Слайд 1Бухгалтерский учет
представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения
информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах
организации и их изменении, формирующейся путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций).
Это информация для внутренних и внешних пользователей.
Полезность информации обеспечивают ее уместность, надежность и сопоставимость.
Задачи бухгалтерского учета:
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.
Обеспечить информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Слайд 3Требования бухгалтерского учета
Слайд 4 Предметом бухгалтерского учета являются факты
хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную
деятельность предприятий и организаций.
Объектами бухгалтерского учета являются:
имущество организации (хозяйственные средства,
функционирующий капитал);
обязательства организации (источники финансирования его имущества);
хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества или обязательств.
Слайд 5Состав имущества организации
Слайд 6Бухгалтерский учет ведется на основе следующих основных допущений:
Метод бухгалтерского учета
– совокупность специальных методических и практических приемов и способов получения,
обработки и выдачи учетной информации в целях управления организацией.
Отдельные приемы и способы принято называть элементами метода бухгалтерского учета.
Слайд 8Классификация документов :
По месту составления
- внешние
- внутренние
По назначению
- распорядительные
- оправдательные
(исполнительные)
- комбинированные
- документы бухгалтерского оформления
По объёму отражаемых операций
- разовые
- накопительные
-
сводные
Слайд 9Инвентаризация – это способ наблюдения, контроля за состоянием и наличием
имущества и обязательств организации и средство обеспечения достоверности бухгалтерского учёта
и бухгалтерской отчётности.
Цель инвентаризации :
Выявить фактическое наличие имущества
Сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учёта
Проверить полноту отражения в учёте обязательств
Виды инвентаризаций :
Обязательные
Плановые
Внезапные
Слайд 10Проведение инвентаризации обязательно :
При передаче имущества организации в аренду, выкупе,
продаже, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия
Перед составлением годовой
бухгалтерской отчётности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 Октября отчётного года
При смене материально – ответственных лиц
При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
В случае стихийных бедствий, пожара, аварий, или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
При ликвидации, реорганизации организации перед составлением ликвидационного (раздельного баланса)
Слайд 11Бухгалтерским счётом называется - группировка показателей хозяйственных операций по определённым
признакам.
Каждый счёт предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или
источников их образования.
На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.
Слайд 12Элементы бухгалтерского счёта :
Дебет – (латинское слово) означает «он должен».
Кредит
– «он верит».
Сальдо – в переводе с итальянского означает «расчёт»
и применяется для обозначения разницы между Дебетом и Кредитом.
Слайд 13Виды бухгалтерских счетов :
Активные
Пассивные
Активно-Пассивные
Слайд 14Структура активного счёта
Дебет
Кредит
Сальдо начальное
Сальдо конечное
Хозяйственные операции, отражающие увеличение активов (+)
Хозяйственные
операции,отражающие уменьшение активов (-)
Оборот
Оборот
Слайд 15Структура пассивного счёта
Дебет
Кредит
Сальдо начальное
Сальдо конечное
Хозяйственные операции, отражающие увеличение пассивов (+)
Хозяйственные
операции,отражающие уменьшение пассивов (-)
Оборот
Оборот
Слайд 16Структура активно-пассивного счёта
Дебет
Кредит
Сальдо начальное
Сальдо конечное
(+,-)
(+,-)
Оборот
Оборот
Сальдо начальное
Сальдо конечное
Слайд 17Расчёты с разными дебиторами и кредиторами
Дебет
Кредит
Начальный остаток (дебетовый)
Конечный остаток (дебетовый)
Увеличение
дебиторской задолженности (+)
Конечный остаток (кредитовый)
Начальный остаток (кредитовый)
Увеличение кредиторской задолженности (+)
Уменьшение
дебиторской задолженности (-)
Уменьшение кредиторской задолженности (-)
Оборот
Оборот
Слайд 18Двойная запись
– способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учёта. При этом сумма каждой хозяйственной операции записывается на двух
счетах – по Дебету одного и Кредиту другого.
Слайд 19С методом двойной записи связаны понятия :
Корреспонденция счетов –
это взаимосвязь между счетами, возникающая при использовании метода двойной записи.
Бухгалтерская
проводка (бухгалтерская запись) – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по Дебету и Кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
В бухгалтерском учете используют счета :
Синтетические – содержат обобщенную информацию о хозяйственных средствах и обязательствах организации.
Аналитические – детализируют (расшифровывают) информацию об учитываемых объектах.
Слайд 20
Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем :
Аналитические счета ведутся для детализации информации, отраженной на синтетическом счете;
Операция
, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открытых к данному синтетическому счету;
На синтетическом счете операция записывается общей суммой, а на его аналитических счетах – частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму.
Слайд 21
Пример взаимосвязей синтетических и аналитических счетов
СИНТЕТИЧЕСКИЙ СЧЕТ
«Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
5 000 000 у. е. задолженности
Поставщик завод №15
3 000
000 у. е.
Поставщик МП «ЭРА»
300 000 у. е.
Поставщик фабрика №3
1 700 000 у. е.
Слайд 22
Счета бухгалтерского учета систематизированы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово
– хозяйственной деятельности организации.
Действующий План счетов применяется в практике учета
с 1 Января 2001 г. Утвержден приказом Министерства финансов РФ №94 от 21.10.2000 г.
План счетов включает 8 разделов и забалансовые счета :
Раздел I. Внеоборотные активы
Основные средства 01
Амортизация основных средств 02
Доходные вложения в материальные ценности 03
Нематериальные активы 04
Амортизация нематериальных активов 05
Оборудование к установке 07
Вложения во внеоборотные активы 08
Отложенные налоговые активы 09
Слайд 23Раздел II. Производственные запасы
Материалы 10
Животные на выращивании и откорме 11
Резервы под снижение
стоимости материальных ценностей 14
Заготовление и приобретение материальных ценностей 15
Отклонение в стоимости
материальных ценностей 16
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19
Раздел III. Затраты на производство
Основное производство 20
Полуфабрикаты собственного производства 21
Вспомогательные производства 23
Общепроизводственные расходы 25
Общехозяйственные расходы 26
Брак в производстве 28
Обслуживающие производства и хозяйства 29
Слайд 24Раздел IV. Готовая продукция и товары
Выпуск продукции (работ, услуг) 40
Товары 41
Торговая наценка 42
Готовая
продукция 43
Расходы на продажу 44
Товары отгруженные 45
Выполненные этапы по незавершенным работам 46
Раздел V.
Денежные средства
Касса 50
Расчетный счет 51
Валютный счет 52
Специальные счета в банках 55
Переводы в пути 57
Финансовые вложения 58
Резервы под обесценение финансовых вложений 59
Слайд 25Раздел VI. Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
Расчеты с покупателями и
заказчиками 62
Резервы по сомнительным долгам 63
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 66
Расчеты
по долгосрочным кредитам и займам 67
Расчеты по налогам и сборам 68
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69
Расчеты с персоналом по оплате труда 70
Расчеты с подотчетными лицами 71
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73
Расчеты с учредителями 75
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76
Отложенные налоговые обязательства 77
Внутрихозяйственные расчеты 79
Слайд 26Раздел VII. Капитал
Уставный капитал 80
Собственные акции (доли) 81
Резервный капитал 82
Добавочный капитал 83
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) 84
Целевое финансирование 86
Раздел VIII. Финансовые результаты
Продажи 90
Прочие доходы и расходы 91
Недостачи
от потери и порчи ценностей 94
Резервы предстоящих расходов 96
Расходы будущих периодов 97
Доходы будущих периодов 98
Прибыли и убытки 99
Слайд 27 Бухгалтерский баланс – представляет собой систему показателей, сгруппированных в
сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источники и
назначение средств на отчетную дату.
