Слайд 1Чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации.
Понятия о чрезвычайных ситуациях, формирующих травматический стресс.
(Термины
и определения. Критерии ЧС. Классификация ЧС.
Стадии (фазы) развертывания ЧС).
Слайд 2Чрезвычайные ситуации.
История развития человеческого обществу неразрывно свя-
зана со
стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.
На начальном этапе развития
человеческого общества ЧС
носили в основном природный характер и были связаны со
стихийными бедствиями.
По мере приобретения черт техногенного общества, на пер-
вое место вышли ЧС антропоген-
ного и социально-политического ха-
рактера, обусловленные производст-
венной деятельностью человека и
особенностями государственного
устройства общества.
Слайд 3Чрезвычайные ситуации.
В нормативных документах МЧС России дается следующее
определение:
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной тер-
ритории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного яв-
ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоро-
вью людей или окружающей природной среде, значительные матери-
альные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К чрезвычайным ситуациям мирного времени относятся:
-аварии;
-катастрофы;
-опасные природные явления;
-стихийные бедствия и экологические катастрофы;
-социальные, политические, национальные явления и др..
Слайд 4Чрезвычайные ситуации.
Критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной.
Наличие одновременно совокупности всех критериев позволяет
классифицировать ситуацию
как чрезвычайную:
1. Временной.
Внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий.
2. Социально-экологический.
Человеческие жертвы, эпидемия, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод
из производства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйстве
нных угодий и культур.
3. Социально-психологический.
Стрессовое состояние (страх, депрессия, паника, противоправные и анти-
социальные деяния и пр). Дестабилизация психологической устойчивости
населения в пост кризисный период.
Слайд 5Чрезвычайные ситуации.
4. Социально-экономический.
Остро конфликтность, взрывоопасность, усиление внутриполитической
напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление между-
народной напряженности, широкий международный резонанс.
5.
Экономический.
Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выраже-
нии. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходимо-
сть значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию,
создание страховых фондов. Необходимость использования большого коли-
чества техники для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.
6. Организационно-управленческий.
Неопределенность ситуации, сложность прогнозирования хода событий
принятия решения. Необходимость привлечения большого количества разных
специалистов и организаций. Необходимость масштабных эвакуационных и
спасательных работ.
Слайд 6Чрезвычайные ситуации.
Классификация чрезвычайных ситуаций
Вся совокупность возможных
чрезвычайных ситуаций условно
разделяется на конфликтные и бесконфликтные.
К конфликтным ЧС прежде всего, могут быть отнесены:
-военные действия (локальные войны, вооруженные конфликты и
контртеррористические операции «силовых» структур);
-социальные взрывы с использованием элементов насилия;
-экстремистская политическая борьба;
-национальные и религиозные конфликты;
-терроризм;
-разгул уголовной преступности др.
К бесконфликтным ЧС относятся
все остальные ЧС, не отнесенные к вы-
шеозначенным явлениям.
Слайд 7Чрезвычайные ситуации.
Классификация чрезвычайных ситуаций (по масштабу ЧС).
В соотвтетствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая
2007 г. №
304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
ного характера») в основе классификации ЧС по масштабу лежат величина террито-
рии, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По мас-
штабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на:
Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась
ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей не выходит за пределы территории
Объекта. При этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью
(пострадавших), составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь оставляет не более 100 тыс. рублей.
Муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за преде-
лы территории одного поселения или внутригородской территории города федераль-
ного значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек,
при этом размер материального ущерба составляет не более 500 тыс рублей.
Слайд 8Чрезвычайные ситуации.
Межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС
затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских
территорий города федерального
значения. При этом количество пос-
традавших составляет свыше 50 человек (но не более 100 человек),
либо размер материалного ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
Регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит
за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при
этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, (но не
более 500 человек) либо размер материального ущерба составляет
не более 500 млн рублей;
Слайд 9Чрезвычайные ситуации.
Межрегионального характера, в результате которой зона
ЧС
затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом
коли-
чество пострадавших составляет до 500 человек либо размер матери-
ального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн
рублей;
Федерального характера, в результате которой количество постра-
давших составляет свыше 500 человек либо размер материального
ущерба составляет более 500 млн рублей;
Глобальные (трансграничные) ЧС выходят за пределы страны и
распространяются на другие государства. Их последствия устраняются
силами и средствами как пострадавших государств, так и международ-
ного сообщества.
