Слайд 1Библиотерапия как метод профилактики стресса и оптимизации состояний человека
Подготовила Батурина
Елена, ФПБ-41
Слайд 2О чем этот метод терапии
Библиотерапия — это психотерапевтический метод, использующий
литературу как форму коррекции психического состояния пациента.
Слайд 3История метода
История появления библиотерапии уходит корнями еще во времена Древнего
Египта.
В средневековой Европе лекари применяли книги как лекарство для
души. Однако статус науки библиотерапия получила лишь в начале 20 века.
Впервые данный термин упомянул американский психолог С. М. Кротхерс в 1916 году.
В России первые практические шаги в данном направлении были сделаны только в 1927 году
Слайд 4Области применения
Библиотерапия возникла на стыке 4 наук: медицины, психологии, психиатрии
и библиотечного дела.
Свое применение она нашла в самых разных
областях: психологии, педагогике, работе с детьми, трудными подростками и пожилыми людьми.
Методика применяется в психиатрических клиниках, реабилитационных центрах, детских домах, школах, домах престарелых.
Слайд 5Цели методики:
1) Научить пациента позитивному мышлению, удалить из сознания негативизм
и пессимизм.
2) Научить честно и свободно признавать свои чувства
и проблемы, при этом не испытывая страха, вины и стыда.
3) Помочь пациенту найти альтернативные пути решения проблем и выхода из тупиковых состояний.
4) Стимулировать воображение и положительные эмоции.
5) Помочь подняться над неприятностями и посмотреть на них с другой стороны.
Слайд 6Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий
смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно.
Слайд 7Методы библиотерапии
1) Коррекционный метод
2) Психокоррекционный метод
Слайд 8Виды библиотерапии
1) Чтение вслух
2) Пересказ
3) Сочинение собственных произведений
4) Иллюстрирование
5)
Отождествление
6) Домашнее чтение, с последующим обсуждением
7) Постановка – экспромт
Слайд 9Библиотерапия для детей
Свойство детской психики — отождествлять себя с положительным
героем. Почти каждый ребенок склонен размышлять над поведением героя и
оценивать собственное поведение.
Задача терапевта: с помощью детских произведений познакомить ребенка с понятиями добра и зла. Благодаря библиотерапии малыш учится видеть связь между поступком и его последствиями, учится ответственности.
Слайд 10Плюсы данного метода
1) Юному пациенту не требуется специальная подготовка.
2) Терапевту
не сложно подобрать произведение под конкретную проблему малыша.
3) Не
требуется постоянный контакт терапевта и ребенка.
4) Получив рекомендацию, ребенок может читать самостоятельно или вместе родителями.
5) Ненавязчивость методики. Здесь ни кто не критикует, не ругает ребенка, он самостоятельно распознает себя и свою проблему в герое и сюжете.
Слайд 11Библиотерапия для пожилых
Большинство пожилых людей, также как и молодые, имеет
свои проблемы и трудности, это:
Семейные неурядицы.
Проблемы со здоровьем.
Неудовлетворение и депрессия.
Внимание! Работа с пожилыми людьми особенно сложна для терапевта. От него потребуется особая деликатность и подготовка. Здесь недопустимы слишком сильные эмоции и выход за привычные рамки. Так как это только навредит пациенту.
Слайд 12Методика библиотерапии, упражнения
Основа метода — систематическое чтение с целью улучшения
психологического состояния пациента.
Основные этапы:
Психотерапевт составляют перечень произведений наиболее подходящий
для конкретного пациента
Перед началом занятия пациент получает инструкцию от терапевта, где указанно, какая именно литература будет для него полезна.
После прочтения с пациентом проводится беседа. Терапевт задает пациенту вопросы, которые раскрыть его состояние.
В ходе занятия пациент обязательно должен вести читательский дневник.
Слайд 13Что необходимо для проведения занятия?
Во-первых, психотерапевт должен быть хорошо
подготовлен.
Во-вторых, терапевт обязательно должен быть осведомлен о проблемах пациента, его
состоянии, литературных предпочтениях, культурном уровне. На основании этого специалист составляет список литературы.
В-третьих, ведущий обязательно подбирает методику чтения.
Слайд 14Упражнения, которые применяются в библиотерапии
Составление письма.
Написание стихов без
рифмы (сиквейнов).
Написание литературного произведения в прозе.
Написание автобиографии
Чтение вслух.
Обсуждение
произведения методом «дельфин».
Ролевое чтение.