Слайд 1Бюджетное устройство и бюджетная система
Тема 2
Слайд 2Бюджет как
Экономическая категория - совокупность объективно-существующих денежных отношений
Материальная форма –
фонд денежных средств
Организационная форма – финансовый план государства – финансовый
документ, утверждаемый в форме закона (решения)
Слайд 3БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА (БС)
совокупность бюджетов государственно- или административно-территориальных образований, находящихся в
определенной взаимосвязи друг с другом
Состоит из отдельных элементов:
видов бюджетов
уровней
(звеньев) бюджетной системы (совокупности определенных видов бюджетов, соответствующих определенному уровню власти)
Слайд 4Бюджет и бюджетная система
(на основании положений Бюджетного законодательства)
Бюджет - форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач
и функций государства и местного самоуправления (МСУ) (ст.6 БК РФ)
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ)
Слайд 5Консолидированный бюджет
свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за
исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между
этими бюджетами (ст.6 БК РФ)
консолидированный бюджет РФ - Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст.13 БК РФ)
консолидированный бюджет субъекта РФ - бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст.14 БК РФ)
консолидированный бюджет муниципального района - бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст.15 БК РФ)
консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением - бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст.15 БК РФ)
Слайд 6БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (Гл.2 БК РФ)
Бюджетные полномочия РФ (ст. 7 БК
РФ)
Бюджетные полномочия субъектов РФ (ст. 8 БК РФ)
Бюджетные полномочия муниципальных
образований (ст. 9 БК РФ)
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Слайд 7Бюджетное устройство
Бюджетное устройство страны зависит от типа государственного устройства страны
Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни и органы власти,
а также основы разграничения их полномочий
Количество уровней БС, состав бюджетов, входящих в БС, и формы их взаимосвязей определяются типом государственного устройства
Слайд 8Типы государственного устройства
Слайд 9Типы государственного устройства
Унитарное
Орган управления
Единый
Многоуровневый
ОМУ имеют:
Некоторые налоговые полномочия
Политические
и бюджетные полномочия ограничены рамками, устанавливаемыми Центральным правительством
Федеративное
Слайд 10Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления (Ст.1 Конституции РФ).
Состоит из (ст.5 Конституции):
республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ;
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ;
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны (ст.5 Конституции РФ)
Слайд 11Местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ)
В Российской Федерации признается и
гарантируется МСУ
МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно
ОМСУ не входят в
систему органов государственной власти
Слайд 12Федеративное устройство. Субъекты РФ (85) (ст.65 Конституции РФ)
Республики (22): Адыгея,
Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми,
Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская - Чувашия
Края (9): Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский , Ставропольский, Хабаровский
Области (46): Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская
Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь
Автономная область (1): Еврейская;
Автономные округа (4): Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий
Слайд 13
Структура бюджетной системы РФ (ст. 10 БК РФ)
К бюджетам бюджетной
системы РФ относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов
Слайд 14Правовая форма бюджетов (Ст. 11 БК РФ)
Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных
законов
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ
местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований
Слайд 15Структура бюджетной системы РФ
Внебюджетные фонды
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов
РФ
Бюджет субъекта РФ
Местные бюджеты (бюджеты МО)
Консолидированный бюджет муниципального района (МР)
Бюджет
городского округа (ГО)
Бюджет МР
Бюджеты городских и сельских поселений
Сметы городских и сельских нп (ст.6 БК РФ)
Консолидированный бюджет ГО с внутригородским делением
Бюджет ГО с внутригородским делением
Бюджеты внутригородских районов
Слайд 16Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
(ст.14 БК
РФ)
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда
В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение:
расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением ОГВ субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения (п.2, 5 ст.26.3 ФЗ №184-ФЗ)
расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета
Слайд 17Местный бюджет (Ст.15 БК РФ)
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет
В
местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства,
направляемые на исполнение:
расходных обязательств МО, возникающих в связи с осуществлением ОМСУ полномочий по вопросам местного значения
расходных обязательств МО, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий
Слайд 18Принципы, на которых основана бюджетная система РФ (ст.28 БК РФ)
единства
бюджетной системы РФ;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
между бюджетами бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы
Слайд 19Принцип единства кассы (Ст.38.2)
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением
операций
по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами ОГВ РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами ОМСУ за пределами территории РФ, субъекта РФ, МО
операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ
Слайд 20Доходы бюджета (часть II разд.II БК РФ)
поступающие в бюджет денежные
средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (ст.
6 БК РФ)
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, др. поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета ОФК для их распределения в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ
Слайд 21Зачисление доходов в бюджет (ст.40 БК РФ)
ОФК осуществляют в установленном
Минфином РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ,
и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на бюджетный счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению)
ОФК не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет бюджета
Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов ГВнбФ РФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении БР отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст.6 БК РФ)
Слайд 22Бюджетная классификация РФ (гл.4 БК РФ)
группировка доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и
исполнения бюджетов
группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ
Слайд 23Бюджетная классификация
Министерством финансов РФ осуществляются:
определение принципов назначения, структуры, порядка формирования
и применения кодов бюджетной классификации РФ
присвоение кодов составным частям бюджетной
классификации РФ, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ
Назначение КБК осуществляется в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов
Слайд 24Бюджетная классификация
Приказ Минфина России от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний
о порядке применения бюджетной классификации РФ» - для бюджетов с
2014 года
Приказ Минфина России от 21.12.2012 №171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - для бюджетов на 2013 год
Приказ Минфина России от 21.12.2011 №180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - для бюджетов на 2012 год
Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - для бюджетов на 2011 год
Слайд 25Бюджетная классификация
Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
См. актуальные изменения
Слайд 26Бюджетная классификация
Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования
дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (ППО) (классификация операций сектора государственного
управления (КОСГУ)).
Указания устанавливают
принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (КБК), а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ
Слайд 28Структура кода классификации доходов бюджетов
Код классификации доходов бюджетов состоит из
двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой
для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие составные части (таблица 1):
код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);
код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);
код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды);
Слайд 29Код вида доходов
Код вида доходов бюджетов является единым для
бюджетов бюджетной системы РФ
Код вида доходов бюджетов состоит из 10-ти
разрядов и включает:
группу доходов - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов)
подгруппу доходов - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов)
статью доходов - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов)
подстатью доходов - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов)
элемент доходов - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов)
Группа доходов имеет следующие значения:
100 - налоговые и неналоговые доходы
200 - безвозмездные поступления
Слайд 30Группа 100 "Налоговые и неналоговые доходы"
101 - налоги на прибыль,
доходы;
102 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
103 - налоги
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
104 - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
105 - налоги на совокупный доход;
106 - налоги на имущество;
107 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
108 - государственная пошлина;
109 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
Слайд 31Группа 100 "Налоговые и неналоговые доходы"
110 - доходы от внешнеэкономической
деятельности;
111 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
112 - платежи при пользовании природными ресурсами;
113 - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
114 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
115 - административные платежи и сборы;
116 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
117 - прочие неналоговые доходы;
118 - поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ
Слайд 32Группа доходов 200 "Безвозмездные поступления"
201 - безвозмездные поступления от
нерезидентов;
202 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
203 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
204 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
205 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
207 - прочие безвозмездные поступления;
Слайд 33Группа доходов 200 "Безвозмездные поступления"
208 - перечисления для осуществления
возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов
и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
218 - доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
219 - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет
Слайд 34Код вида доходов бюджета
Имеет один из следующих кодов элемента доходов:
01
- федеральный бюджет
02 - бюджет субъекта РФ
03 - бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов федерального значения
04 - бюджет городского округа
05 - бюджет муниципального района
06 - бюджет Пенсионного фонда РФ
07 - бюджет Фонда социального страхования РФ
08 - бюджет Федерального фонда ОМС
09 - бюджет территориального фонда ОМС
10 - бюджет сельского поселения
11 - бюджет городского округа с внутригородским делением
12 - бюджет внутригородского района
13 - бюджет городского поселения
Слайд 35Код подвида доходов бюджетов
применяется для детализации поступлений по кодам вида
доходов бюджетов (14 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов)
включает:
группу подвида доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов);
аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов).
Министерство финансов РФ утверждает коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ
Главные администраторы доходов бюджета закрепляют коды подвида доходов бюджетов, исходя из осуществляемых администратором полномочий по начислению поступлений
Слайд 36Код подвида доходов бюджетов
Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный
код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов
не
предусматривается отражение доходов с применением кода подвида доходов бюджетов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований
Слайд 37Виды доходов бюджета (ст.41 БК РФ)
Слайд 38Доходы от имущества
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности (искл. - имущество бюджетных и автономных учреждений, ГУП
(МУП), в т.ч. казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с ФЗ от 24.07.2008 г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности (искл. - движимое имущество бюджетных и автономных учреждений, имущество ГУП (МУП), в т.ч. казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с ФЗ от 24.07. 2008 г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»
Слайд 39Доходы бюджета (ст.41 БК РФ)
Доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями,
средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета
Слайд 40Изучить самостоятельно
Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности
Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия
Статья
47.2. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)
Статья 58. Полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты
Слайд 41Собственные доходы бюджета (ст.47 БК РФ)
налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты
в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах
и сборах;
неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций
Слайд 42Перечень и реестры источников доходов бюджетов (Ст.47.1)
Перечень источников доходов бюджетов
- свод (перечень) федеральных налогов и сборов, региональных и местных
налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристик источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ, определяемых порядком формирования и ведения перечня источников доходов РФ
Реестр источников доходов бюджета - свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы РФ, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета, на основании перечня источников доходов РФ
Слайд 43Реестр источников доходов РФ
включает реестр источников доходов федерального бюджета,
реестры источников доходов бюджетов субъектов РФ, реестры источников доходов местных
бюджетов и реестры источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
Министерство финансов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ (начиная с бюджетов на 2017 год)
Слайд 44Постановление Правительства РФ от 31.08.2016 №868
«О порядке формирования и
ведения перечня источников доходов РФ» (вместе с «Правилами формирования и
ведения перечня источников доходов РФ», «Общими требованиями к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов РФ, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов РФ, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов»)
Слайд 45Администраторы доходов бюджета (ст.6 БК РФ)
Администратор – ОГВ, ОМСУ, орган
местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное
учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ
Главный администратор - определенный законом (решением) о бюджете ОГВ, ОМСУ, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета
Слайд 46Доходы федерального бюджета (гл.7 БК РФ) и бюджетов субъектов РФ
(гл.8 БК РФ)
Слайд 47Доходы местных бюджетов (гл.9 БК РФ)
Слайд 48Изучить самостоятельно
Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений
от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты
городских, сельских поселений
Статья 63.1. Полномочия городского округа с внутригородским делением по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты внутригородских районов
Слайд 49Расходы бюджетов (часть II разд.III БК РФ)
выплачиваемые из бюджета денежные
средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (ст.
6 БК РФ)
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ)
Слайд 50Понятие обязательств субъектов (ст. 6 БК РФ)
расходные обязательства - обусловленные
законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности ППО или действующего
от его имени казенного учреждения предоставить ФЛ или ЮЛ, иному ППО, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета
бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году
публичные обязательства - обусловленные законом, иным НПА расходные обязательства ППО перед ФЛ или ЮЛ, иным ППО, подлежащие исполнению в установленном размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации)
Слайд 51Понятие обязательств субъектов (ст. 6 БК РФ)
публичные нормативные обязательства -
публичные обязательства перед ФЛ, подлежащие исполнению в денежной форме в
установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат ФЛ, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях
денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, ФЛ или ЮЛ за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Слайд 52Распорядители и получатели бюджетных средств (ст. 6 БК РФ)
главный распорядитель
бюджетных средств – ОГВ, орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ,
орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
распорядитель бюджетных средств - ОГВ, орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
получатель бюджетных средств – ОГВ, орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени ППО за счет средств соответствующего бюджета
Слайд 53ведомственная структура расходов бюджета (ст. 6 БК РФ)
распределение бюджетных ассигнований,
предусмотренных законом (решением) о бюджете
по главным распорядителям бюджетных средств, разделам,
подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов
по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов
Слайд 54бюджетная роспись (ст. 6 БК РФ)
документ, который составляется и ведется
главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета)
в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)
Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления ГВнбФ) в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета
Слайд 55Структура кода классификации расходов бюджетов
Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов
едина для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие составные
части
Слайд 56Бюджетные ассигнования (ст.6 БК РФ, ст. 69 БК РФ)
предельные объемы
денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных
обязательств. ВИДЫ:
оказание гос (мун) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 69.1)
социальное обеспечение населения (ст.74.1)
предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ, не являющимся гос (мун) учреждениями и ГУП (МУП) (ст.80)
предоставление субсидий ЮЛ (за исключением субсидий гос (мун) учреждениям), ИП, ФЛ (ст.78)
предоставление межбюджетных трансфертов
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права
обслуживание гос (мун) долга
исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного ФЛ или ЮЛ лицу в результате незаконных действий (бездействия) ОГВ, ОМСУ либо должностных лиц этих органов
Слайд 57Понятие услуги и задания (ст.6 БК РФ)
Гос (мун) услуги (работы)
- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами госуд. власти (ОМСУ), гос
(мун) учреждениями и иными ЮЛ
Гос (мун) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания гос (мун) услуг (выполнения работ) (+ ст. 69.2 БК РФ)
Показатели гос (мун) задания используются при составлении:
проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание гос (мун) услуг (выполнение работ)
бюджетной сметы КУ, а также для определения объема субсидий на выполнение гос (мун) задания БУ и АУ
Слайд 58Бюджетные ассигнования на оказание гос (мун) услуг (выполнение работ) (ст.69.1
БК РФ)
обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по
оказанию гос (мун) услуг (выполнению работ) ФЛ и ЮЛ
предоставление субсидий БУ и АУ, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими гос (мун) задания
предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся гос (мун) учреждениями, в т.ч. в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание такими организациями гос (мун) услуг (выполнение работ) ФЛ и ЮЛ
осуществление бюджетных инвестиций в объекты гос (мун) собственности
закупку т, р и у для гос (мун) нужд (искл.- бюджетные ассигнования для обеспечения выполнения функций КУ и на осуществление бюджетных инвестиций в объекты гос (мун) собственности КУ), в т.ч. в целях оказания гос (мун) услуг ФЛ и ЮЛ; разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках гособоронзаказа; закупки товаров в государственный материальный резерв
Слайд 59Состав Гос (мун) задания (ст. 69.2 БК РФ)
показатели, характеризующие качество
и (или) объем (содержание) оказываемых гос (мун) услуг (выполняемых работ)
порядок
контроля за исполнением гос (мун) задания, в т.ч. условия и порядок его досрочного прекращения
требования к отчетности об исполнении гос (мун) задания
определение категорий ФЛ и ЮЛ, являющихся потребителями услуг
порядок оказания услуг
предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если их оказание предусмотрено на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов)
Слайд 60Резервные фонды (ст.81-82 БК РФ)
Резервные фонды исполнительных ОГВ (местных администраций)
– предусматриваются в расходной части бюджетов (искл. – бюджеты ГВнбФ)
(резервный фонд Правительства РФ, резервные фонды высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций)
Запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в расходной части бюджетов
Размер фондов устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного общего объема расходов
Средства фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций
Слайд 61Резервные фонды субъекта РФ и президента РФ
Резервный фонд субъекта
РФ - часть средств бюджета субъекта РФ, предназначенную для исполнения
расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов бюджета субъекта РФ для финансового обеспечения расходных обязательств
Порядок формирования и использования средств устанавливается законом субъекта РФ (искл. – закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ)
Резервный фонд Президента РФ – создание предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов
Не допускается использование бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ
Слайд 62межбюджетные отношения (ст. 6 БК РФ)
взаимоотношения между ППО по вопросам
регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса
Бюджетный процесс -
регламентируемая законодательством РФ деятельность ОГВ, ОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Слайд 63Бюджетный федерализм
Система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и
управления на всех этапах бюджетного процесса
Бюджетам:
установлены собственные источники доходов
предоставлено
право определять направления использования бюджетных средств для обеспечения самостоятельности и автономного функционирования
Слайд 64Схема бюджетного федерализма
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги
Местные налоги и сборы
Федеральный
бюджет
Местные бюджеты *
Бюджеты субъектов РФ
Межбюджетные трансферты
Бюджетные кредиты
Средства программ
Межбюджетные трансферты
Бюджетные кредиты
Средства
программ
Бюджеты МР
Бюджеты поселений
Бюджеты ГО
Межбюджетные трансферты
* - фрагмент ст. 10 БК РФ
Слайд 65Межбюджетные трансферты (гл.16 БК РФ)
Федеральный бюджет (ст. 129)
дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субсидии бюджетам субъектов РФ;
субвенции бюджетам субъектов РФ;
иные
межбюджетные трансферты;
межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов
Бюджеты субъектов РФ (ст. 135)
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО;
субсидии местным бюджетам;
субвенции местным бюджетам и бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
субсидии и субвенции федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты
Местные бюджеты (ст. 142)
дотации из бюджетов МР (ГО с внутригор. делением) на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригор. районов);
субвенции из бюджетов МР (ГО с внутригор. делением) бюджетам поселений (внутригор. районов);
субсидии из бюджетов поселений в бюджеты МР на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
субсидии в бюджеты субъектов РФ для формирования РФФП МО;
Иные м/б трансферты
Слайд 66Межбюджетные трансферты (гл.16 БК РФ)
Слайд 67Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Слайд 68Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета МР
предоставляются поселениям, входящим
в состав данного МР, в соответствии с муниципальными правовыми актами
представительного органа МР, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ
Порядок определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета МР устанавливается законом субъекта РФ
Слайд 69Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Слайд 70Уровень расчетной бюджетной обеспеченности ГП (включая ГО), СП, внутригородских районов
определяется соотношением:
налоговых доходов на 1-го жителя, которые могут быть получены
соответствующим бюджетом, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала)
и аналогичного показателя в среднем по ГП(включая ГО), СП, внутригородским районам данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на 1-го жителя
Слайд 71Уровень расчетной бюджетной обеспеченности МР (ГО, ГО с внутригородским делением)
определяется соотношением:
налоговых доходов на 1-го жителя, которые могут быть получены
соответствующим бюджетом или консолидированным бюджетом МР (бюджетом ГО, консолидированным бюджетом ГО с внутригородским делением) исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала),
и аналогичного показателя в среднем по МР (ГО, ГО с внутригородским делением) данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на 1-го жителя
Слайд 72Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений (внутригородских районов) определяется для каждого ГП (включая ГО), СП,
внутригородского района субъекта РФ исходя из численности жителей ГП, СП, внутригородского района в расчете на одного жителя
Порядок распределения дотаций, в т.ч. порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты, а также порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей ГП (включая ГО), СП, внутригородских районов утверждается законом субъекта РФ
Слайд 73Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
МР (ГО, ГО с внутригородским делением) утверждается законом субъекта РФ
о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период и определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности МР (ГО, ГО с внутригородским делением), установленного законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период
Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности МР (ГО, ГО с внутригородским делением), в т.ч. порядок расчета и установления заменяющих часть указанных дотаций дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты, а также порядок определения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности МР (ГО, ГО с внутригородским делением) утверждаются законом субъекта РФ
Слайд 74Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений из бюджета МР (искл. п.
5 ст. 137 БК РФ), предоставляются ГП (СП), расчетная бюджетная
обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности ГП (СП) данного МР
Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на 1-го жителя, которые могут быть получены бюджетом ГП (СП) исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного МР с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на 1-го жителя
Слайд 75Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ
При составлении и (или) утверждении бюджета
субъекта РФ по согласованию с представительными органами МО дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ в данные бюджеты
Норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) (части расчетного объема дотации) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему НДФЛ, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего ГП (СП), внутригородского района
Слайд 76Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ
При составлении и (или) утверждении бюджета
субъекта РФ по согласованию с представительными органами МО дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности МР (ГО, ГО с внутригородским делением) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ в данные бюджеты
Норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) МР (ГО, ГО с внутригородским делением) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему НДФЛ
Слайд 77Субсидии бюджетам (межбюджетные субсидии)
Слайд 78Субсидии бюджетам («отрицательные трансферты»)
Слайд 79Субсидии бюджетам («отрицательные трансферты»)
Субсидии из бюджетов ГП (СП) (внутригородских районов),
перечисляемые в бюджет субъекта РФ, учитываются в доходах бюджета субъекта
РФ и в бюджетных ассигнованиях РФФП поселений (внутригородских районов)
В случае наделения представительных органов МР (ГО с внутригородским делением) полномочиями ОГВ субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) субсидии из бюджетов поселений (внутригородских районов), входящих в состав территорий МР (ГО с внутригородским делением), учитываются в доходах и расходах бюджета субъекта РФ для распределения между бюджетами МР (ГО с внутригородским делением) в порядке, установленном абзацем вторым п.5 ст.137 БК РФ
Субсидии из бюджетов МР (ГО, ГО с внутригородским делением), перечисляемые в бюджет субъекта РФ, учитываются в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях РФФП МР (ГО, ГО с внутригородским делением)
Объем субсидии для отдельного МО в расчете на 1-го жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на 1-го жителя и 1,3-кратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на 1-го жителя в отчетном финансовом году
Слайд 80Субсидии бюджетам («отрицательные трансферты»)
Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования
межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера устанавливаются
уставом МР и (или) муниципальным правовым актом представительного органа МР
Размер межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа МР и решениями представительных органов ГП (СП) о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех городских, сельских поселений данного муниципального района
Слайд 81Субвенции бюджетам («отрицательные трансферты»)
Субвенции федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ
(ст. 138.2 БК РФ)
Цели и условия предоставления субвенций ФБ из
бюджета субъекта РФ устанавливаются соглашениями между ФОИВ и высшим ИОГВ соответствующего субъекта РФ
Слайд 83Субвенции бюджетам
Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на
исполнение отдельных расходных обязательств МО, расходуются в порядке, установленном федеральными
законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и (или) нормативными правовыми актами субъектов РФ
предоставляются бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам МР (ГО с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам ГП (СП) (внутригородских районов), входящих в их состав
Слайд 84Субвенции бюджетам
В случае наделения законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями
ОМСУ ГП (СП) (внутригородских районов) ОМСУ муниципальных районов (ГО с
внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями ОГВ субъектов РФ по расчету и предоставлению субвенций бюджетам ГП (СП) (внутригородских районов)
Законом субъекта РФ должны быть установлены порядок (методика) расчета субвенций бюджетам МР (ГО с внутригородским делением) и порядок (методика) расчета ОМСУ МР (ГО с внутригородским делением) субвенций из бюджетов МР (ГО с внутригородским делением) бюджетам ГП (СП) (внутригородских районов) на осуществление соответствующих государственных полномочий
В случае наделения ОМСУ МР (ГО с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам ГП (СП) (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами утверждается решением представительного органа МР (ГО с внутригородским делением) о бюджете МР (ГО с внутригородским делением)
Слайд 85Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФФОМС (Ст.133.1 БК РФ)
1)
субвенции бюджетам ТФОМС
2) иные межбюджетные трансферты бюджетам ТФОМС
В соответствии с
федеральным законом о бюджете ФФОМС федеральному бюджету могут быть предоставлены дотации и (или) иные межбюджетные трансферты
Слайд 86Субвенции бюджетам ТФОМС (ст. 133.2)
межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам ТФОМС в
целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении
полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами
Субвенции бюджетам ТФОМС распределяются в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 №462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования»)
Слайд 87Формы бюджетных средств
Субсидии ЮЛ (за исключением субсидий гос
(мун) учреждениям), ИП, ФЛ (ст.78 БК)
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной
основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) т, р, у (искл.- подакцизные товары, кроме автомобилей легковых и мотоциклов)
Бюджетный кредит (ст.93.2 БК РФ)
может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, МО или ЮЛ на условиях возмездности и возвратности
устанавливаются цели, условия и порядок предоставления, бюджетные ассигнования для предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам)
заемщики обязаны вернуть кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором
Слайд 88Дефицит бюджета (гл. 13 БК РФ, ст. 6 БК РФ)
превышение
расходов бюджета над его доходами
Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ст.92 БК РФ)
Слайд 89Дефицит бюджета (гл. 13 БК РФ, ст. 6 БК РФ)
Слайд 90Дефицит бюджета (гл. 13 БК РФ, ст. 6 БК РФ)
Слайд 91Дефицит бюджета (гл. 13 БК РФ, ст. 6 БК РФ)
Слайд 92не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета
Кредиты Центрального банка
РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг
РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета
Слайд 93Источники финансирования дефицита бюджета
Слайд 94Источники финансирования дефицита
Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Состав источников
внутреннего финансирования дефицита
Состав источников внешнего финансирования дефицита
Статья 95. Источники финансирования
дефицита бюджета субъекта РФ
Состав источников внутреннего финансирования дефицита
Состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета
Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета
Состав источников внутреннего финансирования дефицита
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!