Слайд 1Бизнес-планирование как комплексный процесс
Бизнес как страх и по нужде или
как призвание
Слайд 2Чтобы было понятно – с кем и чем мы с
Вами будем заниматься, давайте сразу обсудим меня и мои методики
Слайд 4Вас невозможно научить – вы взрослые!
Это и есть причина того,
что многие боятся открыть бизнес, ведь это новый уровень свободы
Слайд 5Я хотел бы настроить Ваш мозг и Ваше тело –
на ответственную работу на себя самого – это и есть
ваш будущий первый бизнес
Это и есть основное правило бизнеса – не бояться начать что-то делать, пока делать не начнешь – никакого опыта не получишь, а нет опыта – нет денег, даже из неудачного опыта можно сделать деньги, поэтому Вам обязательно нужно открыть первый бизнес…
а далее…видно будет
Слайд 6Наш курс логично начать с анализа трех аспектов
Условий, в которых
вы будете работать и будет действовать Ваш бизнес
Ваших навыков и
умений, лежащих в основе бизнес-идеи
Структуры бизнес-плана, который будет соответствовать условиям российской экономики и вашим перспективным направлениям деятельности
Слайд 8В России существуют две ситуации:
Инвестиционный вакуум — есть деньги
для инвестиций, но дать их некому, т.к. нет достаточно грамотных
проектов, в которые можно без лишнего риска вложить капитал.
Инвестиционный тупик — необходимость реализации проекта не вызывает сомнений, но возможность получения реальной прибыли в конкретных экономических условиях проблематична.
Слайд 10Такая ситуация – не случайна
Генетически у нас достаточно долго «отбивали
охоту» думать, принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность и
как результат – в большинстве случаев – мы не можем решиться.
Слайд 11Результатом стало то, что россияне ощутил бессмысленность упорного труда: в
советском союзе как бы ты не трудился – все равно
получал как все, в переходном периоде – ты трудился – тебе вообще не платили… получается – смысла работать - нет
Далее был тяжелый и болезненный переходный период
Слайд 12В настоящее время – эту же динамику продолжает растущая вилка
Это
провоцирует все ту же мысль о бессмысленности работы (все равно
ничего не заработаешь) и купирует инициативу
Слайд 13При этом на самом деле – это достаточно примитивное отражение
стандартного массового восприятия.
На самом деле – все не так
плохо и одновременно не так просто
Слайд 15Чтобы заставить Вас сделать бизнес – не нужно рассказывать примеры,
начитывать методики и т.д. НУЖНО
Забрать у Вас то обычное, за
что Вы сейчас держитесь
Довести Вас до состояния крайнего ужаса, когда без этого – Вам грозит что-то страшное
Гарантировать Вам райскую жизнь после того как Вы решитесь делать бизнес.
Слайд 16Написать бизнес-план…
реализовать бизнес-план…
Можно ли и сложно ли
Слайд 17Структура бизнес-плана унифицирована
Слайд 18Детальный план структуры бизнес-плана
Слайд 19Что из этих разделов и подразделов является наиболее ложным в
вашем текущем восприятии?
Слайд 21После укрупненного рассмотрения бизнес-плана и для того, чтобы определиться как
его писать – нужно понять – для кого мы его
пишем
Слайд 22Нужен ли для бизнеса бизнес-план?
Смотря для какого бизнеса и для
какого уровня Вас. Если бизнес микроскопический и у Вас уже
есть навыки его ведения – то нет, но, в этом случае, нужно подумать о развитии бизнеса, а это уже через бизнес-план
Если на определенном этапе вы поймете, что все для вас стало очевидным – можете не дописывать.
Цель – именно открыть бизнес, а не исписать бумагу и сдать работу
Слайд 23ПОДЫТОЖИВАЯ ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
БИЗНЕС-ПЛАН – очень полезная штука, унифицирует не только
формат представления бизнес-идеи, но и учит мозг просчитывать различные варианты
развития событий, что пригодится и не только в бизнесе.
Слайд 24Стандартные требования к бизнес-плану для себя
Краткость с необходимым уровнем детализации
Логичность
и лаконичность каждого раздела
Собственный механизм создания и реализации бизнеса
Оптимальный
размер бизнес-плана не более 35—40 страниц. Не загромождайте его схемами и рисунками с целью «онаучивания». Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание бизнес-плана. Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное — доступность понимания его содержания.
