Разделы презентаций


Биологические основы рассудочной деятельности и биологические предпосылки презентация, доклад

Содержание

Н. Н. Ладыгиной-Котс удалось установить следующие особенности мышления высших обезьян: способность шимпанзе к отождествлению и к элементарной абстракции.Шимпанзе оказался способным к установлению адаптивных связей и отношений между предметами при употреблении вспомогательного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Биологические основы

рассудочной деятельности и биологические предпосылки мышления человека
Зорина З.А.
zorina_z.a@mail.ru
8 903 205 69 85

Лаб. физиологии и генетики поведения,
кафедра ВНД, Биологический ф-т,
Московский гос. университет
имени М.В.Ломоносова, Москва

Биологические основы

Слайд 2Н. Н. Ладыгиной-Котс удалось установить следующие особенности мышления высших обезьян:

способность шимпанзе к отождествлению и к элементарной абстракции.
Шимпанзе оказался способным

к установлению адаптивных связей и отношений между предметами при употреблении вспомогательного предмета-«орудия» в ситуации доставания приманки. В соответствии с этим было установлено, что мышление антропоидов проявляется в двух разных по сложности и глубине форма:
I - в установлении связей между раздражителями (предметами и явлениями), непосредственно воспринимаемыми, т. е. на базе анализа и синтеза наглядно обозреваемой ситуации;
II – в форме установления связей между следовыми раздражителями и непосредственно воспринимаемыми), т. е. синтеза зрительных следов от одного предмета с непосредственным восприятием другого предмета.
Ограниченность мышления высших обезьян заключаются в неспособности к установлению связей на базе одних следовых раздражений (вследствие слабости зрительных следов-представлений, их ситуационной связанности) и вследствие этого неспособность шимпанзе к мысленному оперированию представлениями и ряд других конкретных особенностей мышления антропоидов.
Н. Н. Ладыгиной-Котс удалось установить следующие особенности мышления высших обезьян: способность шимпанзе к отождествлению и к элементарной

Слайд 3Лекция 3
Экспериментальное изучение элементарного мышления животных: задачи, требующие применения орудий





Лекция 3Экспериментальное изучение элементарного мышления животных: задачи, требующие применения орудий

Слайд 4Мышление человека - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности,

при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия

и категории, составляющие внутреннюю картину его мира. Мышление – это отыскание и открытие существенно нового, решение задач в неожиданно возникших ситуациях, для которых нет «готового» решения.
Мышление человека - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений,

Слайд 5Основные направления экспериментальных исследований мышления животных:
1. способны ли они

к решению новых задач в экстренно возникших ситуациях, для выхода

из которых у них нет «готового решения»;

2. способны ли животные к обобщению, абстрагированию и усвоению символов.
Основные направления экспериментальных исследований мышления животных:  1. способны ли они к решению новых задач в экстренно

Слайд 6Некоторые модели для поиска зачатков мышления у животных:
- Проблемные

ситуации, для выхода из которых «нет готового решения»:
тесты, требующие применения

орудий

тесты, требующие использования «эмпирических законов»
(по Л.В.Крушинскому);
- Модели, основанные на операции обобщения:
«Счет» - способность к оценке числовых и количественных параметров - numerical competence
- «Языки-посредники» (антропоиды, попугай, дельфины)

Некоторые модели для поиска зачатков мышления у  животных:- Проблемные ситуации, для выхода из которых «нет готового

Слайд 7Орудийная деятельность – это
употребление постороннего предмета как вспомогательного средства

для достижения какой-либо биологически значимой цели по К. Э. Фабри
Задачи на

поиск видимой, но физически недоступной приманки.
Орудийная деятельность – это употребление постороннего предмета как вспомогательного средства для достижения какой-либо биологически значимой цели			по К.

Слайд 8Орудийная деятельность шимпанзе в опытах В. Келера (1914-1920) Добывание находящейся

в поле зрения, но физически недоступной приманки («видит око, да

зуб неймет»)
Орудийная деятельность шимпанзе в опытах В. Келера (1914-1920)  Добывание находящейся в поле зрения, но физически недоступной

Слайд 9Отличие «орудийных» задач, предложенных В.Келером, от задач в «проблемном ящике»

Э.Торндайка., состоит в том, что:
«…эксперименты, при помощи которых мы испытывали

животных, ставили последних перед вполне актуальной данной ситуацией, в которой также и решение могло быть тотчас же актуально выполнено», т.е. решение возможно без предварительных проб и ошибок.

Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" 1930. С. 226.

Отличие «орудийных» задач, предложенных В.Келером, от задач в «проблемном ящике» Э.Торндайка., состоит в том, что:«…эксперименты, при помощи

Слайд 10«Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий

мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда

субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного» (Лурия, 1973).

А.Р. Лурия
(1902-1977)

«Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее

Слайд 11Инсайт - "проникновение" или "озарение" – животное достигало цели при

первом же предъявлении, без слепых проб и ошибок, только если

"выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения".


W. Kohler
(1887-1967)

В. Келер Интеллект человекоподобных обезьян (1925,1930)

В опытах 1914-1920 г. впервые описал способность шимпанзе к "инсайту";

Инсайт -

Слайд 12 В основе экстренного решения орудийных задач лежит:
выявление объективных отношений между

элементами ситуации, существенных для успешного решения".
В.Келер, 1930
выявление причинно-следственных связей

между компонентами задачи.
Ладыгина-Котс, Visalberghi и мн. др.
улавливание эмпирических законов, связывающих предметы и явления внешнего мира;
Крушинский, 1977, 2009.
«разумное постижение условий, существенных для действия».
Рубинштейн, 1958;

В основе экстренного решения орудийных задач лежит:выявление объективных отношений между элементами ситуации, существенных для успешного решения

Слайд 13В. Келер предлагал шимпанзе 9 типов постепенно усложнявшихся орудийных задач
Приманку

помещали за решеткой или под потолком вольеры на разных расстояниях,

предлагали разные предметы для использования в качестве орудий;
Самая сложная задача - банан за решеткой, под потолком подвешена палка, в вольере несколько ящиков, наполненных камнями.

Султан успешно выполнил последовательность необходимых операций.
В. Келер предлагал шимпанзе 9 типов постепенно усложнявшихся орудийных задачПриманку помещали за решеткой или под потолком вольеры

Слайд 14 «В основе решения задач у шимпанзе лежит не механическое

чередование проб и ошибок, а целостная оценка отношений внутри ситуации»

(В.Келер, 1925, 1930):
В.Келер описал следующие операции, необходимые для осуществления экстренного решения задачи:

определение пространственных соотношений между целью-приманкой и возможными средствами для ее решения;

определение количественных параметров необходимого орудия;

составление «мысленного плана» серии действий, необходимых для достижения цели (промежуточные действия, подготовительные операции по А.Н.Леонтьеву).


«В основе решения задач у шимпанзе лежит не механическое чередование проб и ошибок, а целостная оценка

Слайд 15Представления В.Келера о природе экстренного решения орудийных задач («инсайта») получили

подтверждение и развитие в работах др. исследователей в 1930 –

1970-е гг.: R.Yerkes повторил опыты В.Келера И.П.Павлов повторил опыты В.Келера Л.А.Фирсов Изучение орудийной деятельности животных в природных условиях. Работы А.И. Счастного и Л.А.Фирсова в Колтушах в 50-80-е годы ХХ в.
Представления В.Келера о природе экстренного решения орудийных задач («инсайта») получили подтверждение и развитие в работах др. исследователей

Слайд 16 Орудийные» задачи применялись и применяются разными авторами и в разных

модификациях.









В.Келер; Л.А.Фирсов; И.П.Павлов; Н.Н.Ладыгина-Котс; С.Л.Новоселова, E.Visalberghi, Mendes et

al., и мн.др.
Орудийные» задачи применялись и применяются разными авторами и в разных модификациях.  В.Келер; Л.А.Фирсов; И.П.Павлов; Н.Н.Ладыгина-Котс; С.Л.Новоселова,

Слайд 17Чтобы спровоцировать обезьян на употребление (а иногда и изготовление) посторонних

предметов («орудий») для достижения видимой, но физически недоступной приманки:

1. ее

подвешивали на большой высоте или располагали на значительном расстоянии от животного, предлагая ящики, палки или тесемки для преодоления этого расстояния

В. Келер, И. П. Павлов и его сотрудники; а также Г. З. Рогинский, Н. Ю. Войтонис, С. Л. Новоселова, Rumbaugh et al., 2000).
Чтобы спровоцировать обезьян на употребление (а иногда и изготовление) посторонних предметов («орудий») для достижения видимой, но физически

Слайд 182. В опытах в лаборатории И. П. Павлова (1949; Денисов, 1953, Воронин,

Фирсов, 1967) для получения приманки требовалось потушить пламя спиртовки.

3.

В опытах Mendes et al. (2007) на орангутанах для добывания приманки требовалось повысить уровень жидкости в стакане.
2. В опытах в лаборатории И. П. Павлова (1949; Денисов, 1953, Воронин, Фирсов, 1967) для получения приманки требовалось потушить

Слайд 19

Орангутаны в Лейпцигском зоопарке доставали орехи, плававшие в стеклянной

трубке, которая была наполовину заполнена водой. Для этого они набирали

в рот воду из поилки, выливали ее в трубку, поднимая уровень воды.
В контрольных условиях они этого не делали.



Mendes N., Hanus D., Call J. Raising the level: orangutans use water as a tool // Biol. Lett. 2007. № 3. P. 453-455.
Орангутаны в Лейпцигском зоопарке доставали орехи, плававшие в стеклянной трубке, которая была наполовину заполнена водой. Для

Слайд 204. Приманку помещали в разного рода узкие трубки (Н. Н. Ладыгина-Котс; Г. Г. Филиппова,

Р. Йеркс, Э. Визальберги, Дж. Чэппелл)

4. Приманку помещали в разного рода узкие трубки (Н. Н. Ладыгина-Котс; Г. Г. Филиппова, Р. Йеркс, Э. Визальберги, Дж. Чэппелл)

Слайд 215. Приманку помещали в более сложные устройства («тайники»), для проникновения

в которые требовался подбор «ключей» определенного сечения. Счастный, 1972; Фирсов, 1977.

5. Приманку помещали в более сложные устройства («тайники»), для проникновения в которые требовался подбор «ключей» определенного сечения.

Слайд 22 Полученные в этих работах данные подтверждали способность антропоидов к

экстренному решению «орудийных» задач (к «инсайту»).
Многократное применение однотипных задач позволяло

оценить способность к усовершенствованию орудийных действий и возможность формирования «обобщенного способа действия» (С.Л.Новоселова, 2001).
Полученные в этих работах данные подтверждали способность антропоидов к экстренному решению «орудийных» задач (к «инсайту»).Многократное применение

Слайд 23В 1932 -1935 г. сотрудник И.П.Павлова П.К.Денисов получил в подарок

из Франции Розу и Рафаэля. Он не только участвовал в

повторении опытов В.Келера, но разработал собственную оригинальную методику опыты с «тушением огня».

В 1932 -1935 г. сотрудник И.П.Павлова П.К.Денисов получил в подарок из Франции Розу и Рафаэля. Он не

Слайд 24Видео: И.П.Павлов повторил опыты В.Келера на шимпанзе Рафаэле (Колтуши, 1930-е

гг.)

Видео: И.П.Павлов повторил опыты В.Келера на шимпанзе Рафаэле (Колтуши, 1930-е гг.)

Слайд 25Тушение огня для получения приманки
(опыты П.К.Денисова Э.Г. Вацуро и

М.П.Штодина,1935)

Тушение огня для получения приманки (опыты П.К.Денисова Э.Г. Вацуро и М.П.Штодина,1935)

Слайд 28«…А когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным

рефлексом не назовешь. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной

связи вещей, зачатки того конкретного мышления, которым мы орудуем».
(Павлов, 1949, с. 17, заседание 13.11.1935)
«…А когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не назовешь. Это есть случай образования

Слайд 29И.П.Павлов (1935) оценил поведение шимпанзе в обоих этих опытах как

проявление «конкретного мышления», которое нельзя объяснить только как результат образования

условных рефлексов. Эти новые взгляды И.П.Павлова могли бы послужить основой для появления нового направления в отечественной физиологии ВНД, однако его ученики не поняли и не поддержали новых взглядов учителя:

И.П.Павлов (1935) оценил поведение шимпанзе в обоих этих опытах как проявление «конкретного мышления», которое нельзя объяснить только

Слайд 30"Мысль о том, что условный рефлекс — высшая и доминирующая

форма деятельности мозга, оказалась задолбленной у его последователей достаточно крепко,

и было трудно быстро отказаться от нее и примириться с новой мыслью о существовании и более высоких форм церебральной деятельности»
Асратян, 1974.

Поэтому взгляды И.П.Павлова получили развитие и продолжение только в 1970-е гг. в работах Л.А.Фирсова.

Слайд 31Л.А.Фирсов
(1920-2005)
Изучение способности к обобщению.
Изучение орудийной деятельности.

Комплексный подход к анализу когнитивных

способностей приматов Эксперименты в лаборатории и в природных условиях.

Л.А.Фирсов(1920-2005)Изучение способности к обобщению.Изучение орудийной деятельности.Комплексный подход к анализу когнитивных способностей приматов Эксперименты в лаборатории и в

Слайд 32Основные труды Л.А. Фирсова
Память у антропоидов. Физиологический анализ.

Л.: Наука. 1972.
Поведение антропоидов в природных условиях. Л.:

Наука. 1977.
И. П. Павлов и экспериментальная приматология. Л.: Наука, 1982.
Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза. Рук-во по физиологии. Физиология поведения: Нейробиол. Закономерности. Л.: Наука, 1987.
Очерки физиологической психологии. СПб.: “Астер-Х”, 2003.
Эволюция интеллекта. СПб.“Астер-Х”, 2004.
По ухабистым дорогам науки. Спб. 2007

Основные труды Л.А. Фирсова Память у антропоидов. Физиологический 	анализ.  Л.: Наука. 1972. Поведение антропоидов в природных

Слайд 33Л.А.Фирсов (1970-е гг.) повторил опыты И.П.Павлова со «строительством пирамид» и

с «тушением огня» и подтвердил представление И.П.Павлова о том, что

в поведении шимпанзе в этих опытах проявляются элементы «конкретного мышления».

1. Он продемонстрировал способность шимпанзе к достижению одной и той же цели за счет применения разных орудий и разными способами.
Л.А.Фирсов (1970-е гг.) повторил опыты И.П.Павлова со «строительством пирамид» и с «тушением огня» и подтвердил представление И.П.Павлова

Слайд 34Многообразие способов «тушения огня»
Рафаэль
горящие свечки гасил молотком;
использовал разные кружки;
заливал

огонь мочой, налитой в кружку;
использовал бутылку, приготовленную для полива

цветов;
Другие обезьяны:
зачерпывали воду кружкой из таза;
Каролина накрывала огонь тряпкой;
Каролина зачерпывала кружкой воду из озера.
Многообразие способов «тушения огня» Рафаэльгорящие свечки гасил молотком;использовал разные кружки;заливал огонь мочой, налитой в кружку; использовал бутылку,

Слайд 35В течение первого же опытного дня Лада применила следующие способы

добывания приманки (опыты 1960-х г.):
1) опрокидывание аппарата с огнем;
2)

овладение пищей с помощью очень быстрого движения руки через завесу огня;
3) удаление из аппарата металлической детали, в которой горел спирт;
4) закрывание части огня кружкой.

Каждое последующее решение Лада осуществляла сразу же, как только блокировали возможность повторить предыдущее («привычное») решение.
В течение первого же опытного дня Лада применила следующие способы добывания приманки (опыты 1960-х г.):1) опрокидывание аппарата

Слайд 36«Говорящие» бонобо: разные способы тушения свечей на именинном пироге
фильм

Канзи-2

«Говорящие» бонобо:  разные способы тушения свечей на именинном пироге 						фильм Канзи-2

Слайд 371. Л.А.Фирсов обнаружил способность шимпанзе к достижению одной и той

же цели за счет применения разных орудий и разными способами.
2.

разработал ряд новых задач, для решения которых требовалось применить орудие.
1. Л.А.Фирсов обнаружил способность шимпанзе к достижению одной и той же цели за счет применения разных орудий

Слайд 38Пример спонтанного изготовления и применения орудия шимпанзе Тарасом

Пример спонтанного изготовления и применения орудия шимпанзе Тарасом

Слайд 39Предварительная оценка длины нужного орудия (опыт № 2, проведен спустя

год)

Предварительная оценка длины нужного орудия (опыт № 2, проведен спустя год)

Слайд 40Палки, последовательно использованные Сильвой для добывания приманки со дна «колодца»

Палки, последовательно использованные Сильвой для добывания приманки со дна «колодца»

Слайд 41! Эти эксперименты подтвердили, что шимпанзе способны:
решать новые задачи без

случайных проб и ошибок;
Анализировать условия задачи, определять пространственные соотношения между

ее компонентами и количественные характеристики потребного орудия;
! Эти эксперименты подтвердили, что шимпанзе способны:решать новые задачи без случайных проб и ошибок;Анализировать условия задачи, определять

Слайд 421. Л.А.Фирсов обнаружил способность шимпанзе к достижению одной и той

же цели за счет применения разных орудий и разными способами.
2.

разработал ряд новых задач, для решения которых требовалось применить орудие.
3. описал способность шимпанзе планировать поведение в новой ситуации с последовательным применением разных орудий
1. Л.А.Фирсов обнаружил способность шимпанзе к достижению одной и той же цели за счет применения разных орудий

Слайд 43Планирование поведения: последовательное применение разных орудий для экстренного решения

задач в новой ситуации

Побег из вольеры шимпанзе Лады и

Невы
Фирсов «По ухабистым дорогам науки» Спб. 2007. С. 110-113

Планирование поведения:  последовательное применение разных орудий для экстренного решения задач в новой ситуации Побег из вольеры

Слайд 44Хронометраж повторного побега Лады и Невы

1) отбили край столешницы от

стола, который стоял внутри их вольеры уже 4-5 лет;

2) с

помощью образовавшейся палки Лада подтянула оконную штору, втянула в вольеру и сделала жгут из одного ее конца;
3) Лада набрасывала жгут на стол с ключами (2.15 м от решетки), с 15-й попытки (4 мин 17 с) сбросила ключи на пол, а затем с помощью того же жгута из шторы медленно подтянула ключи к вольере;
4) Лада открыла 2 замка (разными ключами) — этому они научились ранее в спец. опытах — и вместе с Невой (подчиненная особь) вышли на свободу через 15 мин 24 с.
Фирсов «По ухабистым дорогам науки» Спб. 2007. С. 110-113
Хронометраж повторного побега Лады и Невы1) отбили край столешницы от стола, который 	стоял внутри их вольеры уже

Слайд 45 “… надо быть слишком предубежденным к психическим возможностям антропоидов, чтобы

во всем описанном [побег из клетки Лады и Невы] увидеть

только совпадение. Общим для поведения обезьян … было отсутствие простого перебора вариантов. Эти акты точно развертывавшейся поведенческой цепи, вероятно, отражают реализацию уже принятого решения, которое может осуществляться как на основе текущей деятельности, так и на основе имеющегося у обезьян жизненного опыта”. (Фирсов, 1987. С. 600)
“… надо быть слишком предубежденным к психическим возможностям антропоидов,

Слайд 46Операции, лежащие в основе орудийной деятельности антропоидов
- выявление причинно-следственных отношений

между компонентами задачи
- анализ пространственных компонентов задачи (расстояние до приманки

и длина палки, которая необходима, чтобы до нее дотянуться;
- планирование своих действий и предвидение их результата;
- достижение одной и той же цели за счет применения орудий разнообразными способами;
- “объединение в единую деятельность двух отдельных операций – решение двухфазных задач” (А.Н. Леонтьев).
Операции, лежащие в основе орудийной деятельности антропоидов	- выявление причинно-следственных отношений между компонентами задачи	- анализ пространственных компонентов задачи

Слайд 47 ? Действительно ли применение орудий основано на создании «мысленного плана»?
Изучение

орудийной деятельности в опытах Н.Н.Ладыгиной-Котс

? Действительно ли применение орудий основано на создании «мысленного плана»?	Изучение орудийной деятельности в опытах Н.Н.Ладыгиной-Котс

Слайд 48 Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в изучение

когнитивных способностей животных
впервые проведено сравнение познавательной деяте- льности детеныша шимпанзе

и ребенка человека;

проведено сравнительное исследование орудийной и конструктивной деятельности приматов;

начато сравнительное изучение количественных оценок (“счета”) у животных;

впервые обнаружена способность шимпанзе к обобщению и абстрагированию методом “выбора на образец”;

обоснована гипотеза о наличии у высших животных предпосылок мышления человека.
Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в изучение  		когнитивных способностей животных впервые проведено сравнение познавательной

Слайд 49Опыты с шимпанзе Парисом в Московском зоопарке в 1940-е годы.

Парис создавал нужное орудие из самых разных заготовок (674) для

того, чтобы доставать приманку из непрозрачной трубки.

Опыты с шимпанзе Парисом в Московском зоопарке в 1940-е годы. Парис создавал нужное орудие из самых разных

Слайд 50Примеры «заготовок» (всего 674), из которых Парис делал палку для

доставания приманки из трубки.
1958 г.

Примеры «заготовок» (всего 674), из которых Парис делал палку для доставания приманки из трубки. 1958 г.

Слайд 51Tool-constructing by chimp. Paris. (N.Ladygina-Kohts, 1959).

Tool-constructing by chimp. Paris. (N.Ladygina-Kohts, 1959).

Слайд 53Н.Н.Ладыгина-Котс «Орудийная и конструктивная деятельность высших обезьян» 1959 г. (книгу

10 лет не пропускали в печать)

Н.Н.Ладыгина-Котс «Орудийная и конструктивная деятельность высших обезьян» 1959 г.   (книгу 10 лет не пропускали в

Слайд 54Фильм об опытах Ладыгиной-Котс

Фильм об опытах Ладыгиной-Котс

Слайд 55Труднее всего для шимпанзе составить орудие из более мелких элементов,

тогда как процесс расчленения для них более привычен и освоен.



