Слайд 1Автор работы:
Баранова С. В.
Чернышова О.О.
Невструева Н. О.
Среднерусский институт
управления -
филиал
Тема 1.4. Собственность и конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и
обмена
Дисциплина «Экономика»
Слайд 2Среднерусский институт
управления - филиал
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие собственности. Собственность
как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном
понимании.
2. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная
3. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
4. Монополия. Монополистическая конкуренция.
5. Олигополия
6. Антимонопольная политика государства.
7. Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.
8. Понятие обмена. Виды обмена. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
Слайд 3Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 1. Понятие собственности. Собственность как
основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.
Слайд 4Среднерусский институт
управления - филиал
Собственность — это
исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их
производства, распределения, обмена и потребления.
Субъектами собственности могут выступать индивидуумы, предприятия и государство.
Объектами собственности являются основные факторы производства, готовая продукция и др.
Слайд 5Среднерусский институт
управления - филиал
Субъекты и объекты права собственности
Слайд 6Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 2. Формы собственности: государственная, муниципальная,
частная
Слайд 7Среднерусский институт
управления - филиал
Формы собственности:
Слайд 8Среднерусский институт
управления - филиал
Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на
праве собственности Российской Федерации, а так же имущество принадлежащее на
праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Слайд 9Среднерусский институт
управления - филиал
Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального
образования, в которые входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Индивидуальная собственность
Корпоративная собственность
Акционерная собственность
Интеллектуальная собственность
Авторская собственность.
Слайд 10Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 3. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия
совершенной конкуренции.
Слайд 11Среднерусский институт
управления - филиал
Конкуренция — экономическое
соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.
Слайд 12Среднерусский институт
управления - филиал
Конкуренция является совершенной при наличии следующих
условий:
1. Огромное число фирм, производящих однородную продукцию
размеры по сравнению с общим
объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;
незначительное влияние со стороны фирмы на цены;
исключается соглашение между фирмами.
2. Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора.
Слайд 13Среднерусский институт
управления - филиал
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в
отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
4. Равный доступ
ко всем видам информации. 5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).
6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы.
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
Слайд 14Среднерусский институт
управления - филиал
Спрос на продукцию в условиях совершенной
конкуренции.
Слайд 15Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 4. Монополия. Монополистическая конкуренция.
Слайд 16Среднерусский институт
управления - филиал
Монополия — это тип рыночной структуры, который
характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.
Основные черты монополии:
1.
На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.
2. Монополист осуществляет контроль над ценой и может влиять на нее, изменяя количество товара.
3. Продукт монополии уникален.
4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Барьеры являются причиной возникновения монополий.
Слайд 17Среднерусский институт
управления - филиал
Наличие на рынке одного покупателя называется
монопсонией.
Когда сталкиваются монопсонист - покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии
называется дуополией.
Слайд 18Среднерусский институт
управления - филиал
Слайд 19Среднерусский институт
управления - филиал
Слайд 20Среднерусский институт
управления - филиал
Слайд 21Среднерусский институт
управления - филиал
В зависимости от причин возникновения различают
следующие виды монополий:
А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и
невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т д )
Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.
Слайд 22Среднерусский институт
управления - филиал
Монополистическая конкуренция —
тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы
дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж.
Рыночная структура, представленная большим количеством продавцов и содержащая черты совершенной конкуренции и чистой монополии называется монополистической конкуренцией.
Слайд 23Среднерусский институт
управления - филиал
Основные черты монополистической конкуренции:
-Дифференциация продукции;
Большое количество продавцов;
-Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;
- Жесткая неценовая конкуренция;
Слайд 24Среднерусский институт
управления - филиал
На рис. изображена ситуация, в которой
находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.
Слайд 25Среднерусский институт
управления - филиал
Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической
конкуренции.
Слайд 26Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 5. Олигополия
Слайд 27Среднерусский институт
управления - филиал
Олигополия - это рыночная структура, в
которой действуют немногочисленные продавцы.
Для олигополистической фирмы характерны следующие черты:
Слайд 28Среднерусский институт
управления - филиал
Одно из многих возможных последствий олигополистической
конкуренции - ценовые войны. Суть ценовой войны состоит в последовательном
снижении цен конкурирующими фирмами.
Дуополия - это олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.
Первая модель дуополии была разработана в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстеном Курно.
Слайд 29Среднерусский институт
управления - филиал
Курно при анализе поведения фирмы-дуополиста исходил
из следующих допущений:
- обе фирмы производят однородный товар;
-
фирмам известна кривая (объём) рыночного спроса;
- обе фирмы принимают решения об объеме производства одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга;
- каждая фирма при принятии решения по объему производства считает объем производства своего конкурента известным и постоянным.
- обе фирмы совершенно одинаковые, ничем не отличающиеся друг от друга компании;
- их предельные издержки постоянны и совпадают: МС1 = МС2 = const.
Слайд 30Среднерусский институт
управления - филиал
Поведение дуополиста в краткосрочном периоде (модель
Курно)
Слайд 31Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 6. Антимонопольная политика государства.
Слайд 32Следует выделить два уровня понимания антимонопольной политики
в узком смысле антимонопольную
политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по
регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
в широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.
Слайд 33Среднерусский институт
управления - филиал
Цель антимонопольного законодательства
Регулирование отраслевой структуры
посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.
Слайд 34Основные функции антимонопольных органов определены законодательством РФ.
Слайд 35Среднерусский институт
управления - филиал
Методами антимонопольного регулирования являются:
- законодательное регулирование;
-
административное регулирование (штрафы, судебные решения, разрешения, запреты, принуждение);
- финансово-экономическое стимулирование
развития конкурентной среды
Слайд 36Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 7. Понятие экономической свободы. Специализация
и ее значение для формирования рынка.
Слайд 37Среднерусский институт
управления - филиал
Экономическая свобода — широта экономического поведения
субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих
способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ; реализуется на базе законодательных государственных норм; неотделима от экономической ответственности граждан.
Слайд 38Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных
отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это
процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Формы специализации в промышленности:
Предметная специализация
Подетальная специализация
Стадийная, или технологическая, специализация
Специализация вспомогательных производств.
Масштаб специализации:
внутриотраслевую
межотраслевую
межгосударственную специализацию
Слайд 39Среднерусский институт
управления - филиал
Вопрос 8. Понятие обмена. Организованный и
хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или
формы обмена.
Слайд 40Среднерусский институт
управления - филиал
Обмен — это процесс движения потребительских благ
и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Добровольный
обмен ;
Товарный обмен;
Принудительный обмен;
Добровольный обмен.
Слайд 41Среднерусский институт
управления - филиал
Рассмотрим структуру человеческих отношений как проявление
форм обмена любыми ресурсами.
Первая — самая безнравственная, тираническая форма обмена.
Именно с нее начинается социальная эволюция человека и самая безжалостная его эксплуатация.
Вторая — крепостническая форма обмена обусловлена отношением, которое может быть выражено следующей формулой: «сделай так, не то будет хуже». Третья — буржуазная форма обмена знаменует собой свободные и справедливые отношения, которые можно обозначить фразой: «даю, чтобы и ты дал».
Четвертая — мессианская форма обмена, как логическое онтологическое продолжение третьей формы, представляет собой более совершенный ее вариант.
Слайд 42Ресурсы:
- Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория:
учебник для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: электронное учебное
издание / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик [Электрон. дан. (6,2 Мб)]. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017.
- Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с.
- Князева И. В.. Антимонопольная политика государства : учеб. пособие / И. В. Князева ; СибАГС.— Новосибирск : Изд-во СибАГС,2010.— 232 с. 2010
Самостоятельная работа: Проработка учебника. Экономика. Основы экономической теории./под ред. С.И. Иванова Кн.1 стр. 207-219. На основе изученного материала составить сравнительную характеристику рыночных структур.