Слайд 1БЮДЖЕТ
И
БЮДЖЕТНАЯ
СИСТЕМА РФ
Слайд 2Бюджетные отношения
финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением
Слайд 3Особенности бюджетных отношений:
финансовые отношения возникают в распределительном процессе, обязательным участником
которого является государство;
они связаны с формированием и использованием централизованного фонда
денежных средств, который предназначен для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Слайд 4это сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств
на покрытие всех видов государственных расходов.
_государственный бюджет_____________ ______
Слайд 5ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны,
за исполнение
бюджета отвечает правительство
Слайд 6свод бюджетов в целом по РФ или по соответствующей территории,
используется для аналитических и статистических целей.
_Консолидированный бюджет_______________
______
Слайд 7Сущность государственного бюджета реализуется через:
Слайд 8посредством данной функции происходит централизация денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Распределительная функция
Слайд 9позволяет осуществлять мониторинг своевременного и полного использования финансовых ресурсов, которые
поступают в распоряжение хозяйствующих субъектов, а также контроль за эффективным
их использованием.
Контрольная функция
Слайд 10совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных
бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве.
Бюджетная
система________ _______
Слайд 12 Бюджетная система страны состоит из:
Слайд 13Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной
системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству
форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета средств этих бюджетов.
Слайд 14Принципы бюджетной системы РФ
2. Принцип разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Слайд 15Принципы бюджетной системы РФ
3. Принцип самостоятельности бюджетов – это:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; и др.
Слайд 16Принципы бюджетной системы РФ
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов требует отражения в обязательном порядке
и в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений, определенных налоговым и бюджетным законодательством.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Слайд 17Принципы бюджетной системы РФ
5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо стремиться к минимизации бюджетного дефицита.
Слайд 18Принципы бюджетной системы РФ
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных
средств требует от соответствующих органов и получателей бюджетных средств исходить
при составлении и исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Слайд 19Принципы бюджетной системы РФ
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов сводится
к тому, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Слайд 20Принципы бюджетной системы РФ
8. Принцип гласности предполагает:
обязательное опубликование в
печати утвержденных бюджетов и бюджетных отчетов, полноту представления информации о
ходе исполнения бюджетов;
обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Слайд 21Государственный бюджет страны
представляет собой основной финансовый план образования и использования
общегосударственного фонда денежных ресурсов, состоит из доходной и расходной части.
Слайд 22 Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной
власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
_____ _______
Слайд 23Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:
1) налоговых доходов;
2) неналоговых
доходов;
3) безвозмездных перечислений.
Слайд 24
Доходы федерального бюджета
К налоговым источникам поступлений относятся:
федеральные налоги и сборы;
таможенные
пошлины и сборы;
пени и штрафы
К неналоговым источникам поступлений относят
доходы:
от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;
полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
от других неналоговых источников дохода
К безвозмездным доходам относятся:
1. безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
2. безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
3. перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве
Слайд 25
Доходы регионального бюджета
К налоговым источникам поступлений относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог
4) налога на доходы
физических лиц;
5) акциз на спиртосодержащую продукцию
6) и другие налоговые доходы
К неналоговым источникам поступлений относят доходы:
1) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;
2) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т. п.);
3) средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
4) иные неналоговые доходы (штрафы и т. п.)
К безвозмездным доходам относятся:
1) субвенции из федерального бюджета;
2) дотации и субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ;
3) поступлений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
4) от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований
Слайд 26
Доходы местного бюджета
Отчисления от федеральных налогов и сборов, в том
числе налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
1. налог на доходы физических лиц;
2. единый налог на вмененный доход;
3. единый сельскохозяйственный налог;
4. государственная пошлина;
5. прочих платежей
К неналоговым источникам поступлений относят доходы:
1. от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2. от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3. в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и проч.)
К безвозмездным доходам относятся:
1. финансовая помощь из бюджетов бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий;
2. субвенции из региональных бюджетов; 3. поступления из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
4. поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.
Слайд 27Система доходных поступлений строится на основе налоговых платежей.
Слайд 28Виды налогов
прямые
косвенные
Налог платит непосредственно налогоплательщик (Например: налог на
прибыль с юридических лиц и налог на доходы физических лиц)
Оплачиваемые
потребителем товаров (Например: НДС и акцизы), т.к. они входят в цену товара.
Слайд 29В составе неналоговых доходов учитываются:
– доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
– средства, полученные
в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Слайд 30это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
_Расходы бюджета_____ _______
Слайд 31В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на:
Слайд 32Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, включающая:
1) средства
на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций
в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);
2) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
3) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
4) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
5) другие расходы бюджета, включенные в его капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов.
Слайд 33Текущие расходы бюджетов – это часть расходов, обеспечивающая:
– текущее функционирование
органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений;
– оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;
– другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Слайд 34Распределение расходов федерального бюджета:
Государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Международная
деятельность
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское
хозяйство и рыболовство
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеоролия, картография и геодезия
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
Развитие рыночной структуры
Образование
Слайд 35Распределение расходов федерального бюджета:
Культура, искусство и кинематография
Средства массовой информации
Здравоохранение и
физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Исследование и
использование космического пространства
Расходы на проведение военной реформы
Прочие расходы
Целевые бюджетные фонды
Слайд 36Бюджеты субъектов РФ финансируют:
1 обеспечение функционирования органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ;
2 обслуживание и погашение государственного долга субъектов
РФ;
3 проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
4 обеспечение реализации целевых программ;
5 содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
6 оказание финансовой помощи местным бюджетам.
Слайд 37Местные бюджеты финансируют:
содержание органов местного самоуправления;
формирование муниципальной собственности и
управление ею;
организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, СМИ,
других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
организация транспортного обслуживания населения;
обеспечение противопожарной безопасности;
целевое дотирование население;
проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Слайд 38Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может
быть осуществлена в следующих формах:
Слайд 39предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, на покрытие текущих расходов
Дотации
Слайд 40предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, на осуществление определенных целевых
расходов.
Субвенции
Слайд 41это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов
бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу.
Субсидии
Слайд 42Бюджетные кредиты
предоставляются юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным
унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским
законодательством РФ с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Слайд 43 Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия
между доходами и расходами.
Возможны три результата этой работы:
1) сбалансированность
– совпадение расходов бюджета и его доходов;
2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами;
3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Слайд 44это финансовая ситуация, возникающая, когда государству необходимо осуществлять расходы, превышающие
величину всех его доходов.
Дефицит бюджета______
________________ _______
Слайд 45Источники финансирования дефицита федерального бюджета
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ
Слайд 46Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета
средства, полученные от кредитных
организаций;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени
РФ;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.
Слайд 47Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета
государственные займы, осуществляемые в иностранной
валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств
иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Слайд 48Способы решения дефицита госбюджета :
сокращение бюджетных расходов;
изыскание источников дополнительных доходов;
выпуск
(эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
одалживание денег у
граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и международных финансовых организаций.