Слайд 1«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА»-
Никифорова Марина
29 ПО 144 з
Слайд 2УМК «Начальная школа ХХ1 века» создан авторским коллективом , под
руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.
Комплект учебников и учебно-методических пособий
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников , учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования Российской Федерации.
Учебники и специальные рабочие тетради включают в себя материал традиционной программы, однако учащиеся сами в процессе наблюдения, анализируют, находят доказательства, видят закономерности
Слайд 3Интеграция – важный принцип современного начального образования
Интеграция в
современном образовании – явление достаточно «модное». Вместе с тем интеграция
рассматривается, в основном, как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом «изолированность» каждого из них не исчезает.
Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию учебной деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи.
Этой позиции удовлетворяют интегрированные предметы
«Грамота», «Чтение и письмо», “Окружающий мир”, “Искусство и художественный труд”. В результате их изучения у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умения учиться).
Оптимальный объем содержания учебников и тетрадей дает возможность подходить к обучению учащихся дифференцированно, отслеживать рост успеваемости как у слабых учащихся, так и у ребят требующих большей нагрузки
Слайд 4Системно-деятельностный подход
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества;
достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся на основе
усвоения универсальных учебных действий;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Слайд 5Приоритетные цели
«Начальной школы XXI века»
Целостное гармоничное развитие личности
школьника;
формирование общих способностей и эрудиции
в соответствии с индивидуальными
возможностями
и
особенностями каждого.
Слайд 6Моделирующая деятельность
Ребёнок учится не глазами и ушами,
а руками. Это главная закономерность технологии УМК.
Уход от репродуктивного
обучения (сначала правило, а потом натаскивание на применение этого правила). Ребёнок все возможные действия осуществляет путём моделирования. На этом построены все предметы – и математика, и русский язык, и окружающий мир.
Слайд 7Поисковая деятельность
В программах резко снижено значение готового образца, определяющего всю
деятельность школьника. Так как необходимо учитывать, что ребёнок – это
личность, и навязывать ему ничего нельзя. Он должен всё принять. А принять он может только в поисковой деятельности.
Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Это формирует способ действия, понимание учебных операций, учебных действий, а это даёт возможность расширить содержание образования.
Слайд 8Темп обучения
Методики обучения по УМК состоят в том, что дети
младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости.
Важно уйти от традиционного понимания дифференцированного обучения, где сильному ребёнку дают больше (не другое, а больше),
а слабому ребёнку дают меньше (а для того, чтобы он выполнял, начинают его натаскивать, но дают однотипные задания).
Слайд 9Сборник программ поясняющих концептуальные особенности построения каждого курса,
определяющих требования
к уровню обученности на конец каждого года,
поясняющих принципы системности,
преемственности и перспективности;
Слайд 10Курс "Грамота"
Важнейшим принципом построения курса "Грамота" является дифференцированный подход
к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности,
направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей.
Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование у младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и
решение различных лингвистических задач, обеспечивающих
пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Слайд 11Курс
«Литературное чтение»
Конструирование курса "Литературное чтение" подчиняется приоритетной задаче -
углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской
деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Содержание курса направлено на расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности
Слайд 12Курс «Русский язык»
Программа предполагает плавный переход в «Русский язык» средней
школы в рамках той концепции, к которой они привыкли. В
разделе «Фонетика» в первом классе учащиеся работают над звуковым обликом слова и не прекращается фонетический анализ на протяжении 4-х летнего обучения. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
« Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, причем в одном блоке даются начальные сведения, касающиеся лексики, морфологии и синтаксиса.
Язык изложения материала доступен, грамотен, выполняет воспитательные, образовательные и культурологические задачи. Так например, вопросы к текстам по литературному чтению помогают учащимся смело "входить" в разговор о прочитанном "Как ты думаешь?", «Выложи из разрезной азбуки», "Поменяй пожалуйста букву в слове", «Сообрази», «Реши кроссворд» и т.д. Подбор наилучших художественных произведений, иллюстрированный материал даёт возможность развивать кругозор учащихся; интерес к чтению, 93% учащихся не просто укладываются в технику чтения, а даже превышают норму до 130 – 140 слов в мин, стремятся к творческой работе: посвящают собственного сочинения стихи одноклассникам, составляют загадки, рассказы, сказки.
И самое главное детям дана
возможность развития навыков самообразования.
Слайд 13Курс
«Математика»
В целях обеспечения разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы
в курс включены элементарные сведения из разных математических дисциплин арифметики,
алгебры, геометрии, математической логики и пограничных с математикой областей знаний. Эти сведения образуют пять важнейших содержательных линий:
элементы арифметики;
величины и их измерение;
логико – математические понятия и отношения;
элементы алгебры,
элементы геометрии,
Слайд 14Курс
«Окружающий мир»
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его
интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим
школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать",
"Учимся познавать окружающий мир".
Слайд 15Методические особенности УМК «Начальная школа XXI века»
Ведущими характеристиками выпускника начальной
школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение
строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.
Слайд 16Современные методики
Итак, в учебно- методическом комплекте «Начальная школа XXI века»,
реализованы следующие идеи:
Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей
младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения трудности, обеспечить поддержку его способностей.