Слайд 1Человек как фактор развития природы
Ноосфера VS Антропоцен
Космос как предчувствие
Эпоха массового
вымирания
Кто виноват?
Что делать?
( Уильям Рудимен, Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский,
Юваль Ной Харари, Тимоти Мортон и др.)
Слайд 2Но мы продолжаем верить в благо разума:
Идея Ноосферы
Геосфера (литосфера,
гидросфера, атмосфера)
Биосфера (сфера жизни)
Ноосфера (сфера разума)
Термин введён Эженом ле Руа
(1870-1954)
Слайд 3Ноосфера у Тейяра де Шардена (1881 – 1955)
Человек – промежуточный
(совершеннее предыдущих) итог многотысячелетней эволюции органического мира (эволюционировавшего из неорганического)
Ступени
эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).
Идея эволюции подчиняется принципу единства материи и сознания. Дух в скрытом виде присутствует уже в молекуле и атоме, в живой материи сознание обретает психическую форму, а в человеке оно превращается в самосознание.
Мир и далее будет совершенствоваться, и ключевую роль в этом совершенствовании будет играть человек
Слайд 4Ноосфера у В.И. Вернадского (1863 – 1945)
«Мы живем в небывало
новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом — и своим
сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни — биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов — планетное явление — резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резчайшим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы».
Слайд 5Сфера разума грозит перенаселением: ответ космизма
(В. И. Вернадский, К.
Циолковский, Н. Ф. Фёдоров)
Н. Ф. Фёдоров
Спасение мира в управлении
природой
Общее : поэтапное воскрешение предков
Идея колонизации космоса
К. Циолковский
Человеку есть куда развиваться: космос - следующий этап эволюции
«Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели».
Слайд 6Антропоцен
геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности,
играющей существенную роль в экосистеме Земли
(Термин был введён в 1980-е
г экологом Юджином Стормером и широко популяризован специалистом в химии атмосферы Паулем Крутценом, который впервые использовал термин «антропоцен» в 2000 г (антропоцен – новая эпоха, начавшаяся в 1950-е годы, иногда уточняют до 1945 г.)
Слайд 7Эпоха массового вымирания: почему?
следы ядерных и термоядерных взрывов,
рост содержания углекислого
газа в атмосфере,
появление и накопление новых неразлагаемых материалов (титан,
алюминий, пластик, искусственные минералы и т.д.),
загрязнение почв фосфатами,
уничтожение лесов и исчезновение растений,
с 1970 по 2012 год индекс, отражающий численность различных видов животных, снизился на 58%, а популяции животных, живущих в пресной воде, сократились на 81%
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
Слайд 8Когда же был запущен часовой механизм?
Теория «раннего антропоцена» (Уильям Рудимен)
связывает начало антропоцена с неолитической революцией (8-12 тыс. лет назад)
с переходом от собирательства к животноводству и земледелию
Вымирают мамонты и нелетающие птицы (+)
Фактически совпадает с голоценом (людей не так много и они не так уж и активны)маркером перехода к новой эпохе.
Слайд 9Признание необратимости
2008 год - предложение о выделении антропоцена в качестве
формальной единицы геохронологической шкалы было представлено на рассмотрение Комиссии по
стратиграфии Геологичесого общества Лондона (рассматривается)
2016 год - рабочей группой были представлены доказательства начала новой геологической эпохи, делегаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать антропоцен в качестве новой эпохи, начавшейся в 1950-е годы.
Если рекомендация будет одобрена Международной комиссией по стратификации ратифицирована Международным союзом геологических наук, эпоха будет официально принята
Слайд 10Почему человек, а не кролики, или не грибы?
Человек – продукт
природы и культуры
Для продукта природы его численность быстро растёт (скриншот
от 16.03 в 22:27)
Его действия по производству культуры носят необратимый характер
Мы правим миром потому, что ни одно другое животное не способно верить в то, что существует только в воображении – богов, государство, деньги или права человека
Слайд 11Краткая история человечества
(Юваль Ной Харари)
Слайд 12Homo sapiens – серийный убийца окружающей среды
Даже с орудиями каменного
века наши предки истребили половину проживающих на суше млекопитающих
Ещё 100
000 назад человек был не примечательнее гориллы, медузы или светлячка
Когнитивная революция (70 000): за развитие мозга пришлось заплатить
Увеличение мозга -- больше затрат на добывание пищи
Развитие прямохождения – сужение родовых путей – недоношенные по сравнению с другими видами дети – укрепление социальных связей
Предки Homo sapiens, вышедшие из Африки 70 000 назад распространились по всему миру. Куда делись остальные 5 видов?
Слайд 13Неолитическая революция
2,5 мл. лет люди кормились, собирая растения и
охотясь на животных, НЕ ПЫТАЯСЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ИХ ЖИЗНЬ
Аграрная революция –
регуляция жизни НЕКОТОРЫХ видов животных и растений (так КАК БУДТО БЫ легче выжить)
Одни растения вытеснили другие
Уход за одними видами животных и пренебрегание другими привели к массовому вымиранию
Жизнь не стала легче, а человек крепче (образ жизни охотника более здоровый)
Слайд 14Что если, аграрная революция – величайшая афера?
Давайте посмотрим на неолит
с точки зрения пшеницы!
Пшеница не любит камней – люди, надрываясь,
расчищали поля
Пшеница не любит делиться солнцем, водой, питательными веществами – люди выдёргивают сорняки
Пшеница подвержена заболеваниям – люди напрягают мозги в изобретении профилактики и лекарств
Пшеница не может защитить себя от животных – люди строят заборы
Пшеница любит воду – люди таскают её из ручьёв , рек и озёр, вырывают колодцы…
А, между тем, тело человека не предназначено решать такие задачи (оно приспособлено лазать на яблоню и гнаться за газелью)
Слайд 15Неолитическая безопасность и крестьянское изобилие
Крестьянская жизнь принесла людям как
обществу защиту от дождя, холода и ветра
Ставка на пшеницу, рис
и картофель привела к росту населения (колоссальная калорийная отдача на единицу площади) – вид в выигрыше
Ставка на пшеницу, рис, картофель – зависимость от погодных условий (засуха = вымирание)
Засуха, стаи саранчи, грибок вызывали гибель, сопоставимую с геноцидом
Ставка на пшеницу, рис, картофель = переход на неполноценное зерновое питание
Выигрыш аграрной революции - в появлении гораздо большего количества Homo sapiens, живущих в худших условиях.
В логике современного человека это бессмысленно, но спрашивали ли согласия у кого-либо?
Слайд 17Что делать?
Теория устойчивого развития
(sustainable development)
гармоничное развитие, сбалансированное развитие — это
процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов,
направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
«удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»
Возможно при синтезе экономической, социальной, экологической стратегий развития
Устойчивое развитие в градостроительстве – гуманная этажность, зелёные дворы, расчёт парковочных мест и т.п.
Слайд 18Теория пределов роста
(Дж. Форрестер, Д. Медоуз и др.)
Слайд 19Уровни развития промышленности различны. Можно ли требовать от стран третьего
мира «нулевого роста»?
Теория органического роста – это теория дифференциации темпов
роста в зависимости от уровня развития страны или отрасли промышленности с упором на решение продовольственной, материально-сырьевой и топливно-энергетической проблемы в мировой перспективе
Слайд 20Питер Сингер и практическая этика:
Слайд 21Стратегия сосуществования (коллективы Б. Латура)
Косвенным ответом на глобальный экологический вызов
становится пересборка социального Б. Латуром
Общество – категория, которую должно пересмотреть
и заменить коллективом
Коллектив – это собрание людей и не-людей, каждый из которых должен быть услышан. Учёные могут быть переводчиками голоса не-людей
Слайд 22Опыты нечеловеческого гостеприимства
Выставочный проект (апрель – июнь 2017)
Проект «Опыты нечеловеческого
гостеприимства» сделал своими героями и соучастниками разные существующие и потенциальные проявления
материального и даже потустороннего мира. Это грибы, растения, бактерии, искусственный интеллект, проявления божественного, инопланетяне, современные полимеры, облачные данные и даже снежный человек.
Выставка устроена как отель. Кураторы решили разыграть здесь ситуацию хозяина и гостя, показывая необходимость человеку быть готовым к вызовам современности и меняющейся картины мира.
Позиция хозяина, (по мнению, Т. Мортона) является единственно открытой к миру, к нечеловекам (не исследователь, не создатель, не наблюдатель, а готовый принять гостей)
Слайд 23Тёмная экология Т. Мортона
Природные объекты - это гиперобъекты, которые временят
в вечности и пространствуют за пределами человеческого взора
Происходит слом субъектобъектной
соразмерности — в классической, знакомой здравому смыслу схеме субъект и объект друг другу «подходят» при любом развороте событий, ведь субъект не перестаёт воспринимать/познавать объект, даже когда этот объект — звезда или радиоволна.
«В течение двухсот лет люди открывали сущности, безжалостно ставящие под сомнение временные и пространственные масштабы, в которых мы мыслим, действуем и воспринимаем. Эти пространственно-временные масштабы — глобальное потепление, например, продолжается уже 100 000 лет — одной своей величиной разрушают предрассудок, что существует один-единственный, относительно стабильный и неизменный пространственно-временной континуум»
Слайд 24Конец природы, конец мира…
Экология без природы
Ф. Ницше объявил смерть Бога,
Ф. Фукуяма конец истории…
«Я нигде не сталкиваюсь с Природой в
моем феноменальном опыте. Я вижу кроликов, наблюдаю грозы, слышу, как мяукают кошки. Но я не вижу Природы… Возможно, дело здесь в том, что Природа — это совокупность определенного рода предметов? Тогда я начинаю перечислять эти предметы: птицы, рыбы, млекопитающие… Но по определению в перечне всегда чего-нибудь не хватает. Хорошо, добавим неживые формы — например, залежи железной руды или меловые холмы, — которые произошли из живых форм, как, впрочем, и вся верхняя часть земной коры. Но в этом перечне нет того, что лежит под земной корой, а также, скажем, электромагнитного поля Земли, которое защищает нас от солнечных лучей и способствует развитию жизни. Так что давайте включим в наш список предметы, не относящиеся к живым формам. Мы должны включить Солнце, без которого первичный химический бульон не превратился бы в цепочки сложных белков. Но и на Солнечной системе мы не сможем остановиться и посчитать, что перечень завершен, так как кометы содержат органические вещества, а звезды вообще состоят из всех возможных материалов. Если уж Природа включает в себя абсолютно все, то в нее входят и ложки, и компьютерные программы, и сигнальные конусы на дорогах».
Защита Природы – это защита целого, в ущерб элементам. Но целое здесь меньше совокупности частей (целое (природа), вообще, условность просто понятие…