Слайд 1Боровиковский Владимир Лукич
(1757-1825)
Слайд 2Владимир Лукич родился в украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука
Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя
небольшими участками земли.
Следуя традиции, 4 его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи, иконописи, которой учился под руководством отца.
Слайд 3Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира Лукича в
корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского
дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург, в Академию художеств (где он сменил фамилию на Боровиковский)
Слайд 4
В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его
путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Он некоторое
время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями - Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.
Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем.
От своего учителя Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.
Слайд 5В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802
году - советника Академии Художеств.
В ранний петербургский период Боровиковский
пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.
В числе его работ - великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, князя Куракина и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.
Слайд 6«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной
на фоне),
1794 Холст (живопись переведена на новый холст), масло.
94,5×66 см
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Слайд 765-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на
посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета
в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака.
Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.
Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.
Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке».
Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ.
Слайд 8Портрет поэта Г.Р.Державина
(1766-1826)
1795, картон, масло, 28.7х23.5см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 9Xудожник запечатлел энергичного державного мужа, сенатора, члена Российской академии и
прославленного поэта — человека, увлеченного общественными делами, просветительскими идеалами и
творчеством.
Живописец пишет великого сына России с предельным уважением и с дружеским расположением.
Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. В целом и композиция, и многоцветие колорита вполне традиционны для XVIII века. Боровиковский создал вполне жизненный образ Державина. Однако в этом раннем портрете, увлекшись красотою живописи, он не сумел раскрыть богатство внутреннего мира великого поэта, это удастся художнику во втором портрете.
Но все же это первый портрет поэта в творчестве художников ХVIII.
Слайд 10Портрет
Гаврилы Державина
1811 г.
Слайд 11«Портрет князя Александра Борисовича Куракина»
1801 - 1802
Произведения Владимира Боровиковского, ученика
и земляка Левицкого, наглядно показывают, что сентименталистские ценности в последние
десятилетия XVIII века стали основой репрезентации частного человека. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801–1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Подобно ряду полотен Гойи, оно показывает, что великолепие живописи становится одним из последних доводов в пользу величия аристократии: сами модели уже не всегда способны выдержать тот пафос, который диктуется жанром.
Слайд 12“Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии
русского парадного портрета.
Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла
I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого:
«Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»
И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».
«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.
Слайд 13
Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева
открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря
Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе.
Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику.
По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.
Слайд 14Портрет Муртазы Кули-хана
Брат шаха Персии Ага-Магомета.
Был посланником в Петербурге, жил
в России в 1795-1800гг.
Портрет был заказан императрицей
1796г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 15«Все будет, как при бабушке», - сказал Александр I, придя
в себя после того, как ему доложили о кончине отца.
Над
Александром возвышается бюст Екатерины.
На заднем плане – силуэт «Медного Всадника» Фальконе.
Портрет императора Александра I
Слайд 16
Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение
черты сентиментализма в своих портретах.
В противовес официальному сословному портрету, он
разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы.
Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.
Слайд 17Природа как проекция душевных переживаний — характерная черта культуры сентиментализма,
говорящая о том, что внутренний мир человека становится безусловной ценностью.
Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду.
Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. С другой стороны, эта рамка пасторального портрета позволяла включать в число персонажей крепостных.
Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) — дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.
Слайд 18«Лизонька и Дашенька» 1794г.
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Слайд 19Портрет О.К.Филипповой
Портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского - архитектора,
участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем
туалете на фоне сада, с бледной розой в руке.
Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой - все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого - почти детская нежность и мечтательная задумчивость.
Слайд 20
Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов:
О.
К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, «Лизонька и
Дашенька» портрет сестер Гагариных и др.
Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Слайд 21Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов. Они
не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны
по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Слайд 22Портрет графини Анны Безбородко с дочерьми - Любовью и Клеопатрой
Работа
посвящена главной идее — святости семейных уз. Четкий рисунок в
портрете, пластическая лепка форм, локальный цвет, свидетельствует о классических тенденциях в русской живописи начала XIX века.
Но одновременно с этим в модном чепчике из «барбета» (широкой полотняной ленты с гофрированным ободком) на голове матери, прическах сестер, легких платьях героинь, изображенных на фоне грозового неба, ощущается наступление в изобразительном искусстве эпохи раннего романтизма.
Слайд 23Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785–1855) Нарышкина – дочь обер-камергера А.Л.Нарышкина.
В 15 лет она вышла замуж за сына генералиссимуса А.В.Суворова
графа А.А.Суворовым-Рымникского; овдовев, вышла вторично замуж за князя В.С.Голицына.
Нарышкина обладала хорошими музыкальными способностями. Итальянский композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату, (вошла в оперу «Севильский цирюльник». Она была дружна с поэтами В.А.Жуковским и И.И.Козловым.
Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри.
Слайд 24Портрет
Елены Александровны
Нарышкиной.
1799 г.
Ей посвятил стихотворение
А.С. Пушкин:
Дано об
ней воспоминанье
Ее минутное внимание
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой
стих, унынья звук живой.
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой...
Слайд 25 портрет молодой М. Дьяковой
Портрет поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой
гамме тёплых тонов. Героиня портрета была дочерью влиятельного вельможи при
екатерининском дворе. В 1779 году она против воли родителей вступила в тайный брак с Н.А.Львовым – человеком ярким, одаренном многими талантами – архитектором, музыкантом, поэтом, инженером, общественным деятелем. Спустя четыре года семья Дьяковой признает брак дочери.
Художник не единожды обращался к образу этой незаурядной, богато одаренной женщины. В 1781 году он вновь будет писать ее ("Портрет М.А. Львовой", Государственная Третьяковская галерея).
Слайд 26В образе Марии Дьяковой воплотился эстетический идеал эпохи Просвещения. Юная
прелесть, очарование героини портрета для внимательного зрителя тех лет –
есть отражение красоты ее внутреннего мира, душевных свойств. Мягкие переходы цвета, скользящие, прозрачные тени, колорит, построенный на тончайших сочетаниях зеленовато-оливковых, золотистых и бледно-розовых тонов, виртуозно переданная фактура воздушного шарфика, легко обвивающего шею, атласной ленты в пышных волосах, очаровательное задумчивое лицо с легкой улыбкой на устах говорили просвещенному зрителю о красоте и нежности души изображенной. В непринужденной грации позы, повороте головы отражалась внутренняя трепетность, подвижность утонченной натуры.
Мария Алексеевна была одарена разнообразными артистическими талантами: писала стихи, прекрасно пела.
Слайд 27«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Вторая половина 1790-х
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Слайд 28«Портрет сестер Гагариных»
Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая
— играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который
держит старшая сестра.
Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа.
Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
Слайд 29Портрет Е.Г.Тёмкиной
Изображение женщины, нарядно одетой по моде конца XVIII
века, великолепно выписана фактура жемчужных украшений и шелка — белого,
голубого, светло-красного. В лице видны ум, воля, уверенность в себе.
Это Елизавета Темкина — дочь Г. А. Потемкина и Екатерины II.
По ряду исторических свидетельств, князь Г. А. Потемкин-Таврический и императрица Екатерина II были тайно венчаны.
13 июля 1775 года в Москве императрица, которой было тогда 46 лет, родила дочь, названную Елизаветой Григорьевной, по фамилии — Тёмкина (было принято, отбрасывать первый слог в фамилиях незаконнорожденных детей)
Портрет Е.Г.Тёмкиной
Слайд 30Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к
числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи.
Портрет Лопухиной
отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой.
Слайд 31
Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа
- белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи.
Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.
Через много-много лет после того, как Боровиковский нарисовал портрет Марии Ивановны Лопухиной, один поэт, взглянув на него, написал:
Она давно прошла,
и нет уже тех глаз
И той улыбки нет,
что молча выражали
Страданье — тень любви,
и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский
спас...
Яков Полонский
Слайд 32«Портрет М.И.Лопухиной» 1797г.
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Слайд 33Портрет Е.Н.Арсеньевой
Дети с барашком
Слайд 34
Боровиковский сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза на
протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла.
На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.
Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма. Он увлекся мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.
В свои последние годы художник вернулся к религиозной живописи.
Слайд 36Бог-отец, созерцающий
мертвого Христа
Александр Невский
Евангелист Матфей
Слайд 37
В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а
занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для
церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.
В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.
Умер Боровиковский 6 апреля 1825 г. в Петербурге.
Слайд 38Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям.
Последний живописец века
Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и
воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену.
Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична.
Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным.
Он создал множество замечательных портретов своих современников.