Слайд 10Чрезвычайные ситуации.
Классификация ЧС по этиологическим факторам.
Производственные (технологические) с высвобождением энергии
–
механической, химической, термической, радиационной.
Транспортные - автомобильные, железнодорожные, авиационные, на
воде, в туннелях.
Стихийные (природные): а) метеорологические -бури, морозы, засу-
ха, б) топологические - наводнения, оползни, сели, ураганы, тайфуны
в) тектонические - землетрясение, извержение вулканов, г) экологи-
ческие (пересыхание рек, озер, глобальные изменения климата).
Социальные и специфические:
войны, эпидемии, общественные
беспорядки, терроризм.
Слайд 11Чрезвычайные ситуации.
Классификация экстремальных факторов чрезвычайной ситуации
1. Физико-химические факторы.
Физические: термические; механические.
Химические:
изменение естественной газовой среды; инородные агрессив-
вные химические вещества.
2. Информационно-семантические.
Информационные: неожиданность
информации. Недостаточность информа-
ции. Избыточность, ложность и противоречивость информации.
Семантические: осознаваемые как угроза биологическим, социальным и
идеальным потребностям индивида (или коллектива).
3. Биологические:
Токсины микроорганизмов; продукты жизнедеятельности элементов живой
природы.
Слайд 12Чрезвычайные ситуации.
Стадии (фазы) развития ЧС
Независимо от классификационной
принадлежности, в развитии ЧС
выделяют 4 основные типовые стадии (фазы).
Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или
процесса. (Стадия зарождения ЧС). Эта стадия может длиться сутки, месяцы,
иногда – годы и десятилетия.
Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит
высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих небла-
гоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Четвертая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложив-
шихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период
от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС, до
полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Продолжитель-
ность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
Слайд 13Чрезвычайные ситуации
Таким образом, в настоящее время
под чрезвычайной
ситуацией понимается:
внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка,
характеризирующаяся
неопределенностью и сложностью
принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым
состоянием населения, значительным социально-экологи-
ческим и экономическим ущербом (прежде всего человечес-
кими жертвами) и необходимостью крупных людских, мате-
риальных и временных затрат на проведение эвакуационно-
спасательных работ и работ по ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации, включая
оказание медико- психологической
помощи пострадавшим.
Слайд 14Основные цели и задачи, решаемые современными направлениями прикладной психологии.
Последействия воздействия на человека ЧС изучаются
в рамках современных направлений
прикладной психо-
логии:
-«Психология экстремальных ситуаций и состояий»;
-«Психофизиология постстрессовых состояний».
Слайд 15Психология экстремальных ситуаций и состояий
Эти направления прикладной психологии осуществляют:
1. Разработку теоретических вопросов, связанных с изучением
механизмов патогенеза
острых реакций на стресс и посттравма-
тических стрессовых состояний:
1.1. изучение механизмов развития экстремальных состояний –
(состояний человека, которые возникают в ответ на воздействия внеш-
них экстремальных эколого-профессиональных факторов среды и ха-
рактеризуются явлениями предельного напряжения механизмов адап-
тации с формированием обратимых явлений дезадаптации
1.2. изучение механизмов формирования преморбидных состояний
(состояния всех разновидностей крайних форм «пограничных» состо-
яний между здоровьем и болезнью, за исключением психиатрической
клиники).
Слайд 16Психология экстремальных ситуаций и состояий
2. Разработка прикладных задач,
связанных с оценкой, прогнозирова-
нием и оптимизацией психических состояний и поведения
человека в
стрессовых ситуациях с реальной витальной угрозой, путём совершенст-
вования:
2.1. Мероприятий медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуа- циях (комплекса медицинских и психологических мероприятий, осущест-
вляемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и направлен-ных на купирование острых психических расстройств, нормализацию функ-
ционального состояния как пострадавших , так и лиц, принимающих участие в работах по ликвидации последствий ЧС, а также последующую их медико-психологическую коррекцию и реабилитацию).
2.2. Оценки психофизиологической «цены» деятельности (степень измене-
ния в процессе профессиональной деятельности соотношения между исход-
ным, текущим и предельным состоянием функциональных систем организма
человека, обеспечивающих ее выполнение.) Данное направление в основном
касается личного состава аварийно-спасательных формирований МЧС РФ
и других формирований «силовых» структур, привлекаемых к работам по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (МО, МВД, ФСБ и др.).
Слайд 17Психология экстремальных ситуаций и состояий
Экстремальные ситуации
Деятельность в экстремальных условиях
1.Внезапность возникновения.
Возникают неожиданно для
человека. Деятельность осуществляется планово, возникновение
экстремальных ситуаций и воздействие экстремаль-
ных факторов ожидаемо
2. Время воздействия экстремальных факторов.
Воздействие факторов кратковременно Воздействие факторов экстремальных условий
деятельности относительно долговременно
3.Мотивы поведения человека.
Стремление спасти жизнь себе Основной мотив поведения-выполнить профессио-
нальные обязанности. Мотив самосохранения
подавляется человеком
4.Степень осознанности поведения.
Снижена. Паника. Поведение осознано и контролируется
5. Степень активности поведения
Поведение носит реактивный характер Поведение человека активно и обусловлено прежде
всего внутренними установками и корпоративными
требованиями
6.Степень готовности к воздействию экстремальных факторов.
Отсутствие готовности. Подготовка к деятельности осуществляется заблаго-
временно
Слайд 18Психология экстремальных ситуаций и состояий
Поражающие факторы, воздействующие на постра-
давших
в условиях чрезвычайных ситуаций.
(Материалы Первой Российско-Американской Школы по
работе
с посттравматическим стрессом).
Институт Гармония-Olympia Institute. Ben Colodzin. Ph.D. Jean Covendish, M.D.
Виктор Коган, д.м.н. 3-12.10. 1995 г. СПб.: Гармония, 1995.).
Слайд 19Психология экстремальных ситуаций и состояий
1. Внезапность: Лишь немногие ЧС развиваются
постепенно, когда есть
возможность предупреждения потенциальных жертв (например, постепенно
достигающие
критической фазы наводнения или надвигающийся ураган). Большинство ЧС возникают внезапно. Чем внезапнее событие, тем оно
более разрушительно для жертв.
2. Отсутствие похожего опыта: поскольку бедствия и катастрофы редки
люди часто учатся переживать их на пике момента. Даже после травмы под-
держка или руководство могут быть болезненными или запаздывающими.
3. Длительность: постепенно развивавшееся наводнение может наносить
меньшее психические травмы, по сравнению с землетрясением, которое дли-
тся несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее,
у жертв некоторых продолжительных ЧС
(например, в случаях захвата заложников)
травматические эффекты могут умножаться
с каждым последующим днем («Норд-Ост»,
«Беслан»).
Слайд 20Психология экстремальных ситуаций и состояий
4. Недостаток контроля:
никто не в состоянии контролировать события во время
природных катастроф. Может
пройти немало времени, прежде чем человек сможет
контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата конт-
роля сохраняется долго у людей могут наблюдаться признаки беспомощности.
5. Горе и утрата: самое худшее -пребывание в ожидании известий возможных
утрат. Кроме того, жертва может из-за катастрофы потерять свои социальную роль и
позицию.
6. Постоянные изменения: разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться
невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных усло-
виях .
7. Экспозиция смерти: даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изме-
нить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью
могут приводить к глубоким изменениям на регуля-
торном уровне. Высоко вероятен при близком стол-
кновении со смертью тяжелый экзистенциальный
кризис.
Слайд 21Психология экстремальных ситуаций и состояий
8. Моральная неуверенность:
жертва катастрофы может оказаться пред
лицом необходимости принимать связанные
с системой ценностей решения,
способные изменить жизнь - например, кого спасать, насколько рисковать. 9. Поведение во время события: каждый хотел бы выглядеть наилучшим
образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал
или не делал во время катастрофы, может преследовать человека очень.
10. Масштаб разрушений: после катастрофы переживший ее, будет по-
ражен тем, что натворила катастрофа с его окружением и социальной струк-
турой. Человек должен адаптироваться
к новым условиям жизнедеятельности.
При этом, поцесс адаптации протекает
со значительными физическими, эмо-
циональными и моральными нагрузками.
Слайд 22Психология экстремальных ситуаций и состояий
Таким образом, ЧС возникают
чаще всего при стихийных
явлениях и техногенных авариях и катастрофах.
Во всех
случаях, последствиями ЧС является формирование симп-
томатики ОРС или ПТСР у пострадавших.
