Разделы презентаций


Безопасность жизнедеятельности

Содержание

Реалии современной жизни таковы, что без научного подхода к обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан общества сегодня не обойтись. Человечество, шагнув в XXI век, столкнулось с системным характером угроз и опасностей. Уберечь и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Безопасность
жизнедеятельности

Безопасностьжизнедеятельности

Слайд 2Реалии современной жизни таковы, что без научного подхода к обеспечению

безопасности жизнедеятельности граждан общества сегодня не обойтись.
Человечество, шагнув в

XXI век, столкнулось с системным характером угроз и опасностей. Уберечь и предостеречь человечество от их проявления под силу только науке и самому человечеству, вооруженному знаниями в области безопасности жизнедеятельности.

О значении знаний в области БЖД

Реалии современной жизни таковы, что без научного подхода к обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан общества сегодня не обойтись.

Слайд 3
Литература
1. Арустамов Э.А. Безопасность жинедеятельности: Учебник. - М.: Изд. Центр

«Академия», 2009.

2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных

ситуациях: Учеб. пособие.- М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник.- М.: Высш. шк., 2004.

4. Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во «Дашков и К», 2010.

5. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник.- М.: ФОРУМ, 2012.
Литература1. Арустамов Э.А. Безопасность жинедеятельности: Учебник. - М.: Изд. Центр «Академия», 2009.2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения

Слайд 4
Лекция 1:
Безопасность жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»

Лекция 1: Безопасность жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»

Слайд 5
Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина.
Основы взаимодействия в системе

«человек – среда обитания».
Факторы и опасности среды обитания, их

влияние на жизнедеятельность человека.

План лекции:

Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина.Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания». Факторы и опасности

Слайд 6БЖД как человеческая практика и как наука
Как
человеческая
практика
Как
научное
направление
Безопасность
жизнедея-
тельности

БЖД как человеческая практика и как наука Как человеческаяпрактикаКакнаучноенаправлениеБезопасностьжизнедея-тельности

Слайд 7
Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний

слой атмосферы, гидросферу и верхние слои литосферы, не испытавших техногенного

воздействия

Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми с помощью технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Биосфера и техносфера

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, 	включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхние 	слои литосферы,

Слайд 8Техносфера – не саморазвивающаяся среда. Она рукотворна. Она создается человеком

с помощью технических средств и представляет собой территории, занятые городами,

поселками, промышленными зонами и промышленными предприятиями, местами разработки земных недр и т.д.

Техносфера

Техносфера – не саморазвивающаяся среда. Она рукотворна. Она создается человеком с помощью технических средств и представляет собой

Слайд 9Задача любой науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний

о действительности, которые достигаются на основе познания законов и закономерностей

их становления, развития и проявления.

Задача науки БЖД – исследование закономерных проявлений опасностей

- антропогенного (ошибочных или противоправных действий человека как в техногенной сфере, так в социальной и правовой сфере),
- техногенного (опасности, создающиеся элементами техносферы: машины, сооружения, вещества),
- естественного происхождения (обусловленные климатическими, природными воздействиями),

и на этой базе обоснование механизмов защиты и достижения комфортных условий жизнедеятельности человека.

Безопасность жизнедеятельности как наука

Задача любой науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, которые достигаются на основе познания

Слайд 10 Предметом БЖД как науки являются опасности и их совокупности, действующие

в системах «объект защиты – источник опасности» («человек – среда

обитания)


БЖД выступает самостоятельным разделом науки «ноксологии» - науки об опасностях Вселенной.

Предмет БЖД

Предметом БЖД как науки являются опасности и их совокупности, действующие в 	системах «объект защиты – источник опасности»

Слайд 11
Безопасность жизнедеятельности – это наука об опасностях среды обитания, а

также об условиях и средствах реализации комфортного, травмобезопасного и допустимого

взаимодействия человека с компонентами среды обитания.

БЖД как наука

Безопасность жизнедеятельности – это наука об опасностях среды обитания, а также об условиях и средствах реализации комфортного,

Слайд 12
Опасность – это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека

и среду его обитания вредных факторов различного происхождения, угрожающих жизни,

здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.

Опасность как категория БЖД

Опасность – это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и среду его обитания вредных факторов различного

Слайд 131. Материальный мир потенциально опасен.
2.Опасности существуют, если потоки вещества, энергии

или информации от источника опасности превышают предельно допустимые значения для

объекта защиты.
3.Реализация опасностей возможна, если источник опасности и объект защиты по координатам пребывания в пространстве и времени совпадают.
4. Опасности оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия.
5. Действия опасностей сопровождаются ущербом для объекта защиты.
6. Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника опасности и объекта защиты, увеличение расстояния между ними и применения защитных мер.
7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека.

