Слайд 1Барокко в архитектуре Испании, Португалии.
Лекция 7.
Слайд 21. Особенности испанского барокко.
2. Церковная реакция времен Филиппа ІІ и архитектурное
творчество X. де Эрреры.
3. Становление и рассцвет барокко в
испанской архитектуре в первой пол. XVII в.
4. Стиль чурригереско в церковной архитектуре.
5. Архитектура при дворе Бурбонов.
6. Архитектура в испанских колониях.
7. Барокко в Португалии.
Слайд 5Особенности испанского барокко
На Пиренейском полуострове эпоха барокко пришлась на XVII
— первую половину XVIII столетия.
В этом регионе трудно провести
четкое различие между барокко, предшествующими периодами Ренессанса и Маньеризма и последующим веком Просвещения.
Термины «ренессансный», «маньеристический», «стиль Эрреры» и «стиль дезорнаментадо» часто используются в связи с архитектурой Карла V и Филиппа II. В XVII веке мы говорим о «наследии Эрреры», «раннем барокко» и «филенчатом стиле»; в XVIII — о «чурригереско», «испанском рококо» и, наконец, применительно к дворцовой архитектуре, о «стиле Бурбонов». Каждый из этих терминов в какой-то мере является описанием, передающим определенный аспект стиля: главное свойство, политико-экономические или эстетические критерии оценки эпохи.
Слайд 6Особенности испанского барокко
Испанские мастера XVII ст. ориентировались на образцы итальянского
зодчества, переработанные в соединнении с местной художественной традицией.
Альберто де Чурригера.
Проект фасада кафедрального собора
в Вальядолиде.
Слайд 7Церковная реакция времен Филиппа ІІ. Архитектурное творчество X. де Эрреры
Строительство
монастыря и дворца Сан Лоренсо дель Эскориал отметило начало абсолютизма
в Испании и открыло новую эпоху в архитектуре.
Хуан Бауттиста де Толедо, Хуан де Эррера. Эскориал. 1563—1584.
Слайд 8Выбор «римского» стиля, основанного на витрувиевских ордерах, знаменовал отказ от
позднеготических приемов и так называемого «стиля платереско», господствовавшего в Испании
вплоть до XVI в . Комплекс включал испанский алькасар (укрепленный дворец) и госпиталь. В него входили административные постройки и здания научных учреждений, которые вместе создавали самостоятельную, независимую среду, государство в государстве, микрокосм, образ высшего порядка.
Хуан Баутиста де Толедо. Монастырь и дворец Сан Лоренсо дель Эскориаль. Оформление входа. 1563 – 1584.
Слайд 9Хуан Баутиста де Толедо. Монастырь и дворец Сан Лоренсо дель
Эскориаль. Деталь фасада. 1563 – 1584.
Слайд 10Становление барокко в испанской архитектуре в первой пол. XVII в.
Сооружения этого времени строги и сдержаны в своих архитектурных формах,
ясны в конструктивных членениях (здание Иезуитской коллегии в Саламанке, арх. Хуан Гомес де Мора, начато в 1617 году; фасад собора Сан Исидро эль де Реаль в Мадриде и церковь Иоанна Крестителя в Толедо, арх. фра Франсиско Баутиста, работал в 1632—1667 гг.).
Хуан Гомес де Мора. Здание Иезуитской коллегии в Саламанке. Нач. в 1617.
Слайд 11Хуан Гомес де Мора (1586-1648), «королевский архитектор и строитель города
Мадрида», мастер, оказавший сильнейшее воздействие на архитектуру испании первой пол.
XVII в.
Его первая большая постройка — здание Иезуитской коллегии в Саламанке (нач. 1617 г.). Комплекс включал в себя церковь, коллегию и монастырь.
Хуан Гомес де Мора. Иезуитская коллегия. Саламанка. нач. 1617. Общий вид. План.
Слайд 12Хуан де Эррера, Хуан Гомес де Мора. Пласа Майор. Мадрид.
Нач. в 1617 г.
Слайд 13Хуан де Эррера, Хуан Гомес де Мора. Пласа Майор. Мадрид.
Нач. в 1617 г.
Слайд 14Хуан де Эррера, Хуан Гомес де Мора. Пласа Майор. Мадрид.
Нач. в 1617 г.
Слайд 15Хуан Гомес де Мора. Пласа Майор. Мадрид. 1617-1620.
Слайд 16Гомес де Мора. Карсель де Корте, 1629-1634.
Первоначально
в нем располагалась дворцовая тюрьма, ныне его помещения занимает Министерство
иностранных дел.
Хуан Гомес де Мора. Здание Верховного Суда (Дворец Санта Крус, ныне — Министерство Иностранных Дел). Саламанка. 1629-1643 гг.
Слайд 17Алонсо Кано. Собор в Гранаде. Гранада. 1667. Фасад.
Слайд 18Расцвет барочной архитектуры Испании кон. XVII — первая пол. XVIII
вв.
Декоративное убранство зданий заглушает и «разрушает» конструктивный костяк сооружения
(портик Кинтаны в соборе Сант Яго де Компостела, между 1675 и 1700 гг.; фасад церкви Сан Каэтано в Сарагосе, 1678—1683), достигая своего апогея в стиле чурригереско, названном так по имени главы династии архитекторов Хосе Чурригера (1665—1725).
Фернандо Касас де Нувоа.
Собор Сант Яго де Компостела. Между 1675 и 1700. Западный фасад. 1738-1749.
Слайд 19Фернандо Касас де Нувоа. Собор Сант Яго де Компостела. Фрагмент
западного фасада. 1738-1749.
Слайд 20Стиль чурригереско
в церковной архитектуре
Ретабло в ц. Иглесиа де ла
сан Эстебан стало прообразом для многих сооружений такого типа благодаря
широкому применению витых мавританских колонн, оригинальным пространственным решениям и вычурному декоративному оформлению.
Хосе Бенито Чурригуэра.
Ретабло в ц. Иглесиа де ла сан Эстебан. Саламанка. 1693-1700.
Новое развитие архитектура центральной Испании получила благодаря творчеству пяти братьев Чурригера — Хосе Бенито, Хоакину, Мануелю, Альберто и Мигуэлю — архитекторам и создателям ретабло.
Слайд 21Хосе Бенито Чурригуэра. Паласио де Гойенеке. Нуэво Базтан. Между 1709
и 1713.
Слайд 22Хоакин де Чурригера. Катедраль Нуэва (Новый собор). Саламанка. с 1714.
Слайд 23Хоакин де Чурригера. Катедраль Нуэва. Саламанка. Купол.
Слайд 24Наиболее значительные постройки Хоакина де Чурригера (1674 — 1724) —
здания двух учебных заведений — Оспендерия дель Коледжио де Анайя
(начало в 1715 г.) и Коледжио де Калатрава (работы велись с 1717 г.) в Саламанке. Здесь эти постройки отличает богатство архитектурного декора, выполненного в стиле «платереско», к которому мастер прибегнул и при работе над собором Катедраль Нуэва.
Хоакин де Чурригера. Коледжио де Калатрава. Саламанка. с 1717.
Слайд 25 Альберто де Чурригера.
Пласа Майор. Саламанка. 1728 -1738.
Альберто де Чурригера.
Королевский павильон. Пласа Майор. Саламанка. 1728 -1738.
Слайд 26Альберто де Чурригера. Пласа Майор. Ратуша. Саламанка. Нач. 1728 -1738.
Завершена
Андреасом Гарсиа де Квиньонес. 1755.
Слайд 27Педро де Рибера. Госпиталь Сан Фернандо, Мадрид. 1722.
Иполито Ровира. Дворец
маркиза Дос Агуас. Валенсия. 1740 - 1744.
Слайд 28Франсиско де Уртадо Искьердо. Картезианский монастырь. Гранада, Саграрио. 1702 –
1720.
Франсиско де Уртадо Искьердо. Сакристия картезианского монастыря. Гранада. Нач. в
1732.
Слайд 29Н. Томе. Алтарная композиция Транспаренте в соборе в Толедо. Толедо.
1732.
Капелла Эль Транспаренте в соборе в Толедо. Толедо.
Слайд 30Архитектура при дворе Бурбонов
Юварра, Филиппо; Саккетти, Джованни Баттиста. Королевский дворец.
Мадрид. 1735-1764. Фасад, выходящий на Пласа де лас Армас.
Слайд 31 Юварра, Филиппо; Саккетти,
Джованни Баттиста.
Королевский дворец. Мадрид. 1735-1764. Фасад,
выходящий на Кампа дель Моро. План.
Слайд 32Франциско Сабатини. Реконструкция Летнего дворца в Аранхуесе. 1717.
Королевский Дворец в
Аранхуесе. План. XIV – XVIII в.
Слайд 33Андреа Прокаччини, Семпронио Субизати. Королевский дворец в Ла Гранхе. Патио
де ла Эрадура — «Двор Подковы». 1730.
Слайд 34Дж. Б. Саккетти, проект Ф. Юварры. Дворец в Ла Гранхе.
Садовый фасад. 1736.
Слайд 35Начиная с 1720 г. придворное искусство Бурбонов, следует, главным образом,
классическим образцам итальянского и французского барокко. К середине века основными
заказами стали подряды на возведение королевских резиденций. Поэтому, начиная с 1720 и до конца 1780-х гг. в стране продолжается интенсивная работа по перестройке и обновлению дворцов. При Габсбургах эти работы почти всегда поручались иностранным мастерам.
Дворец в Ла Гранхе.
Слайд 36Франсиско де Эрера Младший и Вентура Родригес.
Церковь Нуэстра Сеньора
дель Пилар. Сарагоса. 1677-1753.
Слайд 37Архитектура в испанских колониях
Миссионерская церковь
Сан Ксавьер дел Бас. Тасон.
Аризона. 1784-1797. Главный фасад.
Фрагмент фасада.
Слайд 38Церковь Св. Франциска де Асис.
Лима. Перу. 1673.
Церковь Санта-Мария
де Окотлан
близ Тласкалы. Мексика. Ок. 1745 — 1760.
Слайд 39Церковь Св. Себастьяна у Санта Приска. Тахо. Мексика. 1751—1758.
Пример
мексиканской разновидности чуррегереско.
Слайд 40Национальный кафедральный собор. Мехико. Мексика. 1563 – 1667. Построен в
честь взятия Кортесом ацтекского города Теночтитлан. Освящен в 1667.
Центральный
купол и колокольни возведены Мануелем Толса в 1813.
Слайд 41Кафедральный собор. Мехико. Мексика. Интерьер.
Слайд 43Паласио Фронтейра, Бенфике, Лиссабон. Начат после 1667.
Барокко в Португалии
Слайд 44Жоан Антунеш. Реконструкция церкви Сайту Анграсиу. Лиссабон. 1682.
Слайд 45Иоганн Фридрих Людвиг. Проект Ф. Юварры. Дворец-монастырь Мафра. 1717—1730.
Слайд 46Иоганн Фридрих Людвиг. Проект Ф. Юварры. Дворец-монастырь Мафра. 1717—1730. План
комплекса. Интерьер базалаки.
Слайд 47Николау Назони. Солар де Матеуш близ Вила Реал. 1-я пол.
XVIII в.
Слайд 48Николау Назони. Церковь Сан Педро душ Клеригуш. Порту. 1732 -1780.
Абсидная колокольня. Фрагмент завершения.
Слайд 49Николау Назони. Церковь Бон Жезуш вон Матазиноуш. Закончена в 1748.
Слайд 50Андре Соареш. Паломническая церковь в Фальперре. 1753—1755.
Николау Назони. Паломническая
церковь Носса Сеньора душ Ремедиуш. Ламергу. 1725. Фасад.
Слайд 51Оформление подъема к церкви Бон Жезуш да Монте. Теноеш. Брага.
1773 – 1827.
Слайд 52Андре Соареш. Камара Мунисипаль. Брага. 1754.
Слайд 53Андре Соареш да Сильва. Дворец Мехиканш. Брага. Фасад XVIII в.
Слайд 54Гравюра 1755 года
изображающая руины
Лиссабона в пламени
пожаров и
цунами,
накрывающее корабли
в гавани.
В северных областях Португалии существовали
относительно стабильные социальные и экономические условия, способствовавшие развитию архитектуры. В то же время столицу, поразили два сильнейших потрясения: смерть короля Жоана V и землетрясение 1755 г. Опустевшая государственная казна, ненависть к покойному королю, разрушение старого центра Лиссабона — все это создало идеальные условия для реализации новых, решительных, временами утопических социально-политических проектов.
Слайд 55Праса ду Комерсиу. Лиссабон. 1755-1873.
Слайд 56Праса ду Комерсиу. Лиссабон. 1755-1873.
Слайд 57Матеуш Висенте де Оливейра. Дворец Келуш близ Лиссабона. 1747-1752.
Парковый
фасад. Интерьер. Тронный зал.
Слайд 58Алейжадинью. Церковь
Сан-Франсиску в Ору-Прету. Бразилия. 1766-1794.
М. Ф. ди
Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету. Бразилия. 1785.
Общий вид. План.
Архитектура в португальских колониях
Слайд 59Алейжадинью. Церковь Бон жезуш ду Матосиньос. Конгоньяс ду Кампу. Бразилия.
1757.
Слайд 60Литература:
Испания:
Левина И. Искусство Испании XVI-XVII веков. М.,1965.
Малицкая Ц.М. Испанская
живопись XVI-XVII веков. М.,1947. (статьи об Эль Греко, Веласкесе и
Сурбаране).
Малицкая К.М. Испания. Москва, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935.
Португалия :
Каптерева Т.П. Искусство Португалии. М.,1990.