Слайд 2Нишкепаз - верховный бог
крестьян.
Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также
богом огня и любви, владыкой семейной жизни.
Нишкепаз – человек
высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
Слайд 3Паксява - божество
покровительница поля.
Паксява предстает в образе куропатки или женщины
с длинными ниспадающими волосами.
Во время цветения ржи в глухую полночь
божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
Слайд 4Кудатя - божество
покровитель дома.
В каждом доме было свое божество. Наряду
с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый
дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
Слайд 5Банява - покровительница
бани, здоровья, родов.
Она живет под полком вместе со
своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой
юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы.
Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник.
Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.
Слайд 6Вирява - божество
покровительница леса.
По представлениям мордвы в каждом лесу есть
свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или
перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.
Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.
Слайд 7Каштомава – покровительница печи.
Слайд 8Кельме Атя - старик Мороз.
Божество покровитель холода.
Это божество может быть
и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место
– за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
Слайд 9Ведь Ава - божество воды
и покровительница деторождения
По религиозным воззрения
мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява.
Ведява –
молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами.
Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы.
По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.
Слайд 10Толпаз - божество огня.
Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим,
играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если
рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится.
В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.