Предполагается, что это связано не с трудностью выполнения соответствующих манипуляций, а со спецификой и ограниченностью мышления шимпанзе - “с неспособностью шимпанзе оперировать зрительными образами, представлениями, мысленно комбинировать эти представления применительно к решаемой задаче, т.к. для получения из двух коротких элементов одного длинного надо понимать смысл, т.е. причинно-следственные отношения подобного соединения” (Ладыгина-Котс, 1959, С.277).

Ладыгина-Котс относит орудийную деятельность шимпанзе к проявлениям мышления, хотя и подчеркивает его специфику и ограниченность по сравнению с мышлением человека.
Труднее всего для шимпанзе составить орудие из более мелких элементов, тогда как процесс расчленения для них более

Слайд 56Шимпанзе могут:
применять орудие при первой же встрече с новой задачей;
применять

одно и то же орудие разными способами;
решать одну и ту

же задачу с помощью разных орудий;
Могут последовательно использовать разные орудия для достижения одной и той же цели («подготовительные операции» по Леонтьеву).
могут создать нужное орудие из самых разных заготовок (до 600 в опытах Ладыгиной-Котс);

Можно предположить, что решение осуществляется благодаря тому, что
1. животное проанализировало условия задачи и представляет ее структуру (выявило «причинно-следственные» отношения между ее элементами);
2. сформировало «мысленный план» решения задачи, которое осуществляется в разных вариантах.

Шимпанзе могут:применять орудие при первой же встрече с новой задачей;применять одно и то же орудие разными способами;решать

Слайд 57Сравнительная характеристика орудийной деятельности приматов разных видов:

Сравнительная характеристика орудийной деятельности приматов разных видов:

Слайд 58Мы знаем соседей человека, стоящих ниже на эволюционной лестнице, до

сих пор очень мало, но то немногое, что нам известно,

и данные этой книги не исключают возможности, что в области нашего исследования антропоид также по разуму стоит ближе к человеку, чем ко многим низшим видам обезьян.
В. Келер (1930)
Мы знаем соседей человека, стоящих ниже на эволюционной лестнице, до сих пор очень мало, но то немногое,

Слайд 59

Сравнительная характеристика орудийной деятельности приматов разных видов:
…“никаких принципиальных различий в

формировании онтогенетического опыта у высших и низших обезьян не существует,

и нет никаких оснований усматривать пропасть между низшими и высшими обезьянами, уподоблять поведение высших обезьян человеческому поведению”.

Хильченко, 1953, с. 121

?
Сравнительная характеристика орудийной деятельности приматов разных видов:…“никаких принципиальных различий в формировании онтогенетического опыта у высших и низших

Слайд 60!!!! Л.А.Фирсов (1987) – низшие обезьяны никогда не берут палку

в руки по собственной инициативе, но могут быть этому обучены

(подробнее в след. лекции)
!!!! Л.А.Фирсов (1987) – низшие обезьяны никогда не берут палку в руки по собственной инициативе, но могут

Слайд 61При решении серии однотипных орудийных задач
шимпанзе формируют обобщенный способ

действия;
макаки и капуцины к обобщению опыта решений неспособны и

каждую задачу решают как новую.
С.Л. Новоселова (1965, 2001)
При решении серии однотипных 					орудийных задач шимпанзе формируют обобщенный способ действия;макаки и капуцины к обобщению опыта решений

Слайд 62Капуцины употребляют палку как орудие, только если ее конец зрительно

совмещен с приманкой (по М.Vancatova, 2008)
+
_

Капуцины употребляют палку как орудие, только если ее конец зрительно совмещен с приманкой    (по

Слайд 63Г Сравнение орудийных действий шимпанзе и капуцинов (по E.Visalberghi,1995 )

Г Сравнение орудийных действий шимпанзе и капуцинов  (по E.Visalberghi,1995 )

Слайд 65Добывание приманки из прозрачной трубки с «ловушкой».
В отличие от шимпанзе

капуцины не способны к планированию своих действий и предвидению их

результата
(по E. Visalberghi, 1995)

Сравнительное исследование орудийной деятельности приматов

Добывание приманки из прозрачной трубки с «ловушкой».В отличие от шимпанзе капуцины не способны к планированию своих действий

Слайд 66 Низшие приматы не способны применять орудия по собственной воле
(Фирсов

и мн. др.).
Они осваивают орудия в результате долгого обучения методом

проб и ошибок и поддерживают в некоторых популяциях как «культурную традицию» (след. лекция)
(Ладыгина-Котс, 1923; Visalberghi, 1995)
При обучении применению орудий капуцины не прогнозируют результата своих действий и не вырабатывают «обобщенного способа действия» в отличие от шимпанзе (Новоселова, 1996; 2001)


Низшие приматы не способны применять орудия по собственной воле
(Фирсов и мн. др.).
Они осваивают орудия в результате долгого обучения методом проб и ошибок и поддерживают в некоторых популяциях как «культурную традицию» (след. лекция)
(Ладыгина-Котс, 1923; Visalberghi, 1995)
При обучении применению орудий капуцины не прогнозируют результата своих действий и не вырабатывают «обобщенного способа действия» в отличие от шимпанзе (Новоселова, 1996; 2001)


Низшие приматы не способны применять орудия по собственной воле 					(Фирсов и мн. др.).Они осваивают орудия в результате

Слайд 67!!!! Только человекообразные обезьяны способны использовать (и даже изготовлять) орудия

в новой ситуации без предварительных проб и ошибок.

!!!! Только человекообразные обезьяны способны использовать (и даже изготовлять) орудия в новой ситуации без предварительных проб и

Слайд 68!
!
!
!
«Наши наблюдения хорошо согласуются с данными теории [эволюционного] развития, особенно

подтверждается корреляция между интеллектом и развитием большого мозга».

В. Келер (1925,

1930)
!!!!«Наши наблюдения хорошо согласуются с данными теории [эволюционного] развития, особенно подтверждается корреляция между интеллектом и развитием большого

Слайд 69Орудийная деятельность птиц

Орудийная деятельность птиц

Слайд 70Мозг млекопитающих
Несмотря на отсутствие у птиц новой коры, в

их мозге имеются структуры, гомологичные новой коре по происхождению и

аналогичные ей по функциям.
Мозг млекопитающих Несмотря на отсутствие у птиц новой коры, в их мозге имеются структуры, гомологичные новой коре

Слайд 71Традиционная недооценка психики птиц диктовалась спецификой строения их мозга, которое

радикальным образом отличается от млекопитающих.
Мозг птиц построен по ядерному

типу: слоистая структура - новая кора отсутствует, что заставляло считать их мозг примитивной структурой

Reiner et al., 2004, 2005
Традиционная недооценка психики птиц диктовалась спецификой строения их мозга, которое радикальным образом отличается от млекопитающих.  Мозг

Слайд 72Установлено, что филогенетически молодые структуры – гипер- и неостриатум также

относятся к паллиуму. Они выполняют те же функции и имеют

то же происхождение в эмбриогенезе, что и новая кора,

т.е. являются не только функциональными аналогами, но и гомологами новой коры.

Установлено, что филогенетически молодые структуры – гипер- и неостриатум также относятся к паллиуму. Они выполняют те же

Слайд 73В неволе:
Jones T., Kamil A., 1973 (Cyanocitta cristata)
Powell R.V., Kelly

W., 1975 (Corvus brachyrinchos)
Reid J., 1982 (Corvus brachyrinchos)
Weir А,

Chappell J., Kacelnik A., 2002;
Chappell J., Kacelnik A., 2004 (Corvus moneduloides);


Спонтанное изготовление и применение орудий
у птиц («инсайт»)

В неволе:Jones T., Kamil A., 1973 (Cyanocitta cristata)Powell R.V., Kelly W., 1975 (Corvus brachyrinchos)Reid J., 1982

Слайд 74ВРАНОВЫЕ: изготовление и применение орудий в неволе.
Jones, Kamil, 1973

(Cyanocitta cristata)
Powell, Kelly, 1975 (Corvus brachyrynchos)
Weir et al., 2002

Chappell, Kacelnik, 2004 (Corvus moneduloides)

Bird, Emery, 2009 (Corvus frugilegus)

ВРАНОВЫЕ: изготовление и применение орудий в неволе. Jones, Kamil, 1973 (Cyanocitta cristata)Powell, Kelly, 1975 (Corvus brachyrynchos)Weir et

Слайд 75Орудийная деятельность новокаледонской
вороны (Corvus moneduloides) – основа кормового поведения

в природе.
Формируется в онтогенезе на основе генетической предрасположенности путем подражания

и научения.
Пример «культурной традиции» в сообществах птиц.

Орудийная деятельность новокаледонской вороны (Corvus moneduloides) – основа кормового поведения в природе.Формируется в онтогенезе на основе генетической

Слайд 76«Штыки», палочки и «крючки», изготовляемые Corvus moneduloides в природе

«Штыки», палочки и «крючки», изготовляемые Corvus moneduloides в природе

Слайд 77Behavioural Ecology Research Group at the Dept. of Zoology. University

of Oxford
Изучение орудийной деятельности новокаледонских ворон (Corvus moneduloides)
лабораторными методами

2002 г. по наст. время)

А.Weir A.Kacelnic

Behavioural Ecology Research Group at the Dept. of Zoology. University of OxfordИзучение орудийной деятельности новокаледонских ворон (Corvus

Слайд 78Изготовление орудий в неволе из природных материалов

Изготовление орудий в неволе из природных материалов

Слайд 79Использование орудий в лаборатории

Использование орудий в лаборатории

Слайд 80Изготовление крючка из естественного сырья

Изготовление крючка из естественного сырья

Слайд 81Употребление крючка в неволе
(Weir, Chappell, Kacelnik, 2002, 2004)
В лабораторных

условиях ворона Бетти из многих вариантов орудий выбирает преимущественно крючок,

чтобы достать ведерко с приманкой.

Если крючок отсутствовал, она несколько раз изготовляла его из прямых кусочков проволоки.
Употребление крючка в неволе (Weir, Chappell, Kacelnik, 2002, 2004)В лабораторных условиях ворона Бетти из многих вариантов орудий

Слайд 82Несмотря на новую обстановку, отличную от природных условий добывания корма,

птицы регулярно выбирают КРЮЧОК из предложенных вариантов или видоизменяют заготовки.


Видеозапись поведения птицы, в первый раз!!! не обнаружившей крючка среди предложенных ей заготовок
Несмотря на новую обстановку, отличную от природных условий добывания корма, птицы регулярно выбирают КРЮЧОК из предложенных вариантов

Слайд 84Видеозапись опыта № 5. Изготовляя крючок, Бетти (Corvus moneduloides) загибает

прямую полоску ТРЕМЯ разными способами.

Видеозапись опыта № 5. Изготовляя крючок, Бетти (Corvus moneduloides) загибает прямую полоску ТРЕМЯ разными способами.

Слайд 85
Weir, Kacelnik, 2006
«Подгонка» заготовок (слева) до нужной

формы (справа)

Weir, Kacelnik, 2006 «Подгонка» заготовок (слева) до нужной формы (справа)

Слайд 86Изготовляя крючок, Бетти (Corvus moneduloides) загибает прямую полоску ТРЕМЯ разными

способами.
По-видимому у новокаледонской вороны, как и у шимпанзе, существует «мысленный

образ» необходимого орудия?!
«Betty had a mental representation of what it was she wanted to make».
Weir et al., 2004.
NB! При изготовлении крючка в природе птицы используют совершенно другие материалы и применяют совершенно другие серии действий.

Изготовляя крючок, Бетти (Corvus moneduloides) загибает прямую полоску ТРЕМЯ разными способами.	По-видимому у новокаледонской вороны, как и у

Слайд 87Таким образом, орудийные действия новокаледонских ворон могут иметь совершенно разную

основу:
В природе они основаны, по-видимому, на врожденной предрасположенности и

обучении путем наблюдения и подражания;
В неволе – в новых ситуациях (нет «готовго решения» – птицы изобретают новый способ решения, не прибегая к пробам и ошибкам.


При изготовлении крючка в природе и в неволе птицы используют совершенно разные материалы и применяют совершенно разные серии действий.

Таким образом, орудийные действия новокаледонских ворон могут иметь совершенно разную основу: В природе они основаны, по-видимому, на

Слайд 88Высшая стадия эволюции психики – стадия интеллекта
(по А.Н.Леонтьеву).

«Интеллект возникает

впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или

иную операцию или навык». (Леонтьев, 1972, С. 191).

Составление «мысленного плана» решения, в том числе плана подготовительных операций (выполнение «промежуточных действий»), необходимых для достижения цели.



86
Высшая стадия эволюции психики – стадия интеллекта					 (по А.Н.Леонтьеву).«Интеллект возникает впервые там, где возникает 				процесс подготовления возможности

Слайд 89Поведение Лады при побеге из вольеры – пример выполнения «подготовительных

операций» для достижения нескольких «промежуточных целей».
?
Способны ли птицы к планированию

многостадийной деятельности?
Поведение Лады при побеге из вольеры – пример выполнения «подготовительных операций» для достижения нескольких «промежуточных целей».				?Способны ли

Слайд 90Пять из семи C. moneduloides с первого же раза решили

задачу, в которой для добывания приманки требовалось последовательно использовать три

разных орудия. («двухфазная деятельность» - критерий достижения высшей стадии эволюции психики - «стадии интеллекта» по А.Н.Леонтьеву)

Taylor et al., Complex cognition and behavioural innovation in New Caledonian crows // Proc. R. Soc.(online before print) April 21, 2010.
№38

Пять из семи C. moneduloides с первого же раза решили задачу, в которой для добывания приманки требовалось

Слайд 91Nestor notabilis
В 2000-е гг. появляются многочисленные данные о выдающихся инновационных

способностях и интенсивной исследовательской и манипуляционной деятельности представителя еще одной

группы высших птиц – новозеландского попугая кеа (Nestor notabilis).
Nestor notabilis	В 2000-е гг. появляются многочисленные данные о выдающихся инновационных способностях и интенсивной исследовательской и манипуляционной деятельности

Слайд 92Huber L., Gyula K.G. Technical intelligence in animals: the kea

model // Anim. Cogn. 2006. V. 9. P. 295–305.
Видео: http://smotri.com/video/view/?id=v110196307e2
В

условиях эксперимента кеа способны к употреблению орудий в разнообразных ситуациях.

NB!!! Кеа , как и новокаледонские вороны, способны последовательно употреблять разные орудия для достижения цели, т.е планируют серию
операций.

Huber L., Gyula K.G. Technical intelligence in animals: the kea model // Anim. Cogn. 2006. V. 9.

Слайд 93Таким образом, высшие представители класса птиц, несмотря на принципиально отличное

от млекопитающих строение мозга способны не только применять готовые, но

и приспосабливать новые орудия для достижения видимой, но не доступной приманки.
Таким образом, высшие представители класса птиц, несмотря на принципиально отличное от млекопитающих строение мозга способны не только

Слайд 94Способность врановых к изготовлению и применению орудий в новой ситуации

(в отсутствие «готового решения») – один из доводов в пользу

гипотезы о конвергентной эволюции классов птиц и млекопитающих
Крушинский, 1977;
Emery, Clayton, 2005, 2006
Способность врановых к изготовлению и применению орудий в новой ситуации (в отсутствие «готового решения») – один из

Слайд 95Clayton N. S. Emery N.J. In: Berthoz A., Christen Y.

(Eds.) Neurobiology of “Umwelt”, Springer, 2009, P. 109-123.
Птицы развивались в

процессе эволюции независимо от млекопитающих.

Owls

Clayton N. S. Emery N.J. In: Berthoz A., Christen Y. (Eds.) Neurobiology of “Umwelt”, Springer, 2009, P.

Слайд 96 Ограниченность тестов на

использование орудий:
Мало применимы для сравнительных
исследований;
трактовка данных может быть субъективной;

Необходимость разработки универсальных тестов для сравнительных исследований:
Упрощенные варианты орудийных задач 2000-е гг.;
элементарные логические задачи Л.В.Крушинского;
формирование установки на обучение по H.Harlow.

Ограниченность тестов на

Слайд 97Упрощенные варианты орудийных задач (протоорудийные задачи) 2000-е гг.;
Задачи на подтягивание

приманки с помощью нити.
Задачи на подтягивание приманки, лежащей на подложке.
Задачи

на подтягивание приманки с помощью крючка или Т-образного орудия.
Задачи на добывание приманки из трубки с помощью поршня.
Багоцкая, Смирнова, Зорина, 2009, 2010
Упрощенные варианты орудийных задач (протоорудийные задачи) 2000-е гг.; 	Задачи на подтягивание приманки с помощью нити.Задачи на подтягивание

Слайд 98Капуцины употребляют палку как орудие, только если ее конец зрительно

совмещен с приманкой (по М.Vancatova, 2008)
+
_

Капуцины употребляют палку как орудие, только если ее конец зрительно совмещен с приманкой    (по

Слайд 99
Задачи на подтягивание приманки с помощью нити проводили на птицах

с разным уровнем развития мозга (индекс Портмана).

Багоцкая, Смирнова, Зорина, 2009,

2010
Задачи на подтягивание приманки с помощью нити проводили на птицах с разным уровнем развития мозга (индекс Портмана).			Багоцкая,

Слайд 100Полушарный индекс – отношение веса полушарий к весу ствола мозга

(Portmann, 1947)*
*
*

Полушарный индекс – отношение веса полушарий к весу ствола мозга (Portmann, 1947)***

Слайд 101Объекты для изучения
высшей нервной деятельности птиц

с высшим уровнем развития мозга (ИндП 15).
см. обзор Зорина, Смирнова,

Плескачева, 2007.

врановые попугаи

№ 30

Объекты для изучения   высшей нервной деятельности птиц с высшим уровнем развития мозга (ИндП 15).см. обзор

Слайд 102Объекты для изучения
высшей нервной деятельности птиц

со
средним уровнем развития мозга (ИндП  9 ).
(Проверка гипотезы о

корреляции между уровнем развития мозга и когнитивных способностей)

Лазоревка Клест-еловик (Parus coeruleus) (Loxia curvirostra)

Объекты для изучения   высшей 	нервной деятельности птиц сосредним уровнем развития мозга (ИндП  9 ).(Проверка

Слайд 103 Подтягивать приманку, закрепленную на нити, могут птицы многих видов, но

в основе внешне сходного поведения могут лежать разные механизмы.

Подтягивать приманку, закрепленную на нити, могут птицы многих видов, но в основе внешне сходного поведения могут лежать

Слайд 106Только применение комплекса тестов позволяет выявить истинное понимание структуры задачи

на подтягивание приманки, закрепленной на нити.
Багоцкая и др., 2009,

2010; Обозова и др., в печати
Только применение комплекса тестов позволяет выявить истинное понимание структуры задачи на подтягивание приманки, закрепленной на нити. Багоцкая

Слайд 107Варианты задач на подтягивание подвешенной за нить приманки, предложенных клестам

и лазоревкам
!
!
Ни клесты, ни лазоревки не решают задачи 6 и

7, т. е. не улавливают наличия взаимосвязи между нитью и приманкой.
Опыты Т.А.Обозовой, 2009.
Варианты задач на подтягивание подвешенной за нить приманки, предложенных клестам и лазоревкам!!Ни клесты, ни лазоревки не решают

Слайд 108 Подтягивать приманку, закрепленную на нити, могут птицы многих видов, но

в основе внешне сходного поведения могут лежать разные механизмы.

Подтягивать приманку, закрепленную на нити, могут птицы многих видов, но в основе внешне сходного поведения могут лежать

Слайд 109Решение задач с нитями и подложками врановыми и попугаями
+ уверенно

решают; +/ – решают отдельные особи; – вообще не решают

Решение задач с нитями и подложками  врановыми и попугаями+ уверенно решают; +/ – решают отдельные особи;

Слайд 110Таким образом, чтобы убедиться, что животное решает задачу не случайно,

а действительно улавливает ее структуру, необходимо применять комплекс тестов.

Таким образом, чтобы убедиться, что животное решает задачу не случайно, а действительно улавливает ее структуру, необходимо применять

Слайд 111Задачи на подтягивание приманки с помощью нити:

Клесты и лазоревки –

птицы со «средним» уровнем развития мозга – успешно подтягивают приманку,

подвешенную к присаде на единственной нити.
Они успешно решают тесты с несколькими нитями благодаря тому, что свешиваются с присады, пытаясь максимально приблизиться к приманке, и хватают наиболее близкую к ней нить.
Если им предлагают две приманки, одна из которых привязана к нити, имеющей разрыв, то выбор становится чисто случайным.
Следовательно, птицы со «средним» уровнем развития мозга не улавливают суть задачи – не прослеживают функциональную связь приманки с целой нитью.
ДЛЯ ДОСТОВЕРНОЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ ТАКИХ ЗАДАЧ НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТЕСТОВ!!!! и ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ РАЗНЫХ ВИДОВ.

Задачи на подтягивание приманки с помощью нити:Клесты и лазоревки – птицы со «средним» уровнем развития мозга –

Слайд 112Только врановые и попугаи улавливают связь между приманкой и нитью,

к которой она привязана!!!!

Только врановые и попугаи улавливают связь между приманкой и нитью, к которой она привязана!!!!

Слайд 113Шимпанзе могут:
применять орудие при первой же встрече с новой задачей;
применять

одно и то же орудие разными способами;
решать одну и ту

же задачу с помощью разных орудий;
Могут последовательно использовать разные орудия для достижения одной и той же цели («подготовительные операции» по Леонтьеву).
могут создать нужное орудие из самых разных заготовок (до 600 в опытах Ладыгиной-Котс);

Можно предположить, что решение осуществляется благодаря тому, что
1. животное проанализировало условия задачи и представляет ее структуру (выявило «причинно-следственные» отношения между ее элементами);
2. сформировало «мысленный план» решения задачи, которое осуществляется в разных вариантах.

Шимпанзе могут:применять орудие при первой же встрече с новой задачей;применять одно и то же орудие разными способами;решать

Слайд 114Сравнительная характеристика когнитивных способностей высших млекопитающих и птиц (комплекс тестов)

Сравнительная характеристика когнитивных способностей высших млекопитающих и птиц (комплекс тестов)

Слайд 115Повторить для зачета!!!
Сравнительный анализ решения орудийных задач у разных видов

приматов и птиц

!!!!!Примеры современных сравнительных исследований орудийной деятельности.

Повторить для зачета!!!Сравнительный анализ решения орудийных задач у разных видов приматов и птиц!!!!!Примеры современных сравнительных исследований орудийной

Слайд 116Спасибо за
внимание!

Спасибо за 	  внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика