Разделы презентаций


Понятие творчество

Содержание

Эволюция понятия «творчество»от осознания творчества как атрибута Бога (средние века) к пониманию творчества как специфической человеческой активности (ХХ века)В. А. Татаркевич выделяет три разные интерпретации понятия "творчество": 1 творчество рассматривается как божественное, 2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие творчество
1. Понятие творчество 2. Подходы к понятию творчество

Понятие творчество1. Понятие творчество 2. Подходы к понятию творчество

Слайд 2Эволюция понятия «творчество»
от осознания творчества как атрибута Бога (средние века)

к пониманию творчества как специфической человеческой активности (ХХ века)
В. А. Татаркевич выделяет

три разные интерпретации понятия "творчество":
1 творчество рассматривается как божественное,
2 творчество рассматривается как человеческое,
3 творчество рассматривается как исключительно художественное.
Хронологически последним понятием, типичным для нашего времени, является... человеческое творчество”.

Эволюция понятия «творчество»от осознания творчества как атрибута Бога (средние века) к пониманию творчества как специфической человеческой активности

Слайд 3Творчество по К. В. Тэйлору (Taylor С.W)
1. Творчество рассматривается как

результат переструктурирования материала, создание новой целостности «гештальта».
2. Определения, в которых

ключевыми словами являются «создание нового».
3. Определения, в которых выделяется роль субъективной оценки творчества, оно рассматривается как самовыражение.
4. «Психоаналитические», или «динамические», определения, в которых творчество рассматривается как внутренний конфликт между разными уровнями сознания личности: «Я», «Оно» и «Сверх-Я».
5. Определения в терминах «мышления, ориентированного на решение», в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс. В качестве примера можно привести подход В. М. Бехтерева: творчество – созидание чего-то нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
6. Разнообразные определения, не укладывающиеся ни в одну из вышеперечисленных категорий.
Творчество по К. В. Тэйлору (Taylor С.W)1. Творчество рассматривается как результат переструктурирования материала, создание новой целостности «гештальта».2.

Слайд 4креативность
Объектный подход к пониманию креативности – творчества, в рамках которого

утверждается, что это “...деятельность человека, в результате которой создаются новые

материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер”.

“creativity” употребляется для обозначения всего того, что имеет непосредственное отношение к созданию чего-то нового; сам процесс такого создания; продукт этого процесса, его субъект; обстоятельства, в которых творческий процесс; факторы, которые его детерминируют и тому подобное, то есть креативность трактуется как понятие синонимично творчеству.

креативностьОбъектный подход к пониманию креативности – творчества, в рамках которого утверждается, что это “...деятельность человека, в результате

Слайд 5креативность
субъектный подход к пониманию креативности, в рамках которого Э.Фромм утверждает:

“Креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение

в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность глубоко осознавать свой опыт”, автор обращает внимание на характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не результат. С таким определением соглашается Н.Роджерс, который понимает креативность как “...способность субъекта обнаруживать новые решения проблем, привлечения в жизнь нового для человека...”, считая, что “...творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самодвижение индивида в его развитии”.
В рамках данного подхода, понятие „креативность” и „творческий потенциал” в некоторых зарубежных и в большинстве отечественных исследованиях используются как однопорядковые, и на них смотрят как на свойства или характеристики личности, которые проявляются в его жизнедеятельности (Н.С.Берштейн, Я.А.Пономарев, Э.Торренс и др.), или как интеллектуально-творческие предпосылки к творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, А.К.Тихомиров и др.)

креативностьсубъектный подход к пониманию креативности, в рамках которого Э.Фромм утверждает: “Креативность – это способность удивляться и познавать,

Слайд 6Составляющие творческого потенциала личности
а) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,

определенной выборочности, а также в динамичности психических процессов;
б) интересы,

их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;
в) любопытство, тяга к созданию нового, склонность к поиску и решению проблем;
г) скорость в усвоении новой информации, образование ассоциативных "массивов";
д) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего выбора;
е) проявления общего интеллекта – понимание, быстрое оценивание и выбор пути решения, адекватность действий;
ж) эмоциональное "сопровождение" мыслительных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на оценивание, выбор, предпочтения;
з) настойчивость, целеустремленность, убежденность, трудолюбие, систематичность в работе, принятия смелых решений;
и) творческие тенденции в работе, умение комбинировать, реконструировать, склонность к смене вариантов, экономного использования времени, материальных средств и тому подобное;
и) интуитивность, способность к быстрых оценок, решений, прогнозов;
к) сравнительно быстрое овладение рабочими приемами, техникой труда, ремесленной мастерством;
л) способность вырабатывать личностные стратегии и тактики при решении общих и специальных новых проблем и задач, а также поисков путей выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.

Составляющие творческого потенциала личностиа) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, а также в динамичности психических

Слайд 7По мнению Б. М. Теплова, способности являются индивидуально-психологическими различиями
способности –

индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение

к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
Ученый считает, что врожденными являются только задатки – анатомо-физиологические особенности человека, а способности формируются в деятельности.
Между способностями и задатками отличие заключается также в том, что задатки не имеют качественной определенности, не имеют смыслового компонента.
Этот подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях Г. С. Костюка, В. О. Крутецкого, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна и др.

По мнению Б. М. Теплова, способности являются индивидуально-психологическими различиямиспособности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого

Слайд 8Л.С. Выготский и его культурно-историческая теория развития высших психических функций
1)

понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью;


2) развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого;
3) развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры.
Л.С. Выготский и его культурно-историческая теория развития высших психических функций1) понимание способностей как существующих в культуре способов

Слайд 9Д.Б.Эльконин продолжил идеи Л.С.Выготского в трудах, где рассматривал понятие “способности”

как фактически идентичное понятию высших психических функций человека,
А.В. Запорожец соединил

идею опосредованного характера любой высшей психической функции с идеей активности, деятельности такого опосредования.
Л. А. Венгер, обращаясь к трем указанным выше характеристикам способностей, заложенных в теории Л. С. Выготского, предложил собственную целостную концепцию развития детских способностей, обобщив данные о развитии восприятия в дошкольном возрасте. В последней концепции под способностями понимают ориентировочные опосредованные действия, которые позволяют решать задачи различного класса.
Д.Б.Эльконин продолжил идеи Л.С.Выготского в трудах, где рассматривал понятие “способности” как фактически идентичное понятию высших психических функций

Слайд 10различие понятий “креативная личность” и “творческая личность”
креативная личность
имеет внутренние предусловия

(личностные образования, специфику когнитивной сферы, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее

творческую активность.
Креативность является детерминантой творческой активности личности.

творческая личность

понимается как креативная личность, которая под влиянием внешних факторов приобрела необходимых для актуализации креативности дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, способствующих достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности

различие понятий “креативная личность” и “творческая личность”креативная личностьимеет внутренние предусловия (личностные образования, специфику когнитивной сферы, нейрофизиологические задатки),

Слайд 11суть креативности (творческости)по Я.А. Пономарев
интеллектуальная активность и чувствительность (сенситивность)

к побочным продуктам собственной деятельности.
Творческий человек видит побочные результаты,

которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели, проходя мимо новизны.

суть креативности (творческости)по Я.А. Пономарев интеллектуальная активность и чувствительность (сенситивность) к побочным продуктам собственной деятельности. Творческий человек

Слайд 12Креативность в отечественной психологии
рассматривается с точки зрения творческой продуктивности,

как “...способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления,

быстро решать проблемные ситуации”.

Креативность в отечественной психологии рассматривается с точки зрения творческой продуктивности, как “...способность порождать необычные идеи, отклоняться от

Слайд 13Подходы к понятию творчество
мистический,
антрополого-философский,
прагматический,
когнитивный,
социально-личностный,
психоаналитический,
психометрический,


Гуманистический
интегративный

Подходы к понятию творчествомистический, антрополого-философский, прагматический, когнитивный, социально-личностный, психоаналитический, психометрический, Гуманистическийинтегративный

Слайд 14Мистический подход
Начало изучения креативности идет от мистицизма и веры в

духовное начало, из этих истоков возникла традиция изучения креативности, которая

не имеет ничего общего и, возможно, находится в противоречии с научными подходами.
Известными представителями этого подхода были Чиселин Б., Р. Киплинг.
Мистический подходНачало изучения креативности идет от мистицизма и веры в духовное начало, из этих истоков возникла традиция

Слайд 15Антрополого-философский подход
Проблема антропологии творческого человека может быть решена за счет

теории Кохута-Морено. В основе метода психодрамы находится идеалистический философско-антропологический взгляд

на творчество.
По этой теории в каждой личности есть пять креативных качеств, или “исключительных человеческих способностей, ориентаций”: творческая одаренность и труд; умение сопереживать (эмпатия); способность сознавать ограниченность собственной жизни; чувство юмора; мудрость.
Этим качествам, согласно Морено, соответствует пять этапов ролевого развития личности вообще и креативной, в частности: 1) идентификация ребенка с матерью, а творческого человека – с Космосом; 2) эмпатийная способность ребенка понимать душевные проявления матери – у творческого человека проявляется в полной отдаче себя природе, Космосу; 3) мать воспринимается ребенком как самостоятельная часть мира. Человек начинает осознавать смерть как равноценный и реальный полюс; 4) ребенок начинает воспринимать роль другого человека, может представить себя в этой роли и играть ее. Творческая личность переносит психический акцент со собственного бытия на космическое бытие; 5) ребенок, играя, становится способным войти в роль другого человека и с позиции этой роли воспринять себя извне. Креативная личность на ступени мудрости становится способной относиться к себе как к Творцу, то есть становится способной к выходу за пределы собственной личности.

Антрополого-философский подходПроблема антропологии творческого человека может быть решена за счет теории Кохута-Морено. В основе метода психодрамы находится

Слайд 16Прагматический (коммерческий) подход
изучение креативности стимулируется исключительно коммерческими соображениями.
Основные исследования

направлены на развитие креативности; создание и использование эффективных приемов стимулирования

креативности.
На втором плане находится понимание механизмов креативности.
Представителями этого подхода были Эдуард де Боно, В. Гордон, позже Д. Адамс и фон Эк.

Прагматический (коммерческий) подходизучение креативности стимулируется исключительно коммерческими соображениями. Основные исследования направлены на развитие креативности; создание и использование

Слайд 17Психоаналитический подход
указывают на важность как первичного (неосознанного проникновения в сознании),

так и вторичного (внимательного анализа информации в сознании) процессов.
Этот

подход к изучению креативности базируется на концепции З. Фрейда о том, что в креативности есть отголоски неосознанных желаний создателя, выраженных в общественно принятой форме. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте определяется в социально принятой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер обращал внимание на то, что креативность является способом компенсации комплекса недостаточности (неполноценности).
К. Юнг считал, что она является проявлением коллективного бессознательного. Самыми яркими представителями этого подхода были А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг.

Психоаналитический подходуказывают на важность как первичного (неосознанного проникновения в сознании), так и вторичного (внимательного анализа информации в

Слайд 18Психометрический подход
Дж.Гилфорд поделил мышление на виды: дивергентное и конвергентное.
Дивергентное

мышление - основа креативности, определяет общую способность личности к порождению

множества решений одной задачи.
Психометрический подходДж.Гилфорд поделил мышление на виды: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление - основа креативности, определяет общую способность

Слайд 19Критерии дивергентного мышления:
1. Оригинальность (продуцирования отдаленных ассоциаций, необычных ответов).
2. Семантическая

гибкость (способность выделять разнообразные функции объектов и предлагать новые варианты

их использования).
3. Образная гибкость (способность изменять форму стимула таким образом, чтобы в них открывались новые возможности).
4. Семантическая спонтанная гибкость (способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии).
Особенностями дивергентного мышления являются: открытость, конструктивность, скорость, гибкость, оригинальность, легкость и точность.

Критерии дивергентного мышления: 1. Оригинальность (продуцирования отдаленных ассоциаций, необычных ответов).2. Семантическая гибкость (способность выделять разнообразные функции объектов

Слайд 20В отличие от Дж.Гилфорда, понимавшего креативность как гипотетическую структуру (интеркорреляцию

между шкалами тестов), Э. Торренс описал ее как реальное различие между

людьми.
Креативность, по Э. Торренсу, способность к обостренному восприятию пробелов в знаниях, недостающих элементов и дисгармонии.
Э. Торренс, опираясь на теоретические модели креативности Дж. Гилфорда, разработал тесты Торренса на творческое мышление.

В отличие от Дж.Гилфорда, понимавшего креативность как гипотетическую структуру (интеркорреляцию между шкалами тестов), Э. Торренс описал ее как

Слайд 21Когнитивный подход
исследования, проводимые с людьми (Г.Финке, Т.Вард, С.Смит),
компьютерное

моделирование творческой мысли (набор компьютерных программ, которые моделируют открытия основных

научных законов) (П.Лангли, Н.Симон, Г.Бредшо, Дж.Зитков),
креативность - это экстраординарный результат, полученный в результате функционирования обычных когнитивных процессов или структур, в результате чего необходимость специального изучения творчества игнорировалась (Г.Воллах, Н.Коган, Г.Вейсберг).

Когнитивный подход исследования, проводимые с людьми (Г.Финке, Т.Вард, С.Смит), компьютерное моделирование творческой мысли (набор компьютерных программ, которые

Слайд 22Социально-личностный подход
основное внимание сконцентрировано на индивидуальных различиях, разницы мотиваций

и социокультурном окружении как источниках творчества.
Социально-личностный подход не уделяет

достаточно внимания умственным явлениям и процессам, лежащим в основе креативности.
В рамках этого подхода выделяют:
1) определение набора личностных качеств, что характеризует творческих людей (Ф.Баррон, Х.Айзенк);
2) идеи, касающиеся процесса самореализации личности и творчества (А.Маслоу, К.Роджерс);
3) проблему взаимодействия социальной среды с творческой деятельностью (Д.Симонтон).

Социально-личностный подход основное внимание сконцентрировано на индивидуальных различиях, разницы мотиваций и социокультурном окружении как источниках творчества. Социально-личностный

Слайд 23Интегративный подход
инвестиционная теория креативности Р. Стернберга и Т. Любарта.


Творческими людьми являются личности, готовые и способные “покупать идеи за

минимальную цену, а продавать дороже”.
для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников:
а) интеллектуальные способности;
б) знания,
в) стили мышления,
г) личностные характеристики,
д) мотивация
е) окружение (среда).
Представителями этого подхода являются Х. Грубер, Т. Любарт, Р. Стернберг, Т. Тардиф и другие.

Интегративный подход инвестиционная теория креативности Р. Стернберга и Т. Любарта. Творческими людьми являются личности, готовые и способные

Слайд 24В.Н. Дружинин считает, что проще было бы утвердить некоторые положения и

дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на

творчество.
В целом, по нашему мнению, можно определить, что креативность является интегративной качеством личности, которая является субъективной предпосылкой и одновременно показателем творчества во всех сферах деятельности личности.

В.Н. Дружинин считает, что проще было бы утвердить некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика