Слайд 1Больше века на главном пути
Подготовила:
Ладванова О. Н.
библиотекарь ЛТБ ст.
Оренбург
Тел.: 5 - 27-71
Слайд 3
В апреле 2020 года Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных
строителей отмечает знаменательную
дату — 115-летие со дня образования.
Давайте вместе вспомним, как рождался наш профессиональный союз, проверенный временем.
Указом его императорского величества 21 мая 1836 года было утверждено Положение о строительстве первой в России железнодорожной линии от Санкт-Петербурга до Павловска. К осени 1837 года первая очередь этой линии, протяженностью в 21 версту, была завершена. Так в России появилась первая железная дорога. Начался отсчет времени железнодорожного транспорта в России.
Труд железнодорожников был нелегким: опасная и тяжелая работа днем и ночью, сверхурочные, частые разъезды, удаленность от места жительства, низкий уровень механизации, плохие освещение, обогрев, вентиляция.
Продолжительность труда железнодорожников в среднем составляла 10– 11 часов в день, летом — 12–14 часов, перерыв на обед — полтора часа, один выходной день — воскресенье. А те работники, от которых зависела непрерывность работы транспорта, трудились и в выходные, и в праздники.
По мере развития и строительства железных дорог росло число работников, которым нужна была организация для борьбы за свои права, против эксплуатации предпринимателей. В железнодорожных учреждениях (мастерских) начинают формироваться коллективные требования тружеников по улучшению условий труда, повышению заработной платы, страхованию жизни и здоровья. Все более востребованными становятся элементы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и гарантированного представительства работников в диалоге с работодателем.
115 лет тому назад, в апреле 1905 года представители 11 железных дорог провозгласили создание Всероссийского железнодорожного союза. С тех пор, сменяя названия, обновляя программы действий, профсоюз решал главную задачу — защиту прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ.
Слайд 4 За первенство в
создании профессионального объединения могут поспорить и Главные железнодорожные мастерские Красноярска,
и потомки железнодорожников Главных мастерских Московско-Казанской железной дороги, забастовка которых вынудила одного из виднейших организаторов железнодорожного сообщения в России фон Мекка вначале пообещать: «Скорее проложу золотые рельсы до Казани, чем уступлю требованиям рабочих», а потом все же пойти на уступки.
Летом 1905 года, спустя несколько месяцев после стихийного возникновения первых профсоюзных организаций, работники добились заключения коллективных договоров. Одним из первых коллективный договор был заключен на паровозостроительном заводе Гартмана в Луганске. Помимо прочих в него был внесен пункт о том, что администрация завода не имеет права на принятие любых решений социально-производственного характера без согласия депутатского собрания рабочих
Принятый в 1922 году, во время перехода к НЭПу, первый Кодекс законов о труде молодой Советской Республики закрепил нормативно-правовой характер коллективных договоров, признав обязательность их соблюдения. И тогда же был подписан первый генеральный коллективный договор на транспорте между Всероссийским объединенным профессиональным союзом работников железнодорожного и водного транспорта и Народным Комиссариатом путей сообщения.
До 1989 года в отраслях не было единого документа, регламентирующего социальную защищенность работников. Коллективные договоры были на железных дорогах, отделениях, предприятиях. Содержание этих документов отличалось друг от друга, они отражали и экономические возможности предприятий, и региональные особенности территории.
Но к концу 80-х годов для работников этого было недостаточно, в результате либерализации цен и других мер шоковой терапии экономики социально-экономическое положение в стране резко ухудшилось. В Воркуте и Кузбассе шахтеры вышли на улицы, потребовав повышения зарплаты и нормальных условий жизни. Возмущения в коллективах были и на железнодорожном транспорте, на собраниях принимались пакеты неотложных требований, направленных на защиту трудящихся от стихии рынка с угрозами, проведением забастовок, прекращением движения поездов. На повестке дня стоял вопрос о необходимости принятия единого документа, гарантирующего социальную защиту трудящимся.
ЦК профсоюза предложил Министерству путей сообщения и корпорации ТРАНССТРОЙ начать переговорный процесс по разработке отраслевых тарифных соглашений. В мае 1991 года были сформированы двусторонние комиссии, которые приступили к работе над этими нормативными документами, обсуждения шли бурно, но в итоге соглашения были приняты.
Слайд 5 ОТРАСЛЕВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
28 февраля 1992 года было подписано первое
Отраслевое тарифное соглашение по федеральному железнодорожному транспорту — тогда еще между Независимым профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей России, Министерством путей сообщения России и Министерством труда и занятости населения РФ. Такое же соглашение заключили и транспортные строители, и «Промжелдортранс».
За небольшой период времени через отраслевые соглашения удалось решить целый комплекс вопросов социального характера. В первую очередь — повысить оплату труда, внедрить механизм ее поквартальной индексации, улучшить условия труда и обеспечение занятости работников, ранний выход на пенсию работников отдельных профессий, обеспечение продовольствием, условия переселения из районов Крайнего Севера, оказывать материальную поддержку ветеранам и многие другие. С каждым новым соглашением добавлялись социальные льготы и гарантии, в основе которых было улучшение работы отрасли.
С созданием ОАО «РЖД» в ноябре 2004 года был подписан генеральный коллективный договор компании на 2005 год, впитавший в себя все лучшее, что было до этого в отраслевых тарифных соглашениях.
Год спустя впервые было подписано Отраслевое соглашение по учреждениям образования с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, заключены новые отраслевые соглашения по транспортному строительству и по предприятиям промышленного железнодорожного транспорта, коллективные договоры ФГП «Ведомственная охрана МПС России», метрополитенов, метростроителей, и особенно важно то, что нам удалось принять такие документы во всех дочерних структурах ОАО «РЖД».
В 2019 году профсоюзом подписано два отраслевых соглашения на новый трехлетний период — на 2020–2022 годы — это Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта и Отраслевое соглашение по учебным заведениям, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на основе которых заключен 291 новый коллективный договор и пролонгированы 24. И практически все — с улучшением к ранее действующим.
Существенным подспорьем в этой работе были и остаются соглашения о взаимодействии и сотрудничестве РОСПРОФЖЕЛ с Министерством транспорта России и с Федеральной службой по труду и занятости.
Всего за последние пять лет первичкой ОАО «РЖД» рассмотрено более двух тыс. проектов локальных нормативных актов, затрагивающих вопросы оплаты и мотивации, организации работы и нормирования труда, в том числе повышение размера командировочных, суточных при обучении, компенсационных выплат и разъездных работникам локомотивных бригад, единовременного поощрения по итогам года.
За последние пять лет номинальная (начисленная) заработная плата в ОАО «РЖД» возросла на 42,3 % (с 41 126 до 58 504 руб.).
Сегодня в условиях падения объемов работы в первом квартале в связи с распространением коронавирусной инфекции главным для нас остается вопрос сохранения рабочих мест для членов профсоюза. Нам важно не допустить сокращения штата работников и мы будем делать для этого все возможное, опираясь на мнение членов профсоюза. Уже сейчас готовим предложения, что необходимо предпринять для сохранения рабочих мест и социальных гарантий.
Слайд 6ОХРАНА ТРУДА
17 мая 1918 года Декретом
«Об Инспекции труда» Совета народных комиссаров состоялось формирование и становление
новой инспекции труда, определены права и обязанности инспекторов. Этот год является точкой отсчета создания правовой и технической инспекций труда профсоюза в России. В то время Инспекция труда находилась в ведении Наркомата труда и его местных органов (Отделы охраны труда).
Но уже в декабре 1918 года циркуляром Наркомата труда № 19 инспекторы труда ФОТО ВЛАДИСЛАВА КУЛИКОВА в своей деятельности стали от носиться к профессиональным союзам и действовали под их руководством.
В 1920 году Центральный комитет Всероссийского объединенного профессионального союза работников железнодорожного и водного транспорта (ЦЕКТРАН, ныне — РОСПРОФЖЕЛ) принимает Положение по охране труда и реформируется отдел ЦК проф союза по охране труда.
С июня 1933 года до 1994 года в нашей стране функции контроля и надзора в сфере труда осуществляло не государство, а исключительно профсоюзные правовые и технические инспекторы труда.
За последние 10 лет профсоюз перестроил работу правовой и технической инспекции, создал систему подготовки, работы, мотивации вне штатных правовых и технических инспекторов, уполномоченных по охране труда, общественных инспекторов по безопасности движения поездов. Создан Центральный совет по безопасности движения при ЦК РОСПРОФЖЕЛ.
Меры администрации и общественности дают результаты. Например, травматизм с момента создания ОАО «РЖД» снижен почти в семь раз, количество нарушений безопасности движения за последние пять лет сократилось практически в три раза, определены цели достижения «нулевого травматизма» на производстве.
Разработаны долгосрочные программы, которые существенно улучшили условия труда и производственного быта работников. Снижается доля рабочих мест с вредными условиями труда, почти на треть за последние два года обновлен парк служебно-технических вагонов путевого комплекса, улучшаются условия труда в кабинах локомотивов, самоходной путевой техники. На сеть поставляют модульные городки, мобильные модули для проживания, модульные табельные и пункты обогрева. Актуализируется модель организации горячего питания, ремонтируются и строятся санитарно-бытовые помещения, происходят реальные изменения по качеству специальной одежды, инструменту и средствам малой механизации.
Мы продолжаем взаимодействие с Минтрудом, Минтрансом, ФНПР по вопросам внесения изменений в нормативные акты, по порядку проведения специальной оценки условий труда с учетом специфики работы на железнодорожном транспорте, в метрополитенах.
Слайд 8ПРАВОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
22
ноября 1976 года постановлением Президиума ВЦСПС утверждается Положение о правовой
инспекции труда, таким образом создается специальный надзорный орган за соблюдением законодательства о труде — правовая инспекция труда профсоюза. Несмотря на то, что в 1994 году государство вернуло себе функции надзора за соблюдением трудового законодательства и создало государственные инспекции труда, РОСПРОФЖЕЛ сохранил ранее созданную систему правовой инспекции труда и ее штатную численность.
Системная работа правовых инспекторов труда профсоюза и профсоюзных органов всех уровней по контролю за соблюдением трудового законодательства и положений коллективных договоров, их взаимодействие в профилактике правонарушений со специалистами кадровых и других служб дает положительные результаты: число нарушений за последние пять лет сократилось на 28%.
Слайд 9СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Традиционно сохранению здоровья сотрудников работодателями и профсоюзом уделялось большое внимание.
В ОАО «РЖД», метрополитенах, в сфере транспортного строительства сохранены объекты отдыха и оздоровления, необходимые для поддержания здоровья работников и обеспечения их трудового долголетия. Ежегодно программами оздоровления и отдыха охвачены более 100 тыс. человек. Но и сам профсоюз не стоит в стороне: за счет средств РОСПРОФЖЕЛ ежегодно оздоравливаются более 17 тыс. человек в здравницах России и за рубежом.
В 1936 году создано ДСО «Локомотив», которое в течение многолетней истории вместе с профсоюзом организовывало массовые спортивные мероприятия, продвигало физкультуру, спорт и принципы ЗОЖ в массы.
За последние годы сделано много по восстановлению комплекса ГТО, проведению производственной гимнастики на рабочих местах, в организациях железнодорожного транспорта создано 384 физкультурно-спортивных клуба для занятий спортом в шаговой доступности от места работы.
Профсоюз ежегодно проводит около 5 тыс. мероприятий, в которых принимают участие более 200 тыс. человек, самые популярные из них — велопробеги, легкоатлетические забеги, игры «Спорт поколений», фестивали спорта, спартакиады, кубки и первенства. Это способствует развитию физической активности не только работников, но и членов их семей. В 2020 году, в честь 75-летия Великой Победы РОСПРОФЖЕЛ проводит масштабный велопробег и фестиваль спорта. К участию в этих марафонах приглашены железнодорожники из стран СНГ и Балтии, Европы.
Отдельным направлением работы стали экскурсионные программы, организованные первичными профсоюзными организациями. Ежегодные экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, на Алтай и Байкал оставляют хорошие впечатления у их мучастников, а это более 40 тыс. человек.
С начала своей деятельности профсоюз занимался вопросами страхования работников. И сегодня эта работа проводится в большом объеме.
Более 1,3 млн. человек наряду с другими документами сегодня имеют профсоюзный билет. Билет, который с недавних пор обрел еще и житейский функционал, благодаря программе лояльности РОСПРОФЖЕЛ. Сегодня электронный профбилет за счет системы скидок партнеров программы дает реальную возможность экономить семейный бюджет.
Отдельное внимание уделяется вопросам совершенствования условий труда, отдыха и социальной поддержки железнодорожниц. С учетом происходящих технологических и производственных процессов в 2019 году перечень запрещенных для женщин работ был пересмотрен и сокращен с 456 наименований до 100. В раздел работ на железнодорожном транспорте вошли все предложения профсоюза и компании. С 2021 года у женщин появится право управления подвижным составом, и сейчас вносятся изменения в законодательную и нормативную базы, в том числе по созданию необходимых условий для работы в кабинах локомотивов, отдыха в домах отдыха локомотивных бригад, общежитиях центров подготовки.
В новые отраслевые соглашения, коллективные договоры по предложению профсоюза вносятся изменения, касающиеся улучшения условий труда, производственного быта, охраны здоровья женщин, установления режима гибкого рабочего времени, увеличения материальной помощи при нахождении в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и другие. Профсоюз создал социальный проект «Профсоюз для женщин», основанный на организации личностных и профессиональных тренингов, мастер-классов, эффективных методик укрепления здоровья. Проект впервые был реализован в 2019 году в Сочи, будет продолжен в 2020 году.
Слайд 11СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФСОЮЗНОЙ СТРУКТУРЫ
Центральному
комитету вместе с комитетами организаций профсоюза удалось сохранить высокий уровень
профсоюзного членства: 93,5% работников — члены РОСПРОФЖЕЛ (в ОАО «РЖД» — почти 97%).
В целях повышения эффективности действий профсоюзных органов продолжается оптимизация организационной структуры РОСПРОФЖЕЛ, а также ее адаптация к хозяйственной структуре в условиях продолжающегося реформирования железнодорожной отрасли. Практически завершилась реорганизация территориальных организаций. Действующие профсоюзные организации были укрупнены по производственному или территориальному признаку. Особое внимание уделялось сохранению членства в профсоюзе работников, которые в ходе реформирования были вынуждены перейти к новому работодателю, созданию новых профсоюзных организаций.
Продолжается работа в автоматизированной информационной системе «Единый реестр организаций РОСПРОФЖЕЛ», развивается система дистанционного обучения членов РОС ПРОФЖЕЛ, основным преимуществом которого является его доступность как в Интернете, так и в сети Интранет ОАО «РЖД» на рабочем месте.
Для подготовки и обучения молодых профсоюзных активистов ежегодно проводится Школа молодого профсоюзного лидера, для студенческого профсоюзного актива — слет-конкурс «Студенческий профсоюзный лидер». В его работе принимают участие лучшие представители студенческого профактива из девяти железнодорожных вузов России. Ежегодно реализуется молодежный проект «Шаг в Завтра», который направлен на повышение эффективности деятельности первичных профсоюзных организаций студентов, улучшение их взаимодействия с комитетами дорожных территориальных организаций.
Слайд 13МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСПРОФЖЕЛ
РОСПРОФЖЕЛ поддерживает прямые
двухсторонние контакты с братскими профсоюзами транспортной отрасли более чем из
30 стран Европы и Азии, принимает участие в работе международных профсоюзных объединений: Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников, Международной федерации транспортников и Европейской федерации транспортников.
Принятые по инициативе профсоюзов Советом по железнодорожному транспорту межгосударственные соглашения ежегодно предоставляют дополнительные социальные гарантии более 250 тыс. железнодорожников и ветеранов отрасли.