Разделы презентаций


Частица как часть речи Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной

Содержание

Сравните предложения1. Я выучил уроки.2. Я не выучил уроки.3. Я бы выучил уроки…4. Вряд ли я выучу уроки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Частица как часть речи
Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы
Лебедева Евгения

Игоревна

Частица как часть речиУчитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школыЛебедева Евгения Игоревна

Слайд 2Сравните предложения
1. Я выучил уроки.
2. Я не выучил уроки.
3. Я

бы выучил уроки…
4. Вряд ли я выучу уроки.

Сравните предложения1. Я выучил уроки.2. Я не выучил уроки.3. Я бы выучил уроки…4. Вряд ли я выучу

Слайд 3- это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения

в предложение или служит для образования наклонений глагола.
Частица -

- это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений

Слайд 4Функции частиц
вносят различные
оттенки значения
в предложение
служат для
образования форм
слова
Как хорошо!
Пусть

встретят
Прочитал бы

Функции частицвносят различные оттенки значения в предложениеслужат дляобразования формсловаКак хорошо!Пусть встретятПрочитал бы

Слайд 51) Хороша Волга во время весеннего разлива!
2) Затопив окрестные

луга стремительно и быстро катит она свои воды. 3) Правый

берег покрыт нежной пеленой цветущих яблонь вишен черёмухи.

Расставьте знаки препинания

1. Найдите и выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

окрестные

2. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости последующего согласного.

разлива

1) Хороша Волга во время весеннего разлива! 2) Затопив окрестные луга стремительно и быстро катит она свои

Слайд 6Разряды частиц
формообразующие
смысловые
отрицательные

Разряды частицформообразующиесмысловыеотрицательные

Слайд 7Формообразующие частицы

Формообразующие частицы

Слайд 8что _ бы
Различай
чтобы
Что бы предпринять?
Чтобы что-то предпринять,
надо хорошо подумать.

что _ быРазличайчтобыЧто бы предпринять?Чтобы что-то предпринять, надо хорошо подумать.

Слайд 9Выражают

вопрос: разве,

неужели, ли
восклицание: что за, как, ну и,

вот так
усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну
указание: вон, вот, это
выделение: только, лишь,
ограничение: почти, исключительно
сомнение: вряд ли, едва ли
уточнение: именно, как раз
смягчение требования: - ка

Смысловые частицы

Выражаютвопрос:         разве, неужели, ливосклицание:    что за,

Слайд 10Что за прелесть эти сказки!

2. Как бы узнать, что там

делается за воротами?

3. Вот эта детская тетрадь с моими детскими

стихами.

4. Неужели в самом деле все сгорели карусели?

5. Как же мне не веселиться?

Определите значение частиц в предложениях

восклицание

формообразующая

указание

вопрос

восклицание

Что за прелесть эти сказки!2. Как бы узнать, что там делается за воротами?3. Вот эта детская тетрадь

Слайд 111)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы) правильно писать частицы,

надо уметь отличать их от других частей речи.
Запишите предложения, раскрывая

скобки.

1) Выпишите слова с проверяемой гласной в корне слова.

хотели, писать, отличать, частей

2) Выпишите слово с неизменяемой приставкой.

отличать

3) Укажите номер сложноподчиненного предложения.

2

1)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы) правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей

Слайд 12Пишутся через дефис

Пишутся через дефис

Слайд 131.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись

по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо

всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!

Выразительно прочитайте текст

1) Впишите из текста частицы, укажите, что они выражают.

вот, вон, как

2) Выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от глухости (звонкости) последующего согласного.

разгорается, предрассветный, всплывает

3) Выпишите из предложения № 1 слово с чередующейся гласной в корне.

разгорается

1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул

Слайд 141.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись

по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо

всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!

Выразительно прочитайте текст

4) Укажите № предложения с причастным оборотом.

5

5) Сколько грамматических основ в предложении № 1.

1 – заря разгорается

2 – полосы потянулись

3 – жаворонки поют

4 – ветер подул

5 – солнце всплывает

1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул

Слайд 15Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью,

вон берёзовый лесок на горе.
Морфологический разбор частицы
Вон – частица.
1.

Доп.значение указания.

2. Смысловая

Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. Морфологический разбор

Слайд 16Отрицательные частицы
НЕ и НИ
ЧАСТИЦА

НЕ СЛУЖИТ: 1. Для придания отрицательного смысла:
не писал
не работал

Отрицательные частицыНЕ и НИ      ЧАСТИЦА НЕ СЛУЖИТ:  1. Для придания отрицательного

Слайд 172. Для придания положительного смысла, если частица НЕ стоит при

двух глаголах, один из которых МОЧЬ:

Я

не мог не прочитать эту книгу.

Частица НЕ служит

2. Для придания положительного  смысла, если частица НЕ стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ:

Слайд 183. Для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных предложениях

с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал! –

Везде он бывал!

Кто не знает имени Льва Толстого? –
Все знают имя Льва Толстого!

Частица НЕ служит

3. Для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных предложениях с обобщающим смыслом: 	Где он только не

Слайд 19Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при существительном в

родительном падеже):

Кругом ни деревца.
Частица НИ служит

Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при существительном в родительном падеже):			Кругом ни деревца.Частица НИ служит

Слайд 20Частица НИ служит
2. Для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ

или словом НЕТ.

Не слышно ни звука.

Частица НИ служит2. Для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ.		Не слышно ни звука.

Слайд 213. Для выражения утверждения, после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА

и т.п.:

Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется.
Частица НИ

служит
3. Для выражения утверждения, после слов  КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.п.:Кто ни взглянет на Машино

Слайд 22Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь

оттенок усиления
(в отличие от частицы НЕ, которую нельзя опустить,

так как получится обратный смысл).

Сравним:
У меня не было ни минуты свободного времени.
У меня не было минуты свободного времени.

Правило-помощник

Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления (в отличие от частицы НЕ,

Слайд 23Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали.

Спешили дачники к поезду? да. Выбираем ни.

Когда я не приехал

вечерним поездом, родители заволновались.
Приехал я вечерним поездом? нет. — Выбираем не.

Сравните:

Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали.  Спешили дачники к поезду? да. Выбираем ни.Когда

Слайд 24НЕ с различными частями речи
НЕ с глаголами
и деепричастиями
всегда раздельно
не был
кроме

тех глаголов, которые без НЕ
не употребляются
ненавидеть
негодовать
НЕ с существительными, прилагательными

и наречиями
Слитно
1) без НЕ не употребляются
неряха
неряшливый
неряшливо

2) можно заменить синонимом
неправда (ложь)
нелживый (правдивый)
нелживо (правдиво)
Раздельно
есть противопоставление
не правда, а ложь
не громко, а тихо
2) есть слова НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ
нисколько не интересная книга
вовсе не тихо

НЕ с местоимениями

слитно
несколько
некоторый
некто
нечто
не в чем

НЕ с различными частями речиНЕ с глаголамии деепричастиямивсегда раздельноне былкроме тех глаголов, которые без НЕ не употребляютсяненавидетьнегодоватьНЕ

Слайд 25Не с причастиями
РАЗДЕЛЬНО

кр.прич.
написан – не написан

не написанные, а

сказанные слова

не написанное вовремя письмо

СЛИТНО


негодующая речь

непрекращающийся дождь

Не с причастиямиРАЗДЕЛЬНО            кр.прич.написан – не

Слайд 261. День был совершенно (не)обыкновенный.

2. Мясо оказалось (не)прожаренным.

3. Они виделись

(не)часто.

4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка
1.В каком предложении

НЕ со словом пишется раздельно?

4

1. День был совершенно (не)обыкновенный.2. Мясо оказалось (не)прожаренным.3. Они виделись (не)часто.4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная

Слайд 272. В каком предложении НЕ(НИ) со словом

пишется раздельно?

1) Кто (не)проклинал

станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?
2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.
3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь.
4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.

1

2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом          пишется

Слайд 283. В каком предложении НЕ(НИ) со словом

пишется слитно?

1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.
2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть.
3) Воевода был (не)молод и (не)стар.
4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки.

2

3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом

Слайд 294. В каком предложении НЕ со словом
пишется раздельно?

1) Жених

её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу

своим жестоким нравом.
2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.
3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода.
4) Владимир был худ и (не)хорош собою.

2

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен

Слайд 305. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется

раздельно?

1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно лениться учиться.
2) (Не)дружелюбие

хозяина смутило гостей.
3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.
4) (Не)званый гость хуже татарина.

1

5. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно?1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно

Слайд 31НЕ
1.Нельзя убрать (меняется смысл).
не упал -

упал

2.НЕ+НЕ (двойное отрицание) = утверждение
не мог не сказать

= сказал

3.Обобщающее утвердительное значение
Кто не слышал? = все слышали

НИ
1.Можно убрать (смысл не меняется).
нет НИ звука – нет звука

2. Можно заменить И, НЕТ ДАЖЕ, ДАЖЕ.
нет и звука, нет даже звука

Частицы НЕ и НИ

НЕ1.Нельзя убрать (меняется смысл).    не упал - упал2.НЕ+НЕ (двойное отрицание) = утверждение  не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика