Слайд 1
Черты русской философии:
Религиозная форма русской философии. Философские идеи проникают на
Русь вместе с православием. Светской философии в России до XVII
в. не было.
Нравственные идеи пронизывали всю философскую мысль России. Поиск правды-справедливости.
Историософичность русской мысли. Ее обращение к «смыслу» истории.
Интерес к судьбе и роли России. Славянофильство и западничество.
Практическая направленность русской философии. Отсутствие интереса к абстрактному теоретизированию.
Тесная связь с литературой. Философская мысль нашла свое воплощение в произведения Достоевского и Толстого.
Слайд 2Сковорода Григорий Саввич 1722-1794
«Первый философ на Руси в точном смысле
слова» (В.В. Зеньковский). Вел образ жизни странствующего философа. Все бытие
состоит из трех миров: 1 – макрокосм, или Вселенная; 2 – «мирок», человек; 3 – символическая реальность, сопрягающая макрокосм и микрокосм, она воплощена в Библии.
Сковорода считал, что существует универсальный закон «сродности», который заключает в себе принцип бытийного равновесия вещей, предметов и существ. Поиск человеком счастья, по сути, - поиск своей «сродности».
Слайд 3С момента основания Московского Университета существовал философский факультет.
Слайд 4Здание МГУ на Моховой 2013г.
Слайд 5Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). В 1836 было опубликовано его первое
«Философическое письмо». Оно произвело впечатление «выстрела, раздавшегося в темную ночь»
(А. Герцен).
Преодоление рабства и проблема выбора исторического пути для России – основные идеи творчества философа. Неслучайно, после Чаадаева почти все русские мыслители обращались к названным проблемам.
Слайд 6Фрагмент письма Чаадаева
«Одинокие в мире, мы ничего не дали миру,
ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи
в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса мы исказили.
С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не вышла из нашей среды…»
Слайд 7«я любил свою страну по-своему… есть нечто более прекрасное –
любовь к истине» Чаадаев.
Результатом нашего долгого одиночества должна стать вселенская
миссия
Слайд 8В 30-40 гг. XIX в. вся интеллектуальная жизнь была сконцентрирована
в кружках, салонах. Наиболее известные кружки: Станкевича, Герцена; салоны Елагиной
и Свербеевых.
Чичерин говорил о том, что кружки, это легкие «которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».
Слайд 9Спор западников и славянофилов
Западники
Славянофилы
Философские предпосылки: идеализм Шеллинга и Гегеля.
Россия идет
по пути Запада, но с большим отставанием.
Преобразования Петра I ускорили
развитие России.
Отношение к православию отрицательное.
Избавиться от крепостничества можно с помощью просвещения и нравственного воспитания дворян.
Философская предпосылка: православная патристика.
У России свой особый путь развития.
Петровские преобразования «столкнули» Россию с собственного пути развития.
Православная церковь – основа духовной и социальной жизни.
Отмена крепостного права возможна только «сверху», то есть царем.
Слайд 10Станкевич Николай Владимирович 1813-1840
Станкевич был вдохновителем идей целого ряда молодых
мыслителей. Западническое движение связано с деятельностью кружка Станкевича (организован в
1831). В кружок входили: Бакунин, Белинский, Боткин и др. Печатался Станкевич мало, поэтому о его мировоззрении мы узнаем по переписке с друзьями. Он увлекался идеями Шеллинга, Канта, Фихте, Гегеля.
Станкевич утверждал идеал нравственно совершенной личности. Нравственный поступок должен покоится на любви и радовать «чистое сердце».
Слайд 11Белинский Виссарион Григорьевич 1811-1848
Социальный мыслитель, литературный критик и публицист. В
статьях и литературных обзорах проанализировал творчество современных ему писателей и
поэтов: Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Кольцова, Тургенева, Некрасова.
Слайд 12И. Аксаков вспоминал: «Много я ездил по России: имя Белинского
известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше… Нет ни одного учителя гимназии
в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю».
В работе «О развитии революционных идей в России» А. Герцен писал о Белинском: «На его статьях воспитывалась вся учащаяся молодежь»
Слайд 13Белинский рассматривал общество как живой организм - «идеальную личность». А
конкретная личность – продукт и цель истории. «Создает человека природа,
но развивает и образует его общество». Зло скрывается не в человеке, а в обществе.
В 1833 Белинский сблизился со Станкевичем и участниками его философского кружка. Философские взгляды Белинского эволюционирова
ли от увлечения идеализмом Гегеля на позиции материализма.
Слайд 14Белинский
Белинский акцентировал внимание на необходимости идеала в процессе социальной активности.
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без
деятельности нет жизни».
Высоконравственная деятельность – защита интересов угнетенных, так как нормальное развитие личности возможно в обществе, лишенном эксплуатации.
Слайд 15Герцен Александр Иванович 1812-1870
Писатель, мыслитель, общественный деятель. В юности он
был поклонником идеализма Шеллинга, затем разделял материалистические воззрения. Суть бытия
Герцен обнаруживал в истории. Без истории нельзя понять человечество и природу.
Нельзя разделять науки (ученых) и массу (все человечество),то есть «дух» и «материю». Сознание – свойство мозга и продукт исторического развития человечества, но личность не зависима от среды.
Слайд 16А.И. Герцен и Н.П. Огарев
В 15 лет Герцен сблизился с
Огаревым. В 1834 Герцен и Огарев были арестованы. Герцен считал,
что в стране должна произойти «социальная крестьянская» революция, но был против революционного насилия, точнее,«вспышкопускательства». Он указывал на необходимость развивать народное сознание. Социалистические отношения – то, что лучшим образом подходит для России.
Слайд 17Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889
Публицист, философ, писатель, литературный критик, теоретик утопического
социализма. В диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» отметил, что
«прекрасное есть сама жизнь».
В юности разделял теистические воззрения, но затем стал материалистом. В 60 годы Чернышевский становится лидером публицистической школы русского философского материализма. Основная работа по философии «Антропологический принцип в философии».
Слайд 18Чернышевский (дом-музей в Саратове)
Слайд 19Разумный эгоизм
Эгоизм личности – движущая сила всех ее нравственных
поступков. Чувство личной выгоды – одна из важнейших сторон человеческой
личности, но выше личной пользы Чернышевский выдвигает интересы общей пользы. «Общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше интереса малочисленного сословия». Так в «разумном эгоизме» личный интерес и личная польза должны подчиняться интересам общественной пользы, что является выражением добра. Понятия добра и пользы отождествляются.
Слайд 20Славянофильство – направление общественной мысли, противоположное западничеству.
Народность – основа трех
начал русской жизни: православия, самодержавия и общины.
Слайд 21Хомяков Алексей Степанович 1804-1860
Философ, поэт, историк, публицист. Хомяков – идейный
вдохновитель славянофильства. Был лично знаком с декабристами. Он выступал противником
«военной революции». Хомяков воспринимал материализм, как «упадок философского духа», но и идеализм Гегеля и Шеллинга не принял полностью. Критиковал рационализм, как чрезмерное увлечение абстрактным познанием.
Слайд 22Идеи Хомякова
Сравнивая два способа осмысления реальности: «путь логических доводов» и
«таинственное ясновидение» Хомяков восхваляет художественный способ познания мира.
«Самые важные истины,
какие только дано познать человеку, передаются от одного к другому без логических доводов, одним намеком побуждающим в душе ее скрытые силы».
Православие сформировало «исконно русские начала», «русский дух». Дух нравственной свободы (иранство в противовес кушитству).
Необходимо восстановить соборное начало России, которое наиболее полно воплотилось в общине, гармонично сочетавшая личные и общественные интересы
Слайд 23Киреевский Иван Васильевич 1806-1856
Философ и литературный критик. Он рано увлекся
философией. Создал «общество любомудров». Интерес к западничеству (Киреевский был лично
знаком с Гегелем) сменился славянофильством. Он сближается со старцами Оптиной пустыни. Для Киреевского европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, а русское просвещение основано на братстве и смирении. Россиянин – носитель соборного «общинного духа», а западный человек духа отрицания и индивидуализма.
Слайд 24Братья Аксаковы
Аксаков Константин Сергеевич 1817-1860
Аксаков Иван Сергеевич 1823-1886
Слайд 25Идеи К. Аксакова
К. Аксаков создал оригинальную концепцию земли и государства.
Эту концепцию славянофилы активно использовали в критике Запада.
Реформы ПетраI ослабили
органическую связь «земли» (народа) и «власти» (государства). Но не уничтожили ее. Земские соборы – символ истинно российских отношений.
Монархия, как форма правления, наиболее соответствует русской истории и характеру русского народа. Но необходимо восстановить деятельность земских соборов, на которых будут представлены все сословия и предоставлена возможность народу высказать свое мнение.
Слайд 26Самарин Юрий Федорович 1819-1876
Философ и публицист. Один из главных разработчиков
Положения 19 февраля 1861 г. Доказывал реальность религиозного опыта. Развитие
личности невозможно без религиозного опыта. Для Самарина православие – важный фактор общественного развития, а община – социальный фундамент развития «православно-русской цивилизации». Он защищал общину от обвинения в том, что она подавляет личность, ее свободу.
Слайд 28Соловьев Владимир Сергеевич 1853-1900