Слайд 1
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЙ
__________________________________________________________
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Дисциплина : Восстановление искусственных сооружений
Тема №16 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ
Лекция
Подполковник Сапоговский Роман Андреевич
Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Классификация труб
Виды разрушений труб
Способы восстановления труб
Производство работ
по сооружению труб
Слайд 3Литература:
Альбом “Восстановление водопропускных труб”.
Учебник сержанта железнодорожных войск, часть III, стр.
460-468.
Завацкий, “Восстановление мостов, труб и тоннелей на железных дорогах”, том
II, стр. 14-37.
ВМ – 67, стр. 307-323.
Слайд 5
Труба это малое искусственное сооружение, устраиваемое в теле насыпи для
пропуска ливневых вод на суходолах, ручьёв, речек, иногда местных дорог.
Земляное полотно над трубой не прерывается. Толщина засыпки над трубой, считая от её верхней поверхности до подошвы рельса, обычно не менее 1метра.
Трубы располагают, как правило, под прямым углом к оси пути. Трубы являются наиболее простыми в эксплуатационном отношении водопропускными сооружениями. При небольших расходах воды часто оказываются более экономичными, чем мосты.
Слайд 6Трубы могут быть каменными, бетонными, железобетонными или металлическими. При временном
восстановлении могут изготавливаться деревянные трубы.
Все трубы состоят из тела трубы,
фундамента, входного и выходного оголовка. Размеры поперечного сечения трубы определяются требуемой пропускной способностью. По количеству отверстий для пропуска воды трубы называются одноочковыми, двухочковыми и т.д.
По форме поперечного сечения трубы могут быть круглые, прямоугольные и овоидальные. Деревянные временные трубы могут иметь треугольную форму. Дну всех труб придаётся продольный уклон.
Слайд 7 Железобетонные трубы
Железобетонные трубы подразделяются по форме сечения
на круглые, прямоугольные и овоидальные.
Типовые проекты предусматривают устройство одноочковых и
двухочковых железобетонных безфундаментных круглых труб с диаметром звеньев в свету 1; 1,25; 1,5; 2,0 и 2,5м. Высота насыпи над трубой должна быть 2-4 метра, в зависимости от диаметра трубы. Чем больше диаметр, тем выше насыпь. (Справочник офицера –мостовика, табл.120.)
Эти трубы можно укладывать при восстановлении без фундаментов и без оголовков, но с возможностью устройства оголовков, в случае необходимости, во вторую очередь.
Слайд 8Элементы водопропускной трубы
Конструктивные элементы водопропускной трубы:
1 – входной оголовок;
2 – средняя часть; 3 – выходной оголовок; 4 –
секция; 5 – звенья;
6 – деформационный шов; 7 – фундамент;
8 – откосные крылья; 9 – гидроизоляция;
10 – укрепление насыпи; 11 – укрепление русла;
12 – рисберма.
Слайд 9Классификация
по типу оголовка
Типы оголовков водопропускных труб:
а – портальный; б
– коридорный; в – раструбный.
Слайд 14Наиболее распространены портальный и раструбный оголовки.
Русло перед оголовками и
часть откосов насыпи для защиты их от размыва укрепляются мощением.
У выхода из трубы, где скорость воды наибольшая, иногда устраивают рисберму, т.е. отсыпку из камня взамен вынутого грунта.
Звенья укладываются со строительным подъемом в середине трубы:
- при песчаных грунтах – 1/80;
- при глинистых грунтах - 1/50.
При более высоком стоянии уровня грунтовых вод и глинистых грунтах эти грунты заменяются песчаными на 0,5м. ниже подошвы подушки.
Толщина гравийно-песчаных подушек, считая от внутренней поверхности звена (уровня естественной поверхности грунта), назначается в зависимости от допускаемого давления на грунт и при расположении уровня грунтовых вод ниже подошвы подушки на 0,3м. и более должна быть:
- 40см. для железобетонных звеньев диаметром 1м.;
- 55см. для железобетонных звеньев диаметром 1,5м.
Слайд 15При использовании жесткого фундамента разрушенной трубы для укладки круглых железобетонных
звеньев необходимо устраивать выделку в этом фундаменте соответствующего лотка или
укладывать звенья на слой сырой бетонной смеси толщиной 10см.
Слайд 17Впервые трубы такого типа были применены на строительстве Закаспийской ж.д.
в 1885 году. В период до 1914г. в России было
уложено 5000 таких труб и было перекрыто 62.4 тыс. п.м.
Для труб применяется листовое железо толщиной 1,2-7,1мм. Сверху трубы оцинковываются. Гофрирование осуществляется на заводах в горячую.
В 1972г. Были разработаны ОТТ на их изготовление. Вышли альбомы. Пионерами внедрения таких труб являются ЖДВ. ОТТФ-78 определены строительство 1,2-х и 3-х очковых труб при высоте насыпи Н=6м. Практически все уложенные на БАМе трубы являются металлическими гофрированными.
Гофрированные трубы строятся без фундамента, могут иметь оголовки, а могут их не иметь. Сечение трубы - круглое. Основание трубы может быть песчаное или песчано-гравийное, разрешается укладывать трубы прямо на мерзлый грунт с устройством песчаной подушки. При строительстве необходимо соблюдать строительный подъем 1/80 – 1/50. При укладке 2-х или 3-х очковой трубы до подошвы рельс должно быть не менее 1 метра.
Трубы рассчитываются на безнапорный режим работы. Сечение трубы 1; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5 метра. Труба состоит из отдельных листов. Листы соединены между собой внахлестку на болтах. Вес 1 п.м. трубы диаметром 1,5м. –29кг. По верху трубы покрываются мастикой при агрессивных водах или простой битумной обмазкой в обычных условиях. Нижняя часть трубы бетонируется для гладкого пропуска воды.
Слайд 19Типовой проект 3.501.3-133 «Трубы водопропускные круглые отв. 1,5÷3,0 м из
гофрированного металла для железных и автомобильных дорог»
Слайд 20Этапы (I-III) монтажа металлической гофрированной трубы диаметром 1,5 м из
отдельных замкнутых звеньев с последующим их объединением стандартными элементами
Слайд 21Преимущества применения гофрированных труб:
1. Дешевизна;
2.Простота и быстрота сборки;
3.
Удобство транспортировки;
4. Не требуется высококвалифицированной рабочей силы;
5. Хорошая
сопротивляемость действию льда при замерзании воды в трубах;
6. Возможно вдавливание.
Слайд 23Деревянные трубы
применяются только для временного восстановления. Разработано прямоугольное сечение таких
труб отверстием 1,0*1,25 м и 1,5*2,0 м в одно- и
двухочковом решении. Для удобства и быстроты установки деревянные трубы делают сборными. Они собираются из звеньев, состоящих из плоских щитов (блоков), из которых два щита образуют боковые стенки звена, а два щита пол и потолок трубы. Длина звеньев 1,92-2,0 м. В зависимости от условия транспортировки и сборки, на место работ могут доставляться или целые, собранные на заводе или полигоне пространственные звенья труб, или отдельные щиты-блоки, из которых на месте работ собираются звенья труб.
Слайд 24Зазоры между звеньями не устраиваются. Они вплотную приставляются друг к
другу. При их укладке обязательно придаётся строительный подъём, в зависимости
от высоты насыпи, составляющий Н/50, где Н – высота насыпи по оси трубы.
Укладка звеньев труб производится автокранами, грузоподъёмностью 3-5 тонн.
Жесткость поперечного сечения такой трубы и продольная устойчивость слабо скреплённых рам весьма невелики, и засыпку такой трубы надо вести особенно осторожно и тщательно. Засыпка труб до 1,0 м над потолком трубы производится слоями средствами малой механизации, а выше этого техникой подразделений, отсыпающих насыпь
Слайд 252 вопрос.
Виды разрушений труб
Разрушение железнодорожных водопропускных труб
под насыпями может быть произведено следующими способами:
А) Подрыванием зарядов ВВ,
заложенных в шурфах (колодцах), вырытых над трубой (при диаметре труб более 2-х метров)
Б) Подрыванием зарядов ВВ, заложенных внутри трубы (при диаметре труб менее 2-х метров)
В) Закупоркой выходных отверстий с замораживанием воды в трубе в зимних условиях.
Г) Попутные разрушения от разрыва авиабомб и артснарядов.
Слайд 28
В зависимости от способа разрушения, т.е. от способа
закладки зарядов ВВ, их величины и эффекта могут быть следующие
виды разрушения труб:
1 – повреждение;
2 – частичное разрушение;
3 – полное разрушение.
1. При повреждении трубы, как правило, имеют место отдельные пробоины в своде или стенках трубы без деформации грунта на поверхности насыпи.
2. При частичном повреждении трубы имеют место обрушения части сводов и стен внутри трубы с наличием просадок грунта на поверхности насыпи.
3. При полном разрушении трубы, тело трубы (а частично и фундамент) разрушено полностью по всей трубе. На поверхности насыпи оказывается или воронка или просадка грунта с полным заполнением отверстия обломками трубы и грунтом.
3 Вопрос
Способы восстановления
труб
Выбор способа восстановления трубы зависит от:
1. Вида разрушения,
2. Заданных сроков восстановления участка,
3. Местных условий
4. Метода решения основных задач:
- пропуска воды
- открытия движения.
При наличии постоянного водотока в трубе или перед таянием снега, или в других любых условиях, перед любым способом восстановления трубы необходимо принять срочные меры по водоотводу. В противном случае грунт насыпи у поврежденной или разрушенной трубы насыщается водой, в результате чего он теряет несущую способность, что может привести к дальнейшему разрушению трубы и ухудшению условий ее восстановления
Слайд 30ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННЫХ ТРУБ
Трубы с деформированными, имеющими трещины, но не
обрушенными сводами, при наличии небольших пробоин и вывалов грунта укрепляются
постановкой деревянных или рельсовых подпорных рам. Поверх рам устраивается опалубка из пластин или брёвен вплотную к стенкам свода, или пространство под сводом между рамой и телом трубы заполняется сухой кладкой.
В случае разрушения входных участков и оголовков труб производится расчистка русла для пропуска воды и планировка откосов насыпи в пределах разрушения за счет увеличения крутизны откосов в этих местах. При наличии угрозы сползания откосов насыпи, уцелевшая часть трубы наращивается и затем досыпается недостающая часть насыпи с предварительной нарезкой уступов.
На двухпутных линиях, восстанавливаемых под один путь, над разрушенной трубой разрешается поперечная сдвижка пути.
Слайд 31ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧАСТИЧНО РАЗРУШЕННЫХ ТРУБ
Если при разрушении трубы оказались разрушенными
свод и верхняя часть стен, а нижняя часть стен и
фундамент остались целыми, то при временном восстановлении целесообразно использовать все уцелевшие элементы.
При этом способе выполняются следующие работы:
1.Удаляют грунт насыпи над трубой или устраивают открытый котлован (при высоте насыпи до 5м) или устройством укрепленной прорези (при высоте более 5м.);
2. Выравнивают верхнюю поверхность уцелевшей кладки стен трубы;
3. Перекрывают отверстие трубы шпалами, бревнами или рельсовыми рубками;
4. Производят засыпку грунта над трубой, а после его уплотнение. Если была устроена прорезь с креплением, то при засыпке элементы крепления должны быть удалены;
5. Укладывают заблаговременно подготовленные звенья пути.
Слайд 32В зависимости от величины отверстия трубы, высоты уцелевших стенок и
их толщины применяются различные конструкции перекрытий :
А) При отверстии трубы
до 1,5м включительно, перекрытия устраиваются на шпалах;
Б) При отверстии трубы от 1,5 до 2-х м. перекрытия устраивают на шпалах, установленных на ребро.
В) При отверстии трубы более 2-х метров перекрытия устраивают из бревен диаметром не менее 30см., из брусьев 26х26см. и более или из рельсовых рубок.
Г) При меньших сечениях деревянных элементов требуется постановка подкосов, уменьшающих длину элементов перекрытия.
Слайд 33Конструкции перекрытий с распором и без
Слайд 34Конструкция перекрытий с подкосами
Слайд 35Если при частичном разрушении трубы последняя на части длины осталась
неразрушенной, а на части длины – полностью разрушенной, включая и
фундамент, то при временном восстановлении производят расчистку разрушенной части и её восстановлении с прикреплением секций железобетонных, металлических или в крайнем случае деревянных труб
Слайд 36 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ РАЗРУШЕННЫХ ТРУБ
Полностью разрушенные трубы, в зависимости
от установленного срока восстановления, высоты насыпи, объемов разрушения, наличия средств,
могут быть восстановлены краткосрочно или временно.
При краткосрочном восстановлении, выполняемом в течение нескольких часов после разрушения для срочного пропуска поездов, трубы обычно засыпают камнем, грунтом или заполняют шпальными клетками
Слайд 37Заполнение труб шпальными клетками
Заполнение отверстия трубы любыми материалами не обеспечивает
нормальный пропуск воды в период снеготаяния (не говоря уже о
весеннем водотоке)
Слайд 38ЗАПОЛНЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ МАЛЫХ МОСТОВ И ТРУБ
Брешь, образованная в результате
взрыва моста или трубы, может быть ликвидирована путем заполнения ее
грунтом, камнем или клеткой из шпал (брусьев).
При заполнении бреши следует учитывать пропуск дождевых вод, для чего устраивают отверстие в грунтовой заделки или шпальную клетку
К достоинствам краткосрочного восстановления малых искусственных сооружений путем заполнения их отверстий относится простота этого способа восстановления, однако к нему следует прибегать в исключительных случаях.
Слайд 39после краткосрочного восстановления необходимо производить временное восстановление труб, одним из
следующих способов:
А) с предварительной раскопкой – открытым способом или устройством
прорези;
Б) с последующей раскопкой после открытия движения поездов по временному мосту, устроенному над разрушенной трубой;
В) без раскопки, с восстановлением (постройкой) трубы на новой оси продавливанием или в штольне.
Слайд 40ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРУБ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАСКОПКОЙ
Раскопка разрушенной трубы может быть произведена
открытым котлованом или прорезью. Выбор одного из указанных способов зависит
от высоты насыпи. Объем грунта, подлежащий удалению, резко возрастает при увеличении высоты насыпи и для однопутных линий составляет:
- при высоте насыпи 5м - 500м3;
- при высоте насыпи 10м - 3000м3;
- при высоте насыпи 15м - 12000м3;
Слайд 41применение открытого способа восстановления выгодно при небольших насыпях высотой до
4-5м. Для этого отрывается насыпь до основания разрушенной трубы, производится
уборка обломков, а затем на подготовленное основание укладывается труба.
Откосы котлована принимаются крутизной 1:1 без крепления. Между контуром фундамента трубы и подошвой откоса котлована устраивают площадку или берму, шириной около 0,5м. для прохода работающих и расположения механизмов.
Слайд 42
Для уменьшения объема земляных работ при насыпях до 5м, взамен
отрывки раскрытого котлована устраивают прорези с укреплением стенок. В этом
случае потребуется дополнительная затрата лесоматериалов и строительных скоб. После укладки трубы выемка засыпается грунтом
Слайд 43
При высоте насыпи до 3-х метров вместо трубы может быть
устроен водопропускной лоток.
Слайд 44ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРУБ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАСКОПКОЙ
При высоте насыпи до 7-8
м и полном разрушении трубы целесообразно, с целью быстрейшего открытия
движения поездов, над разрушенной трубой устроить временный мост. При этом выигрывается время на отрывку траншеи и её засыпку, так как объём земляных работ с возрастанием насыпи резко увеличивается. В некоторых случаях оставляют мост до капитального восстановления трубы, или же, не прерывая движения поездов, отрывают трубу для её временного восстановления.
Для этого под мостом отрывается траншея с откосами 1:1 и даже круче, расчищаются обломки, устраивается основание и сооружается труба капитального или временного типа, с последующей засыпкой траншеи до низа пролётного строения. Затем перегон закрывается на время, необходимое для снятия пролётного строения, досыпки насыпи и укладки пути.
Слайд 45ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРУБ БЕЗ РАСКОПКИ.
При высоких насыпях и полном разрушении
трубы целесообразно по старой оси трубу не восстанавливать, а построить
трубу вновь на новой оси.
Это можно сделать без раскопки насыпи путём вдавливания трубы или способом штольневой проходки, намного сокращая объемы земляных работ.
Вдавливание труб в насыпь применяется при относительно небольших в поперечном сечении трубах. Для этого используются звенья (кольца) железобетонных труб, а также металлические цельнотянутые или гофрированные трубы диаметром до2-х метров. Этот способ даёт возможность произвести восстановление трубы без особо сложных работ, позволяет с одинаковым успехом производить работы в любое время суток и года, не стесняя движение поездов.
Впервые этот способ был предложен инженером Лапшиным в 1936 г. и успешно применялся в ходе Великой Отечественной войны.
Слайд 46Вдавливание труб ведется с низовой стороны насыпи во избежание затопления
места трубы поверхностными водами. Перед началом работ отрывается котлован, чтобы
перед трубой в откосе насыпи образовать вертикальную плоскость. Стенки котлована раскрепляются, и устраивается упор для домкратов, вдавливающих трубу. Для направления трубы укладываются направляющие бруски, по которым будет перемещаться труба Расход рабочей силы на 1п.м. трубы составляет 2-3чел.дн.,темп проходки 2-3м. в смену.
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ ТРУБ
Слайд 474 вопрос
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ ТРУБ
Работы
по временному восстановлению и скоростному строительству труб включают:
1). Изготовление или
заготовку труб на базах;
2). Перевозку элементов труб к месту восстановления;
3). Устройство котлованов;
4). Подготовку основания или фундамента;
5). Монтаж фундамента;
6). Монтаж элементов трубы;
7). Устройство изоляции и оголовков;
8). Засыпку грунтом.
Трубы в насыпи, в зависимости от назначения могут укладываться типовые или изготовленные на месте производства работ.
Слайд 48
Конец лекции.
Спасибо за внимание.