Слайд 25В завершенном виде – бизнес-план начинается с резюме…
Фактически – резюме
пишется в самом конце работы!!!
Слайд 26Начинается все именно с обоснования своей бизнес-идеи
Слайд 27Понятие «нового продукта» - очень относительно…
Новизной продукта может быть и
качество и упаковка и новая функция уже существующего продукта
Выводить новый
продукт или услугу на рынок – не нужно. Это очень дорого и хлопотно
Слайд 28Процесс выработки идеи нового товара – это как рас самое
сложное
Слайд 29Здесь важно:
Не переоценить свои силы
Использовать не только свой мозг, но
и различные методы генерации (см. файл «методы выработки бизнес-идей»)
Понимать всю
важность и значимость такого понятия как «бизнес-модель» и осознавать необходимость ее выработки (см. файл «эволюция бизнес-моделей»)
Слайд 30При этом нужно понимать, что составление бизнес-плана требует, прежде всего,
анализа всех своих ресурсов
Слайд 31Фактическое начало бизнес-плана – это проведение самоанализа
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
Цель вашей
жизни?
Цель вашей работы?
Цель вашего присутствия здесь?
Ваши навыки?
Ваши таланты?
Ваши +?
Ваши –?
Что
вы хотите от обучения здесь?
Что вы можете предложить окружающим?
Что вы хотите от окружающих?
Что вы хотите от бизнеса?
Что вы можете в бизнесе?
Слайд 32На этом этапе необходимо снять первый «барьер» – это страх…
Все
мы боимся сделать что-либо неправильно или что наши ожидания не
оправдаются
В бизнес-плане – это означает, что чаще всего нас отпугивает невозможность точно посчитать итоговые результаты
Слайд 33Я уделаю столько внимания первому этапу – так как именно
в нем кроется корень успеха или краха как вашего бизнес-плана,
так и бизнеса в целом
Именно поэтому поймите, что даже если вы пришли с какой-то идеей или даже если вы по ней написали бизнес-план – это не повод еще раз подумать.
Слайд 34Правило написания бизнес-плана в целом (30-40 страниц)
Вы пишите «книгу» –
она имеет:
интересную затравку (обоснование идеи),
развитие (анализ рынка, организационные
и производственные аспекты),
Кульминацию (риски и финаспекты)
Заключение (резюме)
Все эти разделы пишутся также по книжному формату – должно быть интересно и логично
Слайд 37Все вышеозначенное делается для того, чтобы сделать вывод, который убедит
инвесторов в целесообразности проекта
Слайд 41Если Ваш бизнес попадает под сертификацию или иное нормативное регулирование,
то добавляется еще один раздел
Слайд 43Главное правило первого раздела
Не бойтесь и пишите-рисуйте.
Делайте в том стиле
и в том объеме, который устраивает Вас
Пока не начнете писать
– не поймете как это сделать правильно и Вам невозможно помочь, идею никто за Вас расписать не сможет.
В общем – ДЕЛАЙТЕ.
Слайд 44Второй раздел связан уже с обоснованием потребительского потенциала
Пожалуй это наиболее
трудозатратный раздел, но в нем лежат основы:
Маретингового раздела
Из него вытекает
производственный раздел
Ну и, соответственно, финансовый.
Это говорит о том, что анализ рынка нужно провести максимально детально и критерием этой детальности служит Ваша убежденность в правильности выбора вашей бизнес-идеи
Слайд 45В наиболее общем виде - содержание
Слайд 47Если объяснять более просто – я бы советовал разбить это
на два уровня:
Укрупненный (электронный) анализ рынка
(анализ статистики и динамики рынка,
основных тенденций развития сайтов конкурентов и т.д.) – цель – отдаленно убедиться в стадии развития рынка
Полевой анализ рынка и конкурентов (самый важный и самый верный способ убедиться в жизнеспособности идеи)
Слайд 48Укрупненный анализ рынка
Смотрим всю информацию, что доступна «не выходя из
дома» – статистика, обзоры, ретроспективный анализ, тенденции, прогнозы, отчеты –
делаем вывод об общем первичном состоянии на выбранном рынке
Смотрим ближайших конкурентов в 2Гис или Яндекс-Маркете или иных наглядных и простых системах
Лезем на сайты конкурентов
Слайд 50Если в ходе первичного анализа
Стало понятно, что все совсем кисло
– это не то, чтобы повод все бросить, но это
очень большой повод задуматься…стоит ли продолжать или уже попробовать посмотреть какой-то иной рынок
Слайд 51На какой стадии лучше заходить?
На какой стадии лучше незаходить?
Слайд 52После того, как исследование общей информации не окончательно «убило» в
Вас вашу бизнес-идею
Переходим к полевому анализу рынка – и это
намного более наглядный и реалистичный вариант анализа – вы идете к конкурентам и смотрите как у них реально все устроено – это позволяет:
Увидеть как реально работает сейчас рынок
Воспользоваться методом «промшпионажа»
Слайд 53Для анализа конкурентов есть только один способ – ИДЕМ к
НИМ
Слайд 55По нему проводим максимум исследования
Слайд 56В идеале – завершением этого раздела является
S
W
O
T
анализ
Слайд 57Теоретические основы SWOT-анализа
* trengths (сильные стороны) —
преимущества
* eaknesses (слабости) — недостатки
pportunities (возможности) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынках услуг и продукции;
hreats (угрозы) — факторы, которые могут потенциально ухудшить
положение организации на рынках услуг и продукции
► SWOT анализ был впервые разработан в первой половине 1960-х годов учеными Гарвардской школы менеджмента
► В 1963г. проф. К.Р.Эндрюс впервые озвучил аббревиатуру SWOT:
S
W
O
T
анализ сильных и слабых сторон организации относительно конкурентов, возможностей и угроз в ее внешней среде;
интегрированный метод стратегического анализа организации, поскольку объединяет в себе исследование факторов как внутренней, так и внешней среды ее функционирования. Внутренние аспекты организационного развития рассматриваются во взаимосвязи с внешними аспектами динамики окружающей среды;
SWOT-анализ – это
Цель SWOT-анализа
выявление внутренних сильных сторон, которые позволяют организации, с одной стороны, воспользоваться возможностями, существующими во внешней среде, и, с другой стороны, избежать внешних угроз, в то же время, принимая во внимание имеющиеся слабые стороны компании
Слайд 61Пример подытоживания данных по конкурентам
Слайд 62Был прецедент
Был хорошо проведен анализ рынка и все достаточно реалистично
посчитано и у разработчика купили этот анализ для того, чтоб
реализовать проект в смежной области, так что в ходе написания бизне-плана можно уже что-то продать
Слайд 63Анализ фитнес-услуг
г. Челябинск:
Слайд 64Таким образом, на данный момент рынок сбыта услуг фитнеса далек
от насыщения. Существующие предложения носят достаточно низкий уровень как по
качеству предоставляемых услуг, так и по их доступности, комфортности, ограниченности и цене.
Существует огромный незадействованный экономически выгодный потенциал в виде целевой аудитории, которая интересуется услугами фитнеса, но не имеет возможности или желания посещать фитнес-клубы и спорт-залы.
Слайд 65Стоимость занятий
Стоимость занятий на уровне среднерыночной стоимости аналогичных занятий в клубах.
Стоимость
занятий зависит от:
количества человек в группе
числа занятий в неделю
географического расположения
Окончательная
стоимость занятий для каждой компании рассчитывается индивидуально.
Слайд 67Углубленный анализ рынка связан с сегментированием
Если объяснять его стандартно –
особо понятно не становится – это деление потребителей на однородные
группы на основе устойчивых признаков
Слайд 69Конечная цель сегментирования
Это структурирование информации о рынке для последующего выбора
целевого сегмента
Слайд 70Потребности в сегментировании
Возникает из-за возможности эффективно охватывать весь рынок и
необходимости сосредоточить усилия на наиболее эффективных для компании сегментах
Слайд 71Необходимым условием сегментации является неоднородность рынка
Слайд 73Итогом всего вышеозначенного является:
выявление
объема,
основных участников,
емкости рынка,
определение своей доли,
выявление прототипа и определение своей стратегии
Слайд 74Однако, когда мы начали делать по этому признаку то:
Получили больше
вопросов, чем ответов
Информация практически не объединялась и не давала возможности
разработать стратегию
Получалось больше вопросов, чем ответов
Слайд 75Ошибка была в том, что мы пытались выделить группы…
Слайд 76На самом деле – ваша задача
Выделить в группах ту, которая
имеет наибольший потенциал, но при этом имеет минимальную задействованность или
максимальную неудовлетворенность
Слайд 77Сегментация по занимающимся людям:
Пример
Слайд 81Здесь же можно исследовать предпочтения потребителей
Слайд 82В итоге все это сводим в раздел
Где для начала обосновываем
методы получения данных
Далее, обозначаем тенденции развития рынка (укрупненно) и его
основные параметры
После этого сегментируем, то есть выделяем новый (ранее не задействованный или обозначаем уже существущий, но неудовлетворенный сегмент потребителей)
Слайд 83В итоге получаем следующее содержание раздела
Слайд 84И конкретные параметры с выводом
Слайд 85В итоге – после раздела «Анализ рынка»
Вы должны убедиться в
полной бесперспективности своей бизнес-идеи
Вы можете убедиться в полной перспективности Вашей
идеи
Вы увидите слабые и сильные стороны своей бизнес-идеи и должны ее доработать
В любом случае вы приобретаете данные по ценовым параметрам и вариантам продвижения для следующего раздела
Слайд 87Маркетинговый раздел
описание канала сбыта продукции (услуги) – магазин розничной торговли,
мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.;
стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей, цена и объем сбыта продукции, анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.
Маркетинговый раздел бизнес-плана должен ответить на ряд вопросов:
— Каков образ потенциального покупателя вашего товара – социальный слой, уровень доходов, модели поведения?
— Как вы оцениваете ваше значение в выбранном сегменте рынка?
— Будет ли объявлена война конкурентам?
— Каков предполагаемый чистый доход от продаж?
— Будут ли системы скидок и льгот?
— Какие каналы распространения товаров предпочтительней?
— Эффективны ли принимаемые меры по продвижению товаров?
— Достаточно ли финансируется реклама?
— И т. д.
Слайд 89Начинаем с ценовой политики и выбора рынка, его ниш и
т.д.
Слайд 90Стратегии по цене и качеству
высокое
среднее
низкое
К а ч е с
т в о
Слайд 91Соответствие цены и ценности
Цена = Ценность
Упущенные
возможности
Недополученная
прибыль
Воспринимаемая ценность
Низкая
Средняя
Высокая
Низкая Средняя Высокая
Запрашиваемая цена
Слайд 92Определение целей ценообразования
Анализ цен и предложений конкурентов
Изучение спроса
Установление исходной цены
Оценка
издержек
Процесс разработки ценовой политики
Адаптация цены
Слайд 93Цели ценообразования
Ориентированные
на прибыль
Ориентированные
на сбыт
Ориентированные
на сохранение
статус-кво
Целевой доход
Максимизация
прибыли
Рост доли рынка
Рост объемов продаж
Встречная конкуренция
Неценовая конкуренция
Слайд 94Цели ценообразования
Выживание
Максимальная текущая прибыль
Максимальный объем продаж
Расширение
доли рынка
Лидерство по качеству
Другие:
частичное покрытие издержек
доступность для населения
максимальное заполнение мест и т.д.
Слайд 95Факторы ценообразования
Внутренние
Цели и стратегия компании
Цели маркетинга
Издержки
(уровень и
структура)
Организация управления ценами (службы и их цели)
Внешние
Тип конкуренции
Цены и предложения конкурентов
Характер спроса (эластичность по цене)
Участники каналов сбыта
Факторы макросреды (экономика, правительство и т. д.).
Слайд 96Как правило, для начала – все очень просто – ваша
ценовая политика
Уже сложившаяся
Существующая
Среднерыночная
Слайд 97А вот выбор ниши - интереснее
С кем и почему собрались
работать вы?
Слайд 100Примерно (но необязательно), это выглядит так:
Слайд 101Кроме того, советую дополнить этот раздел следующим
Слайд 102В итоге делаем вывод о каналах сбыта и продвижения
Слайд 103Общее представление о Ваше маркетинговом плане глазами инвестора
Для того, чтобы
потенциальные клиенты превратились в реальных, малому предприятию необходимо иметь план
маркетинга.
В данном разделе необходимо продумать и описать основные элементы своего плана маркетинга:
конкурентные преимущества услуги;
предполагаемые каналы реализации услуги; ценообразование;
схему распространения товаров/услуг;
рекламу;
методы стимулирования продаж;
организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
Слайд 104План работ:
1. группа под руководством Е.Комбаровой – предзащита – 28
ноября и 5 декабря
2 группа под руководством М. Дроздовой –
предзащита – 28 ноября
Для прохождения на предзащиту – необходимо подготовить – сам бизнес-план, доклад, презентацию
3. Защита общая – 12 декабря
4. Выдача материала для подготовки к экзамену – 19 ноября.
5. допуск к экзамену – фин.план бизнес-плана
До 23:59 часов 27 ноября скинуть мне в почту
Слайд 105Далее идет производственный план
Здесь могут быть описаны основные технологические решения,
лицензии, патенты, особенности производства, необходимое оборудование, источники поставки основных материалов
и оборудования, цены на них.
Необходимо учесть все производственные потребности: техническое оснащение (оборудование), сырье и материалы и т.д.
В производственном плане также должны быть рассчитаны затраты на производство и составлен план производства продукции.
Слайд 108Но лучше, все же это сделать так, как было показано
ранее
1.Тестер суммарного схождения
2.Тестер проверки подвески и амортизаторов
3.Роликовый тормозной
стенд
4.Центральная диагностическая стойка
5.Дымомер
6.Газоанализатор
7.Ножничный подъемник с двойным выходом
8.Пульт управления подъемника
9.Люфтдетектор
10.Тестер проверки и регулировки фар
11.Устройство для вытяжки отработавших газов
12.Шкаф приемщика
Слайд 109Существуют различные методики определения себестоимости
Слайд 110Необходимо понимать, что
вам требуется не совсем бухгалтерский подход к определению
себестоимости
многие затраты носят характер «неявных» и вы не сможете их
вписать в стандартный вариант расчета себестоимости
Ряд затрат учесть просто невозможно в силу их экстренного или незапланированного характера
Вам нужно получить «расширенную» себестоимость, чтоб быть готовым к худшему.
Слайд 112Производственный план
Теплица - «Арочная-8» размером 8*14 м (112 кв.м.) –
171 756 рублей.
ПРИМЕР
Слайд 113Отопление - газовый котел – 50 000 – 60 000
рублей.
Слайд 114Система автополива
Шланг для капельного полива длиной 15 м – 12
шт. Стоимость одного шланга составляет от 894 рублей за штуку
(10 728 рублей за 12 штук).
Штырь-держатель, диффузор для труб, муфта соединительная для капельного шланга, эмиттер – 200 – 500 рублей за комплект (4 200 рублей за комплект).
Слайд 120Сумма затрат на оборудование:135 400 рублей.
Сумма затрат на открытие заведения:
100 910 рублей
Арендная плата за помещение: 9 000 рублей в
месяц.
Итого по производственному разделу: 251 110 рублей.
Слайд 121На примере кофе – удобнее всего разбирать – как вы
считаете себестоимость
Это не бухгалтерская задача – она экономическая, сводится к
тому, что вам нужно быстро все окупить и заработать
Слайд 123Вы должны определиться с организационно-правовой формой, обосновать ее и зарегистрировать
предприятие
Слайд 124Сравним – но выбор за Вами
Меньше некоторых возможностей
Слайд 125Далее вы описываете и просчитываете оргструктуру
Слайд 126После этого начинаются риски…
Можно идти стандартно неправильным путем
Слайд 131Риско-информационная таблица принятия решения.
Слайд 132Итогом оценки риска является
Качественный параметр (минимальный, средний, максимальный)
Количественный – который
представляет собой надбавку, идущую в расчет инвестиционной привлекательности проекта
Слайд 133После этого идут финансовые параметры (финплан)
Это пара страниц текста и
много таблиц расчетов