Слайд 1
-Cоздана 16 ноября 1945 г.
-Штаб-квартира располагается в Париже, Франция.
-Располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.
-
Членами Организации являются 195 государств-членов, 10 ассоциированных государств и 2 государства-наблюдателя (а также 10 международных организаций-наблюдателей).
-РФ является членом ЮНЕСКО с 1954 г.
-Основная цель ЮНЕСКО: содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.
-Эмблема всемирного наследия (по эскизу Мишеля Олиффа) символизирует взаимозависимость объектов культурного и природного наследия: квадрат в центре обозначает творение человека, а внешний круг представляет собой символ природы – две неразрывно связанные части. Эмблема имеет круглую форму, повторяющую форму земного шара, одновременно символизируя охрану.
Эмблема вместе с логотипом ЮНЕСКО служит для обозначения объектов, включенных в Список всемирного наследия.
ЮНЕСКО
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры / United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization
Слайд 2
Ежегодно (с 1977 г.) Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на
которых определяются объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются
сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.
Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде.
Всего 1092 объекта, в том числе 846 культурных из 167 стран включены в список ЮНЕСКО
Следующая, 43-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (состоит из 21 члена) пройдет в Азербайджане, в Баку, с 30 июня по 10 июля
Слайд 3Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России
Культурные
Московский Кремль и Красная площадь
Исторический
центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Погост Кижи
Исторический центр
Новгорода и памятники окрестностей
Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Соловецкий исторический и культурный комплекс
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад
Церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва)
Куршская коса (Россия/Литва)
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
Ансамбль Новодевичьего Монастыря
Исторический центр Ярославля
Геодезическая дуга Струве (Россия/Беларусь, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Швеция, Украина)
Болгарский историко-археологический комплек
Успенский собор острова-града Свияжск
Природные
Девственные леса Коми
Озеро Байкал
Вулканы Камчатки
Золотые горы Алтая
Западный Кавказ
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунурская котловина (Россия/Монголия)
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
Плато Путорана
Ленские столбы
Ландшафты Даурии
Слайд 4Процедура включения в Список всемирного наследия
2,5 года – минимальное время,
необходимое для соблюдения всех требований и процедур Комитета всемирного наследия.
Это длительный и трудоемкий процесс
Этапы:
- выявить объекты, достойные включения в Список всемирного наследия. Это должны быть памятники, ансамбли и достопримечательные места, обладающие выдающейся универсальной ценностью, то есть ценностью, «которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества»
- включить выявленные объекты в предварительный список
- подготовить досье по объекту с описанием всех его особенностей, обоснованием уникальности, подробными картами, отображающими границы объекта, информацией о методах защиты объекта и системе управления в соответствии с действующими требованиями Комитета всемирного наследия
- представить досье на рассмотрение экспертных организаций – консультативных органов Комитета всемирного наследия (эта процедура занимает около полутора лет).
Досье по объектам культурного наследия рассматриваются специалистами ИКОМОС (Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест / International Council on Monuments and Sites (ICOMOS) ), а по объектам природного наследия – специалистами МСОП (Международного совета охраны природы).
Слайд 5Процедура включения в Список всемирного наследия
По итогам рассмотрения экспертами
ИКОМОС может быть принято одно из трех решений:
– рекомендовать объект
для включения в Список всемирного наследия;
– отправить досье на доработку
– отказать во включении в Список в связи с недостаточной ценностью объекта для признания его всемирным наследием.
В первом случае вопрос выносится на рассмотрение очередной сессии Комитета всемирного наследия.
КРИТЕРИИ
[культурный (С – cultural), природный (N – natural) или смешанный (M – mixed)]
В Руководстве по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия содержатся 10 критериев, которым должен соответствовать объект, который предлагается включить в Список всемирного наследия:
i. являться шедевром творческого гения человека;
ii. отражать воздействие, которое оказывает смена общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода времени или определенного культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов;
iii. являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;
iv. являться выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) развития в истории человечества;
Слайд 6 КРИТЕРИИ
v. являться выдающимся образцом характерного для данной культуры
(или культур) традиционного человеческого поселения, землепользования или водопользования, или выдающимся
образцом взаимодействия человека с окружающей средой – особенно в тех случаях, когда такой образец стал уязвимым под воздействием необратимых перемен;
vi. быть прямо или косвенно связанным с событиями или существующими традициями, с идеями или верованиями, или с произведениями литературы и искусства, имеющими выдающееся универсальное значение (по мнению Комитета, данный критерий следует использовать преимущественно в сочетании с другими критериями);
vii. включать величайшие явления природы или места исключительной природной красоты и эстетической ценности;
viii. представлять собой выдающийся образец, отражающий основные этапы истории Земли, включая следы древней жизни, продолжающиеся геологические процессы развития форм земной поверхности, имеющие важное значение, или значительные геоморфологические и физиографические явления;
ix. представлять собой выдающийся пример важных и продолжающихся экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, речных и озерных, прибрежных и морских экосистем, а также сообществ растений и животных;
x. включать природные ареалы, наиболее важные и значительные с точки зрения сохранения биологического разнообразия, в том числе ареалы обитания исчезающих видов, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и охраны природы.
Слайд 7Выдающаяся универсальная ценность
В случае принятия решения о включении объекта
в Список всемирного наследия, Комитет, руководствуясь рекомендациями Консультативных органов, принимает
Формулировку выдающейся универсальной ценности объекта, которая является основанием для будущей охраны объекта и управления им.
Выдающаяся универсальная ценность означает культурную и/или природную значимость, которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества.
Слайд 8Номинация (Номинационное досье)
Это главный документ, на основании которого Комитет рассматривает
вопрос
о включении объекта в Список всемирного наследия.
Разделы номинации:
1. Выявление
объекта
2. Описание объекта
3. Обоснование для включения в Список
4. Состояние сохранности и факторы, воздействующие на объект
5. Охрана и управление
6. Мониторинг
7. Документация
8. Контактная информация ответственных
органов
9. Подпись от имени государства – стороны (государств – сторон) Конвенции
Слайд 91 марта 2018 г Центр всемирного наследия ЮНЕСКО признал номинационное
досье «Памятники Древнего Пскова» (Российская Федерация) «полным и соответствующим формату
заявки».
ВРИО Губернатора Псковской области Михаил Ведерников сказал тогда «Продвижение псковских памятников в ЮНЕСКО… это, прежде всего, стимул к совершенствованию системы охраны уникальных объектов, сохранению исторической городской среды, окружающих ландшафтов, но также, это и значимый, реальный фактор социально-экономического развития территории. Мы отчетливо понимаем, что при благоприятной оценке экспертов, попадание в Список всемирного наследия — не конечная цель, а, скорее, только начало нового важного этапа формирования системы сохранения и использования наших памятников».
Номинационное досье «Памятники Древнего Пскова» состоит из 6 томов документов.
Над досье работали псковские эксперты, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева и Министерство культуры РФ.
Сейчас этот документ находится на экспертизе в консультативном органе — Международным совете по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)
ИКОМОС представит в Комитет всемирного наследия свои оценки объекта по результатам непосредственного ознакомления с ним. (Эксперт ИКОМОС уже побывал в Пскове с миссией технической оценки памятников).
Решение будет принято на ежегодной сессии Комитета Всемирного наследия, которая состоится в Баку с 30 июня по 10 июля 2018 года. Комитет всемирного наследия решает, должен ли объект быть включен в Список всемирного наследия или нет, направлен на доработку или отложен.
Слайд 1018 элементов номинации «Памятники Древнего Пскова»
(14 из них –
храмы)
Памятники крепостного зодчества
1.1. Комплекс крепостных сооружений Окольного города: Покровская башня,
XV в.
1.2. Комплекс крепостных сооружений Окольного города: Гремячая башня, XVI в.
Памятники культового зодчества
2.1. Ансамбль Кремля: Троицкий кафедральный собор с колокольней, XVII в.; 1830 г.
2.2. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г.
2.3. Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский Собор, XII в.
2.4. Ансамбль Снетогорского монастыря: Собор Рождества Богородицы, XIV в.
2.5. Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV в.
2.6. Церковь Покрова от Пролома, XV-XVI вв.
2.7. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда XV-XVII вв.
2.8. Церковь Георгия со Взвоза, 1494 г.
2.9. Церковь Богоявления со звонницей, 1489 г.
2.10. Церковь Успения с Пароменья, со звонницей, 1521 г.
2.11. Церковь Николы со Усохи, XVI в.
2.12. Церковь Петра и Павла с Буя, XVI в.
2.13. Церковь Старое Вознесение, XV в.
2.14. Церковь Василия на Горке, XV в.
Памятники гражданского зодчества
3.1. Ансамбль Кремля: Приказная палата, XVII в.
3.2. Поганкины палаты, XVII в.
Слайд 11
«Искусство в своей более нарядной форме есть воплощение национального характера»
(искусствовед Е.Н. Морозкина)
«Архитектура – это способность нашего сознания закреплять в материальных формах чувство эпохи».
(архитектор Ле Корбюзье)
«Гармоническое сочетание качеств трех «знатных художеств»: живописности (в свободной асимметрии композиции), скульптурности (пластика стен) с замечательно разработанной архитектурной формой – делает любой псковский храм шедевром архитектуры»
(псковский искусствовед Т.В.Шулакова).