Аксиомы науки БЖД

1. Материальный мир потенциально опасен.2.Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают предельно

Слайд 14




1. Материальный мир потенциально опасен.

Аксиомы науки БЖД

1. Материальный мир потенциально опасен.	Аксиомы науки БЖД

Слайд 15




2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от

источника опасности превышают предельно допустимые значения для объекта защиты.

Аксиомы науки

БЖД
2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают предельно допустимые значения для

Слайд 16




3. Реализация опасностей возможна, если источник опасности и объект защиты

по координатам пребывания в пространстве и времени совпадают.

Аксиомы науки БЖД

3. Реализация опасностей возможна, если источник опасности и объект защиты по координатам пребывания в пространстве и времени

Слайд 17




4. Опасности источника опасности оказывают негативное воздействие одновременно на все

объекты защиты, находящиеся в зоне их действия.

Аксиомы науки БЖД

4. Опасности источника опасности оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия.	Аксиомы

Слайд 18




5. Действия опасностей сопровождаются ущербом для объекта защиты.

Аксиомы науки БЖД

5. Действия опасностей сопровождаются ущербом для объекта защиты.	Аксиомы науки БЖД

Слайд 19


6. Защита объекта от опасностей технических систем достижима за счет

снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника опасности

и объекта защиты, увеличение расстояния между ними и применения защитных мер.

Аксиомы науки БЖД

6. Защита объекта от опасностей технических систем достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени

Слайд 20


7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от

них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека.


Аксиомы науки БЖД

7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности

Слайд 21
Безопасность – такое состояние сложной системы, когда действие внешних и

внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности

ее функционирования и развития.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от потенциально или реально существующих угроз (опасностей).

Безопасность как категория БЖД

Безопасность – такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы

Слайд 22
Жизнедеятельность – способ существования человека, особый вид его социальной активности,

направленный на созидание в различных видах деятельности (повседневная деятельность, быт,

отдых), протекающий в постоянном взаимодействии со средой обитания.

Жизнедеятельность как категория БЖД

Жизнедеятельность – способ существования человека, особый вид его социальной активности, направленный на созидание в различных видах деятельности

Слайд 23 Цель изучения дисциплины БЖД – формирование у обучающихся представления

о неразрывном единстве профессиональной и иной деятельности с требованиями безопасности

при эксплуатации технических систем, в различных формах социального взаимодействия и социального действия, о необходимости реализации условий комфортности и защищенности себя и окружающих, в том числе и окружающей среды от опасностей.

Цель изучения дисциплины БЖД

Цель изучения дисциплины БЖД – формирование у обучающихся представления о неразрывном единстве профессиональной и иной деятельности

Слайд 24
Изучение дисциплины БЖД предназначено для:
формирования у студентов сознательного и

ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих (окружающей

среды обитания);
формирования основополагающих знаний и умений по распознаванию и оценке опасные ситуаций и вредных факторов среды обитания, по выбору способов защиты от них;
формирования умений по ликвидации последствии и готовности оказывать самопомощь, взаимопомощь в случаях проявления различных опасностей.

Задачи изучения дисциплины БЖД

Изучение дисциплины БЖД предназначено для: формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и

Слайд 25
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических,

технических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное

воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, в том числе и потомство.

Среда обитания

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, технических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать

Слайд 26

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя в

процессе жизнедеятельности человека постоянно действующую систему «человек – среда обитания».


Человек - среда обитания

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя в процессе жизнедеятельности человека постоянно действующую систему «человек

Слайд 27
Система есть совокупность или множество связанных между собой элементов.
В самом

общем плане понятие «система» характеризуется:
- наличием множества элементов;
- наличием устойчивых

связей между элементами;
- целостным характером данного образования.

Система:

Система есть совокупность или множество связанных 	между собой элементов.В самом общем плане понятие «система» характеризуется:- наличием множества

Слайд 28
Эволюционный процесс системы «человек – среда обитания» связан с непрерывным

процессом изменения компонентов, ее наполняющих:

- Совершенствовался сам человек, увеличивалась численность

населения Земли, изменялись общественные уклады, социальная основа общества, механизмы взаимодействия человека со средой обитания;

- Изменялась среда обитания ([Биосфера] – [Биосфера + Социальная среда] – [Биосфера + Социальная среда + Техносфера], [расширение территорий освоенных человеком земель, недр] и т.д.)

Эволюция системы «человек – среда обитания»

Эволюционный процесс системы «человек – среда обитания» связан с непрерывным процессом изменения компонентов, ее наполняющих:	- Совершенствовался сам

Слайд 29
Взаимодействие человека со средой обитания основано на передаче веществ и

энергии, всех видов информации.
В соответствии с законом сохранения жизни

Ю.Н. Куражковского:

«Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков веществ, энергии и информации».

Взаимодействие человека со средой обитания

Взаимодействие человека со средой обитания основано на передаче веществ и энергии, всех видов информации. В соответствии с

Слайд 30
Применительно к компонентам системы «человек – среда обитания» можно выделить

следующие группы потоков, имеющих непосредственное влияние на жизнедеятельность человека:
- Потоки

естественной среды;
- Потоки в техносфере;
- Потоки в социальной среде;
- Потоки, обусловленные жизненными циклами человека.

Взаимодействие человека со средой обитания

Применительно к компонентам системы «человек – среда обитания» можно выделить следующие группы потоков, имеющих непосредственное влияние на

Слайд 31В естественной среде:
- солнечное излучение;
- излучение звезд и других планет;
-

космические лучи;
- космическая пыль;
- астероиды;
- электрическое и магнитное поля Земли;
-

кругооборот веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах;
- атмосферные, гидросферные и литосферные явления и др.

Потоки естественной среды

В естественной среде:		- солнечное излучение;		- излучение звезд и других планет;		- космические лучи;		- космическая пыль;		- астероиды;		- электрическое и

Слайд 32В техносфере:
- потоки сырья,
- потоки энергии;
- потоки продукции отраслей

экономики;
- отходы экономики;
- транспортные потоки;
- потоки искусственного освещения (световые потоки);
-

потоки, вызываемые техногенными авариями и катастрофами .

Потоки техносферы

В техносфере:		- потоки сырья, 		- потоки энергии;		- потоки продукции отраслей экономики;		- отходы экономики;		- транспортные потоки;		- потоки искусственного

Слайд 33Потоки в социальной среде:
- информационные потоки (образовательные, профессиональные, политические, внутренние,

международные и т. д.);
- людские потоки (демография, рождение, смерть, урбанизация,

стратификация и др.);
- потоки обусловленные особенностями психологического и социально психологического взаимодействия людей (эмоционально- чувственные (настроения, страсти, стрессы и др.), познавательные – стремление к познанию, к самосовершенствованию, конфликты и др.);
- потоки, порождаемые процессуальной стороной жизнедеятельности людей в обществе (политическая жизнь, экономическая жизнь, культура, и в то же время – наркозависимость, алкогольная зависимость и др.);

Потоки в социальной среде

Потоки в социальной среде:		- информационные потоки (образовательные, 	профессиональные, политические, внутренние, международные и т. д.);		- людские потоки (демография,

Слайд 34
Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жзнедеятельности:
- потоки

кислорода, воды, пищи, иных веществ (алкоголь,

табак, наркотики и т.п.);
- потоки энергии (механической, тепловой);
- информационные потоки;
- потоки отходов процессов жизнедеятельности человека и др.

Потоки жизнедеятельности человека

Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жзнедеятельности:		- потоки кислорода, воды, пищи, иных веществ (алкоголь,

Слайд 35
Потоки масс, энергии и информации, распределяясь в земном пространстве,

образуют среду обитания для человека, флоры и фауны. Сам процесс

взаимодействия и воздействия потоков на человека, флору и фауну будет обусловлен интенсивностью и длительностью экспозиции потоков.

Взаимодействие человека со средой обитания

Потоки масс, энергии и информации, распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для человека, флоры и

Слайд 36
В процессе жизнедеятельности человека в среде обитания, он постоянно решает

как минимум две основные задачи:
обеспечивает реализацию своих потребностей (духовных,

материальных – в пище, одежде, в чистом воздухе и др.);
создает и использует защиту от неблагоприятных и вредных воздействий как естественной среды обитания, так и себе подобных.

Взаимодействие человека со средой обитания

В процессе жизнедеятельности человека в среде обитания, он постоянно решает как минимум две основные задачи: 	обеспечивает реализацию

Слайд 37
Для каждой среды обитания характерен свой специфический набор факторов,

условий и опасностей, сопровождающих жизнедеятельность человека.
Факторы и опасности среды обитания

Для каждой среды обитания характерен свой специфический набор факторов, условий и опасностей, сопровождающих жизнедеятельность человека.Факторы и

Слайд 38
В целом факторы среды обитания подразделяются на:

- благоприятные факторы –способствующие

комфортному, безопасному процессу жизнедеятельности;
- факторы допустимые, обеспечивающие проявление негативных последствий

в допустимых, не оказывающих существенного влияния на здоровье, жизнедеятельность человека, пределах;
факторы вредные, оказывающие негативное воздействие, но при надлежащем к ним отношении и обеспечении мер безопасности, допускающие возможность жизнедеятельности человека;
факторы опасные, несовместимые с жизнью организма.

Факторы среды обитания

В целом факторы среды обитания подразделяются на:- благоприятные факторы –способствующие комфортному, безопасному процессу жизнедеятельности;- факторы допустимые, обеспечивающие

Слайд 39- комфортное (оптимальное) – потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия (условия

деятельности, отдыха, для работоспособности и продуктивности деятельности, сохранения здоровья);
- допустимые

– потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, флору и фауну, но приводят к дискомфорту, снижают работоспособность, влияют на настроение, психологическое самочувствие и др.;
- опасные, когда потоки превышают допустимые уровни, могут оказать негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии осложнения и заболевания, деградацию природной среды;
- чрезвычайно опасные, когда высокий уровень их потоков способен привести к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Характерные ситуации взаимодействия в системе
«человек – среда обитания»

- комфортное (оптимальное) – потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия (условия деятельности, отдыха, для работоспособности и продуктивности деятельности,

Слайд 40
Опасности – негативные воздействия факторов среды обитания, внезапно возникающие, периодически

или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания».

Опасности в

среде обитания связаны с проявлением негативных или явно опасных для жизни и здоровья человека факторов среды обитания, способных причинить ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.

Сущность опасности

Опасности – негативные воздействия факторов среды обитания, 	внезапно возникающие, периодически или постоянно 	действующие в системе «человек –

Слайд 41




2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от

источника опасности превышают предельно допустимые значения для объекта защиты.

Аксиомы науки

БЖД
2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают предельно допустимые значения для

Слайд 42
1. По видам источников возникновения опасностей:
опасности, порождаемые естественной средой обитания

(естественные опасности);
- техногенные опасности, опасности создаваемые техническими системами;
- антропогенные опасности,

опасности, порождаемы деятельностью человека.

Классификация опасностей

1. По видам источников возникновения опасностей:опасности, порождаемые естественной средой обитания (естественные опасности);- техногенные опасности, опасности создаваемые техническими

Слайд 43
2. По видам проявления в среде обитания :
энергетические;

информационные;
вещественные (потоки веществ ядерного распада и др.)
Классификация опасностей

2. По видам проявления в среде обитания : энергетические; информационные; вещественные (потоки веществ ядерного распада и др.)Классификация

Слайд 44
3. По моменту возникновения и длительности воздействия:

- прогнозируемые;
- спонтанные;
- постоянные;
-

периодические;
- кратковременные.
Классификация опасностей

3. По моменту возникновения и длительности воздействия:			- прогнозируемые;		- спонтанные;			- постоянные;				- периодические;					- кратковременные.Классификация опасностей

Слайд 45
4. По величине потоков в среде обитания и воздействию на

организм человека:
- предельно допустимые,
- опасные,
- чрезвычайно опасные,
- вредные,
- травмоопасные,
-

смертельно опасные.

Классификация опасностей

4. По величине потоков в среде обитания и воздействию на организм человека:- предельно допустимые,- опасные,- чрезвычайно опасные,-

Слайд 46
5. По способности человека ощущать воздействие опасностей:

- ощущаемые;

- неощущаемые.
Классификация опасностей

5. По способности человека ощущать воздействие опасностей:		- ощущаемые;	- неощущаемые.Классификация опасностей

Слайд 47
6. По воздействию на объекты защиты:

- действующие на человека (в

индивидуальном, коллективном, массовом характере проявления),
- действующие на природную среду,
- действующие

на материальные ресурсы,
- комплексный характер воздействия.

Классификация опасностей

6. По воздействию на объекты защиты:		- действующие на человека (в индивидуальном, коллективном, массовом характере проявления),	- действующие на

Слайд 48
7. По характеру зоны воздействия опасностей:

локальные,
- региональные,
- межрегиональные,
- глобальные.
Классификация

опасностей

7. По характеру зоны воздействия опасностей:	 локальные,- региональные,- межрегиональные,- глобальные.Классификация опасностей

Слайд 49
8. По видам зон воздействия:

- производственные,
- бытовые,
- транспортные,

- зоны ЧС.
Классификация опасностей

8. По видам зон воздействия:		 - производственные, - бытовые,- транспортные,  - зоны ЧС.	Классификация опасностей

Слайд 50 1.Таким образом, взаимодействия человека со средой обитания носит системный характер,

а сама эта система рассматривается как система «человек – среда

обитания».
2. Сложная система взаимосвязи человека со средой обитания предполагает видение и понимание этих процессов во взаимосвязи и взаимообусловленности в проявлениях во всех компонентах этой системы.
3. Важное значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности имеет классификация факторов среды обитания и определение характера их влияния на жизнь, здоровье и работоспособность человека, на сохранение флоры и фауны, всей окружающей среды.

Выводы

1.Таким образом, взаимодействия человека со средой обитания носит системный характер, а сама эта система рассматривается как система

Слайд 51 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика