Слайд 1ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ»
КАФЕДРА РЕАБИЛИТОЛОГИИ И
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
ДИСЦИПЛИНА «Психология и педагогика»
Теории периодизации развития психики
Выполнила: обучающийся
129 группы 1 курса стомат. факультета
Новолодская М.С.
Проверила: ст. преподаватель
Береснева О.Е
Слайд 2Развитие – изменения, происходящее в строении тела, психике и поведении
человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей
среды.
Г. Крайг
Слайд 4Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных
(Homo sapiens — человек разумный).
Сознание, разум человека результат трудовой деятельности.
Сознание человека как единство высших психических функций.
Слайд 6Переход из одного возраста в другой связан с изменением физических
данных и психических характеристик человека, с перестройкой его организма и
поведения. Каждый ребенок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности.
Слайд 7Есть две различные точки зрения на процесс развития:
Согласно одной из
них этот процесс непрерывен, согласно другой -- дискретен
Слайд 8Согласно теории непрерывного развития -- развитие идет не останавливаясь, не
ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один
этап развития от другого, не существует.
Теория непрерывного развития
Слайд 9Согласно теории дискретного развития -- развитие идет неравномерно, то ускоряясь,
то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или
этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.
На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Теория дискретного развития
Слайд 10
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными,
существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период.
На сегодняшний день
не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Слайд 11основные теории периодизации развития
Слайд 13Л.С. Выготский
Л.С. Выготский - проанализировал процессы психического развития ребёнка в
разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать
причины смены возрастов.
Слайд 15Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление
новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые
и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
Слайд 18Д.Б. Эльконин
Д.Б. Эльконин - согласно его концепции смена стадий
психического развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества.
Выделил в
детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитани
Слайд 20Ж. Пиаже
Ж. Пиаже - основной критерий - интеллект. По
мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растёт, меняется и адаптируется
к миру.
Слайд 21Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что
дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей
иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растёт и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Учёный выделил три главных периода в умственном развитии ребёнка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий.
Все дети проходят периоды и стадии развития в определённой последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех.
Слайд 23Л. Колберг
Л. Колберг - автор концепции морального развития. На
ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы.
Рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
Слайд 24Стадии морального развития по Л. Колбергу.
Слайд 26Э. Эриксон - одно из центральных понятий теории Эриксона --
идентичность личности.
Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию,
социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций -- отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д.
Э. Эриксон
Слайд 29Василий Васильевич Зеньковский
Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (16 июля)
1881, Проскуров, Подольская губерния, Российская империя — 5 августа 1962,
Париж, Франция) — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.
Слайд 31Возрастная периодизация детства, предложенная профессором психологии В.В. Зеньковским основана на
рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и
тела. Определяя образ Божий в ребёнке как духовное начало его личности, он показывает, как по-разному проявляется эта «божественная искра» в каждом возрасте.
По мысли Зеньковского, смена возрастов связана именно с изменением проявлений зреющего духа. Источником развития является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека, которая подчинена путям духа. В соотношении этих двух сфер в каждый период земной жизни и определяется неповторимая судьба каждого человека, его крест. В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости её, скрыт, однако и её крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.
Период, предшествующий зрелости, Зеньковский называет детством и рассматривает его в широком смысле, захватывая юность. Характеристика каждого периода детства приводится Зеньковским в соответствии с тем, как развивается духовная жизнь в различные периоды детства.
Слайд 32Заключение
Периодизация развития относится к числу наиболее сложных и до сих
пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии.
Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. В качестве примера такого признака Выготский приводит процесс смены зубов.