Слайд 1курсовая работа на тему:
«детско-родительские отношения в семьях, имеющий детей с
ОВЗ.»
Научный руководитель: Романовский Н.В.
Студент:Исаева М.А.
Кафедра: «Нейро-и патопсихологии развития»
КСПК2.1
Слайд 2 Актуальность данной работы состоит в том, что современное общество
пришло к пониманию необходимости помощи семьям, имеющим ребенка с особыми
возможностями
Целью курсовой работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ
Слайд 3Задачи исследования:
Раскрыть понятие «детско-родительские отношения» и его основные аспекты.
Изучить
работы специалистов об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей
с ОВЗ в психолого-педагогической литературе.
Охарактеризовать стили и типы детско-родительских отношений.
Наша первая гипотеза заключается в том, что данная работа остается актуальной и хорошо изученной в настоящее время.
Наша вторая гипотеза заключается в том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, имеют ряд особенностей.
Слайд 4Глава 1. Детско-родительские отношения как психолого-педагогическая проблема
1. Постановка проблемы изучения
детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
Отношения между родителями и детьми всегда
являлись предметом для исследований и построения различных моделей семьи, как в отечественной психологии, так и в зарубежной
В процессе изучения отношений между родителями и ребенком ученые и исследователи создают и используют различные понятия.
Слайд 6
Глава 1. Детско-родительские отношения как психолого-педагогическая проблема
2.Стили и
типы детско-родительских отношений.
Слайд 7Традиционно отмечают 2 фактора в структуре отношений: эмоциональный (любовь-ненависть) и
поведенческий (автономия - контроль).
В.В. Столин выделил также основания для
эмоционально-ценностного отношения матери к ребенку (симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность).
Крайг Г. составила полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 фаз на основе исследований Д. Бомринд, Маккоби и Мартин. В их основе лежит взаимодействие 2 факторов: родительского контроля и родительской теплоты.
Слайд 8Понятие «родительский контроль» характеризует степень выраженности у родителей тенденций, выражающееся
в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль -
это попытка влиять на деятельность ребенка.
«Родительская теплота» отражает, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.
Слайд 10В результате анализа основных положений детско-родительских отношений, мы делаем вывод,
что:
Детско-родительские отношения – сложная структура, которая сильно зависит от занимаемых
родителями позиций, отношения, представлений о правильности воспитания, от наличия эмоциональных, когнитивных и поведенческих элементов.
Эмоциональное принятие в детско-родительских отношениях является базовым в теории привязанности. И именно от него зависит самооценка и отношение к миру ребенка.
На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье, что, в свою очередь, формирует личность ребенка.
Слайд 11Глава 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с
ОВЗ
1. История научных и социальных подходов к проблеме семей, воспитывающих
ребенка с ОВЗ
«Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки ребенка кормить не следует»
Аристотель
Слайд 12В эпоху Возрождения начали возникать более гуманистические тенденции по отношению
к взрослым и детям с психофизическими недостатками.
« Из человеческого образования
нельзя исключить никого, кроме нечеловека»
Коменский
Слайд 13В России к началу 19 века врачи-психиатры обратили внимание на
положительный эффект, который дает привлечение семьи в лечении различных психических
расстройств их родных.
Слайд 14
Глава 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей
с ОВЗ
2. Характеристика особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях, имеющих
ребенка с ОВЗ.
Кто такие дети с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями — это дети, у которых наблюдаются различные отклонения психического или физического плана, обуславливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Семья для ребенка с ОВЗ - это наиболее мягкая среда, в которой создаются благоприятные условия для роста и развития.
Слайд 15Семья – это главная группа поддержки для ребенка
Одним из самых
главных причин почему родители тяжело переживают рождение «особенного ребенка», является
определенная модель «идеального ребенка», которую они создали, пока ожидали появление малыша.
И когда тот идеал, которые они себе возвели, оказывается ребенком с особенностями, отличный от того, которого они себе представляли, родители теряются и оказываются в ситуации внутриличностного конфликта.
Слайд 16Семья с ребенком с ОВЗ переживает следующие кризисные фазы:
Отчаянность. Осознание
проблемы, но не приятие.
Отрицание самого факта нарушения развития.
Агрессивность. Обида
на партнера, родителей, врачей.
Активная хаотичная деятельность. Стремление перепробовать все возможные методы лечения, начиная от медицины и заканчивая экстрасенсами.
Депрессия. Апатия, чувство безысходности.
Принятие факта наличия нарушения
Активизация. Деятельность, направленная на улучшение положения.
Солидарность. Стремление общаться с родителями, уже столкнувшимися с подобной проблемой
Слайд 18Выводы
Подводя итоги исследования особенностей детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей
с ОВЗ, мы можем утверждать, что все задачи выполнены, а
гипотезы подтверждены.
Гипотеза о том, что выбранная нами тема достаточно хорошо изучена и продолжает быть актуальной подтвердилась.
Гипотеза о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, имеют ряд особенностей, подтвердилась.
Слайд 19Заключение
Итак, мы провели исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка
с ОВЗ. В его процессе мы изучили большое количество научных
трудов, посмотрели на теории как западных, так и отечественных специалистов. Мы решили все поставленные задачи, проверили первоначальные гипотезы, они подтвердились. Это значит, что работа соответствовала целям и задачам исследования.
Это работа теоретическая, но она лишь подчеркивает насколько необходимо продолжать различные исследования в этой области, совершенствовать методики и способы коррекции детско-родительских отношений, в семьях имеющих ребенка с ОВЗ.
Слайд 20Список литературы
Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. «Воспитание и обучение
детей с нарушениями в развитии» - 2008. - №3. –
с.72-79
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дисс. канд. психологических наук / А.Я. Варга. - М., 2005.
Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей- 2 издание - М.Дрофа 2008 г.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 2005.
Ковалев Г.А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.
Ковалев В.В. Сомато-психические расстройства в детском возрасте\\ Нервно-психические расстройства у детей. – София, 1976
Левченко И.Ю, Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение,2008
Слайд 21Список литературы
Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений:/монография; М-во образования и науки
Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак.
психологии. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.:Знание, 1981
Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] /. — М.: Теревинф, 2007. — 368 с.
Смирнова Е., Савина Е. «Родители и дети:Психология взаимоотношений»; издательство: Когнито-центр, 2003. – 230с.
СпиваковскаяА.С. Как быть родителями м.: Педагогика, 1986
Столин В.В. «Психодиагностика самосознания\\ Общая психодиагностика\ ред. Бодалев А.А., Столин В.В. – М., 1987, с 245-264
Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонением в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004