Баланс состоит их двух частей:
Левая – АКТИВ, правая – ПАССИВ. Их итоги должны быть равны.
Слайд 34Забалансовые счета
Арендованные основные средства 001
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002
Материалы, принятые
в переработку 003
Товары, принятые на комиссию 004
Оборудование, принятое для монтажа 005
Бланки строгой
отчетности 006
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 007
Обеспечения обязательств и платежей полученные 008
Обеспечения обязательств и платежей выданные 009
Износ основные средств 010
Основные средства, сданные в аренду 011
Слайд 36Формы бухгалтерского учета – это принятый порядок ведения регистров бухгалтерского
учета по синтетическим и аналитическим счетам.
Наибольшее распространение имеют следующие формы
счетоводства:
Простая система учета (без двойной записи хозяйственных операций);
Мемориально-ордерная система учета;
Журнально-ордерная система учета с ее модификациями (простой, упрощенной, полной и типовой).
Слайд 37Кассовая книга
Группировочные
накопительные
ведомости
Регистрационный
журнал
Мемориальные
ордера
Первичные
документы
Карточка
аналитических
счетов
Главная книга
Оборотная ведомость по
синтетическим счетам
Баланс
- последовательность выполнения
учетных записей;
--- сверка итогов.
Слайд 38Кассовая книга
Вспомогательные
и группировочные
ведомости
Первичные
документы
Журналы-ордеры
Картотека
аналитических
счетов
Главная книга
Сальдовый
бухгалтерский
баланс
Оборотные
ведомости по
аналитическим
счетам
- последовательность выполнения учетных записей;
---
сверка итогов.
Слайд 39Регистры бухгалтерского учета – это сочетание счетной таблицы определенной формы,
построенной в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и
обязательствах, и предназначенной для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Слайд 41В хронологических регистрах хозяйственные операции отражаются в последовательности их совершения.
Систематические
учетные регистры служат для группировки хозяйственных операций по установленным признакам.
По объему и содержанию регистры делятся на регистры синтетического учета, регистры аналитического учета, комбинированные регистры.
Регистры синтетического учета – таблицы, в которых операции отражаются только в денежном измерении в обобщенном виде.
Регистры аналитического учета – операции отражаются подробно, в том числе и в натуральном измерении.
Комбинированные регистры – объединяют синтетический и аналитический учет.
По форме построения регистры делятся на односторонние, двусторонние, шахматные.
Односторонние – все записи на одной стороне листа.
Двусторонние – по дебету на одной стороне листа, по кредиту на другой стороне листа.
Шахматные – по строкам - счета по дебету, по столбцам - счета по кредиту.
Слайд 42Корректурный способ может быть применен только в том случае, если
ошибки были обнаружены до составления баланса или же они имели
место в учетных регистрах, не затрагивая корреспонденции счетов. Этот способ состоит в зачеркивании тонкой чертой неправильного текста, цифры, суммы и надписи рядом или выше правильного текста или суммы с соответствующей оговоркой. На денежных документах никаких исправлений и помарок не допускается, особенно в цифрах.
Дополнительной записи производятся в тех случаях, когда сумма хозяйственной операции ошибочно занижена. Дополнительные проводки делаются в текущем или в следующем месяце.
Сторнировочный способ (красное сторно) состоит в том, что неправильная запись, в основном цифровая, устраняется отрицательным числом , т.е. повторение неправильной корреспонденции и суммы красными чернилами. Одновременно составляется правильная запись обыкновенными чернилами. Сторнировки имеют место при неправильной корреспонденции счетов или при записи неправильной суммы. При суммировании результатов операции записи, сделанные красными чернилами, вычитаются.
Слайд 44Журнал регистрации хозяйственных операций
Слайд 45Книга учета хозяйственных операций
Слайд 46Сальдовая ведомость по учету «Материалы»
Слайд 47Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками» (тыс. руб.):
Слайд 48Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Слайд 49Шахматная оборотная ведомость по синтетическим счетам за отчетный месяц