Слайд 1Человеческий капитал
Лекция 11
Слайд 2Человеческий потенциал
- совокупность всех трудовых возможностей отдельного человека, а также
различных групп работников в целом
Является характеристикой качества рабочей силы.
Слайд 3Субпотенциалы человеческого потенциала
Психофизиологический – отражающий физические и психологические возможности человека;
Интеллектуальный
– совокупность познавательных и преобразующих мыслительных возможностей, обладающая определенной структурой,
организационной целостностью, способностью к самовоспроизводству, саморазвитию и росту;
Социальный – способность человека к жизни и деятельности в обществе.
Слайд 4Психофизиологический потенциал
– это состояние физического и психического здоровья человека, работоспособность,
тип нервной системы, психологические склонности к определенному виду труда и
т. п.
Определяющим является здоровье, на которое влияют:
Уровень жизни – это степень развития потребностей людей, количество и качество жизненных благ и услуг, используемых для удовлетворения потребностей;
условия труда и техника безопасности на производстве;
экология.
Слайд 5Интеллектуальный потенциал
- совокупность теоретических и практических знаний человечества по различным
аспектам развития природы и общества, научно-технических и культурных достижений.
Компоненты:
система знаний,
умений и навыков;
умственные способности;
творческие способности;
интуиция;
прогностические качества.
Слайд 6Субпотенциалы социального потенциала
идейно-нравственный – система моральных устоев и ценностей, определяющих
поведение человека в социуме;
коммуникативный – способность к взаимодействию с другими
людьми;
мотивационно-ценностный – совокупность социальных потребностей человека.
Слайд 7Индекс человеческого развития
- Является интегральной характеристикой состояния и динамики человеческого
потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала (Index of human development –
IHD, ИРЧП – предложен ООН) учитывает:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы;
уровень грамотности взрослого населения, %;
показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней, %;
реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности валюты, тыс. долл. США.
Оценивает три аспекта качества жизни населения – здоровье, доходы и уровень образования – и отражает взаимообусловленность и взаимосвязанность психофизиологического, интеллектуального и социального потенциалов для развития человека и общества.
Слайд 8Человеческий капитал
сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и
мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей
личности /Волгин Н.А./
«Каждый работник – это комбинация врожденных способностей и «природной рабочей силы» плюс специфические умения, приобретенные путем обучения и тренировки. Этот второй компонент обычно называется человеческим капиталом». /Л.Дж.Рейнолдс/
Главное: накопление человеком опыта, квалификации, знаний и умений, требуя определенных инвестиций, приносит доход и самому человеку, и его работодателям.
Слайд 9Инвестиции фирмы в человеческий капитал
Существует 2 вида профессионального обучения:
общее обучение,
которое способствует повышению производительности труда работника равной степени на многих
предприятиях;
специальное обучение, которое способствует повышению производительности труда работающего на конкретном предприятии.
Слайд 10Модель инвестиций фирмы в профессиональное обучение
а – общее обучение;
б – специальное обучение
Слайд 11Выгодность общей профессиональной подготовки
для работодателя будет определяться условием
где Ei –
издержки на обучение в i-й период времени.
Так как W0=MRP0, а
W2=MRP2, то
то есть
Иными словами, на время обучения текущая стоимость заработной платы должна быть снижена на текущую стоимость издержек на обучение.
Слайд 12Выгодность общей профессиональной подготовки
Для работника
то есть текущая стоимость потерь в
заработной плате за время обучения должна быть меньше текущей стоимости
выигрыша в заработной плате в период после обучения.
Слайд 13KPI (Key Performance Indicator)
Ключевой показатель выполнения поставленной цели =
% достижения стратегической или тактической цели
Слайд 14Инвестиции работника в человеческий капитал
Продолжительность трудовой деятельности – Т.
Заработок без
получения образования - Y1.
При получении образования продолжительностью tE:
Расходы на обучение
- СE1
Упущенный заработок СE2
заработок по окончании обучения - Y2.