Слайд 1Автор: профессор, д.м.н. Мурзабаев Х.Х.;
Лекция: Предмет, история
развития и
методы исследования эмбриологии
Лечебный
факультет, 2 курс
Слайд 2Литература:
Кнорре, А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека с элементами сравнительной, экспериментальной
и патологической эмбриологии / А.Г. Кнорре. - Л.: Медицина, 1967.
- 267 с.
Пэттен, Б.М. Эмбриология человека / пер. с англ. - М.: Медгиз, 1959. - 800 с.
Р.К. Данилов, Т.Г. Боровая.
Курс эмбриологии с основами тератологии: учебник.
СПб.: ВМедА, 2016. - 316 с.
Слайд 3План лекции:
1. Предмет науки эмбриология.
2. Краткая история развития эмбрио-логии как
науки.
- Теория преформизма
-Теория эпигенеза
Вклад в эмриологию Каспара Вольфа
Отечественные эмбриологи
3. Методы
исследования эмбриологии
Слайд 4Эмбриология – это наука
о закономерностях эмбрио-нального развития организма от
момента оплодотворения до рождения.
Слайд 5Гиппократ
предвосхитил идею преформации:
Половая клетка является уже вполне сформированным, имеющим
все части организма, происходит лишь рост каждого органа. Половая клетка
заключает в себе громадное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга как матрешка со времени сотворения мира
Слайд 6Преформисты:
1. Анималькулисты, или гомункулисты считали, что зародыши - это
семяза-чатки.
2. Овисты - зародыши в миниатюр-ном виде находятся не
в мужском семени, а в яйцеклетке, и семя, входящее в яйцо при оплодотворе-нии составляет питательный мате-риал зародыша.
Слайд 7Теория преформизма в эмбриологии
Гомункулус – миниатюрный индиви-дуум, расположенный в головке
сперматозоида, который использует яйцеклетку для питания в процессе своего роста
Слайд 8
Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). - сформулировал теорию
эпигенеза,
согласно которой
развитие состоит в постепенном усложнении более простых структур
Слайд 9Каспар Фридрих Вольф
В 1759 г. защитил диссертацию «Теория развития»,
обосновал теорию эпигенеза, опи-сал возникновение новых расти-тельных клеток из
имеющихся, проследил развитие зародыша курицы
Слайд 10Карл Бэр
дал описание полного индиви-дуального развития – онтогенеза, установил явление
зародышевого сходства
Слайд 11А.О. Ковалевский, И.И. Мечников
разработали эволюционную эмбриологию;
показали, что развитие организма проходит
через стадию трех зароды-шевых листков;
Слайд 12
Вильгельм Ру
- оснаватель экспериментальной эмбриологии
Слайд 13
Ганс Шпеман
разработчик Теории индивидуаль-ного развития;
- разработал методики микрохирургии на зародышах
Слайд 14
А.Г Кнорре
внес существенный вклад в учение о эмбриональном гистогенезе,
автор
лучшего отечественного учебника и атласа по эмбриологии
Слайд 15Методы эмбриологических исследований
1. Визуальное наблюдение развития зародышей;
2. Изучение фиксированных зародышей
с последующей микроскопией;
3. Маркировка клеток с последующим прослеживанием перемещений маркированных
клеток в тканях и органах зародыша;
4. Метод микрохирургии;
5. Трансплантация части одного зародыша к другому.
Слайд 16 Факторы вызывающии анамалии развития
1. Перезревание половых клеток к
моменту оплодотворения.
2. Нарушения обмена веществ материнского организма.
3. Местные патологические процессы
в слизистой оболочке матки.
4. Недостаток снабжения зародыша кислородом (гипоксия).
5. Попадание в кровь тех или иных вредных для зародыша веществ (алкоголь, некоторые лекарственные вещества).
Слайд 17 Факторы вызывающии анамалии развития
6. Токсические воздействия при различных
инфекционных заболеваниях (сильные нару-шения развития зародыша вызывают, напри-мер, вирусы краснухи,
гриппа и др.).
7. Ионизирующее излучение.
8. Нарушение температуры в организме матери.
Слайд 18 классификация аномалии развития
1. Аномалии развития двоен, троен и
т. д.
2. Крупные (общие) аномалии нервной трубки и осевого скелета.
3.
Резкие аномалии головного конца тела.
4. Резкие аномалии заднего конца тела.
5. Крупные дефекты вентральных стенок тела.
6. Аномалии, ограниченные отдельными органами или их частями.
7. Гамартомы и гамартомные системные нарушения.
8. Генерализованные аномалии развития скелета.
Слайд 21КОНЕЦ ЛЕКЦИИ
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !