и др.] ; под
общ. ред. А. А. Вологдина.- М. : Издательство Юрайт, 2018. — 409 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00525-7.
Беляков, В. Г. Право для экономистов и менеджеров : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Беляков. — 2-е изд., перераб. и доп. –М. : Издательство Юрайт, 2018. — 401 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05037-0.
Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова.-М.- : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 480 с.
Слайд 80Рекомендуемая литература по теме:
Дополнительная литература:
Бошно, С. В. Правоведение: основы государства
и права : учебник для академического бакалавриата / С. В.
Бошно.-М. : Издательство Юрайт, 2017. — 533 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3938-5.
Бялт, В. С. Правоведение : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2018. — 299 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9840-5.
Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц.-М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 560 с.
Современное правопонимание: Курс лекций / Марченко М.Н. -М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-656-1
Практикум по дисциплине "Правоведение" / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. Каф. экон. права и граждан.-правовых дисциплин, Д. П. Ткаченко, В. И. Гуреев, Г. Д. Глибчук, Т. Э. Зульфугарзаде, М. В. Карасева, Е. И. Лебедева, А. А. Салимов, В. А. Щербаков, Т. Е. Бужигаева,Г. Г. Востриков ; Общ.ред. Д. П. Ткаченко.-М. : Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. – 115 с.
Слайд 81Рекомендуемая литература по теме:
Дополнительная литература:
Правоведение : учебник для академического бакалавриата
/ В. И. Авдийский [и др.] ; под ред. В.
И. Авдийского. — 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03569-8.
Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета / В. А. Белов [и др.] ; под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2018. — 414 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06229-8.
Слайд 82Рекомендуемая литература по теме:
Дополнительная литература:
Правоведение : учебник и практикум для
академического бакалавриата / С. И. Некрасов [и др.] ; под
ред. С. И. Некрасова. — 3-е изд., перераб. и доп.-М. : Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03349-6.
Теория государства и права : учеб. пособие [для бакалавров] / Н. А. Леванова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. -М. : Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. – 139 с. – Режим доступа : http://liber.rea.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=474 . – ISBN 978-5-7307-09360-2
Слайд 83Спасибо за внимание!
Ваши вопросы.