Все это заставляет направлять все силы и средства на по-
иск новых технологий медико-психологической помощи
лицам, пострадавшим от ЧС
и тем, кто принимает участие
в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Слайд 23Психология экстремальных ситуаций и состояий
Особенности психофизиологического состояния
лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий ЧС и осуществляющих
деятельность в экстремальных условиях.
Слайд 24Психология экстремальных ситуаций и состояий
Адаптация человека к экстремальным
условиям професси-
ональной деятельности имеет ряд особенностей и закономер-
ностей, отличающих таковую
от профессиональной адаптации
в обычных условиях.
В обычных условиях деятельности основными адаптоген-
ныгенными факторами являются природные или социальные
условия среды.
В условиях экстремальной деятельности на спе-
циалистов воздействует целый комплекс неблаго-
приятных экологических и социальных факторов
и специфических условий профессиональной де-
ятельности.
Слайд 25Психология экстремальных ситуаций и состояий
Основными адаптогенными факторами,
воздействующими на специалис-
тов в экстремальной обстановке являются:
климато-географические
факторы региона, где осуществляется про-
фессиональная деятельность (воздействие на организм человека высоких и
низких температур окружающего воздуха, гипоксического фактора при дея-
тельности в условиях высоко-среднегорья и др);
особенности труда и отдыха (хроническое психическое напряжение,
вызванное реальной витальной угрозой, многосуточная, ненормированная
физическая нагрузка; отсутствие полноценного отдыха);
дополнительное воздействие на организм неблагоприятных факторов
обитаемости в подвижных объектах техники - физических и химических
факторов: шума, вибрации, разнонаправленных ускорений, продуктов ГСМ,
углекислого и угарного газов и др.);
социально-психологические факторы (бытовые неудобства, связанные
с особенностями размещения, питания и водоснабжения; относительная сен-
сорная и информационная изоляция; длительный отрыв от семей, привычных
условий жизни и др.).
Слайд 26Психология экстремальных ситуаций и состояий
Среди психологических
факторов, формирующих дезадаптационные нарушения у специ-
алистов, осуществляющих деятельность в экстремальных
условиях, следует выделить:
измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на
органы чувств и психику человека, отсутствие каких-либо привычных для данного индивида
раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (афферентная
монотония);
ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность личнос-
ти в общении с близкими, родственниками, дефицит или полное отсутствие информации о зна-
чимой для данного индивида сфере его интересов;
относительная групповая изоляция – вынужденное «выключение» личности из большо-
го количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и
ограничение круга ее общения группой в рамках функциональной группы (подразделения,
вахтовой бригады, экспедиции и др.);
информационная истощаемость – групповая изоляция предполагает достаточно быстрое
формирование данного негативного психологического фактора, особенно остро проявляющегося
в группах, длительное время находящихся в отрыве от «большой земли» и ограниченные в чис-
ленности ( аварийно-спасательные подразделения, патрульно-постовая служба правоохранитель-
ных органов, караулы по охране важных объектов и др.);
возможная угроза для жизни и здоровья – фактор субъективно переживаемый личностью,
вызывающий постоянное и выраженное нервно-психическое напряжение в повседневной жиз-
недеятельности или же реально присутствующий при определенном характере деятельности.
Слайд 27Психология экстремальных ситуаций и состояий
Процесс адаптации человека к
экстремальным усло-
виям деятельности чрезвычайно многообразен и затра-
гивает многие уровни иерархической
структуры инди-
вида:
-социальный;
-социально-психологический;
-психологический;
-психофизиологический;
-физиологический;
-морфологический уровни.
Слайд 28Психология экстремальных ситуаций и состояий
Pяд исследователей, изучавших неспецифические
ме-
ханизмы адаптации и общие закономерности приспосо-
бительных реакций человека к сложным
условиям деяте-
льности отмечали:
а). Неплановость динамики адаптации.
б). Последовательное возникновение фаз:
-напряжения и активации;
-дисхронизации;
-стабилизации.
в). Окончательный выход, либо:
-на новый достаточно длительный по вре-
мени стабильный уровень функционирования
-либо срыв адаптации.
Слайд 29Психология экстремальных ситуаций и состояий
Кроме того, весь процесс
адаптации специалистов данных
профессий к условиям профессиональной деятельности про-
текает в
постоянных формах перехода «от обычных условий
деятельности > к деятельности в экстремальных условиях»
и наоборот от «деятельности в экстремальных условиях > к
обычным условиям службы».
Поэтому процесс адаптации «как в одну, так и в другую
сторону» протекает на фоне хронического нервно-психичес-
кого напряжения и связан с вероятностью
формирования дезадаптационных реакций
и состояний, требующих мероприятий ме-
дико-психологической коррекции и реаби-
литации.
Слайд 30Психология экстремальных ситуаций и состояий
Многолетнее изучение особенностей
психофизиологического
состояния и поведенческих реакций лиц, участвовавших в ликвидации
последствий
крупнейших техногенных и экологических аварий и ката-
строф позволили выявить определенную закономерность в динамике
адаптации человека к экстремальным условиям деятельности:
1. Начальный период адаптации к экстремальным условиям.
2. Период относительной нормализации функциональных возмож-
ностей организма и профессиональной работоспособности.
3. Завершающий период (период дезадаптационных проявлений).
4. Период реадаптации к службе в мирных условиях.
Слайд 31Психология экстремальных ситуаций и состояий
Начальный период характеризуется общими
адаптационными
перестройками организма и личности к неблагоприятным экологичес-
ким и социально-психологическим
факторам экстремальной деятель-
ности. В этот период отмечается:
-снижение функциональных возможностей организма;
-снижение уровня профессиональной работоспособности;
-повышается уровень ситуационной тревожности;
-ухудшается самочувствие и настроение, отмечается манифестация
жалоб на состояние здоровья. По времени начальный период адапта-
ции к экстремальным условиям продолжается
от нескольких дней до 2-х недель (в зависи-
мости от конкретных условий деятельности
специалистов экстремальных профессий.
Слайд 32Психология экстремальных ситуаций и состояий
Во втором периоде
у большинства специалистов отмечается отно-
сительная нормализация функциональных возможностей организма и
формирование нового динамического стереотипа профессиональной
работоспособности.
К этому периоду времени в основном:
-завершается период острой адаптации к новым климато-географичес-
ческим факторам региона и необычным условиям экстремальной об-
становки;
-формируется новый уровень относительно устойчивого функциони-
рования регуляторных систем организма и личности.
Именно в данный период личный состав АСП
отличает приверженность к группе, ориентирован-
ность на корпоративные и групповые интересы и
отмечается наибольшая толерантность к профес-
сиональным нагрузкам.
Слайд 33Психология экстремальных ситуаций и состояий
Третий период
характеризуется развитием выраженных дезадаптационных
нарушений и прогрессивным снижением уровня профессиональной
работо-
способности.
В данный период наблюдаются значительное ухудшение самочувствия,
появляются жалобы на состояние здоровья, отмечается выраженное сниже-
ние нервно-психической устойчивости и качества профессиональной деяте-
льности специалистов вплоть до полного отказа от выполнения служебных
обязанностей.
Развитие дезадаптационных нарушений у специалистов, осуществлявших
чрезвычайно опасную и напряженную профессиональную деятельность на
фоне реальной витальной угрозы, отмечалось уже к концу 1-о месяца нахож-
дения в данных условиях. Наиболее отчетливо
эти изменения отмечались к 3-у месяцу нахож-
дения в необычных условиях жизнедеятельности.
Слайд 34Психология экстремальных ситуаций и состояий
После завершения экстремальной деятельности
наблюдается новый,
достаточно болезненный период адаптации к условиям службы в
обы-
чных условиях (период реадаптации).
Установлено, что после возвращения из районов чрезвычайных си-
туаций у 80-100 % личного состава отмечались выраженные признаки
астенизации, проявлявшиеся многочисленными жалобами на состоя-
ние здоровья, снижением уровня нервно-психической устойчивости и
существенным ухудшением изучаемых психофизиологических показа-
телей.
Отмечено, что у специалистов во время на-
хождения в чрезвычайных ситуациях форми-
руются определенные социально нежелатель-
ные стереотипы поведения, которые не при-
емлемы в обычных условиях жизнедеятель-
ности специалистов.
Слайд 35Психология экстремальных ситуаций и состояий
После возвращения их районов чрезвычайных ситуаций у «экстремалов»:
1. Растет безразличие к тому, как они выглядят в глазах окружающих, они не стре-
мятся представить себя в более выгодном свете, в меньшей степени склонны ориенти-
роваться на социально желательные нормы поведения.
2. Значительно усиливается склонность к формированию ипохондрических и псих-
астенических реакций. Это связано с явлениями эмоционального утомления, отсутст-
вием эмоциональной разрядки и компенсации.
3. Отмечается отчетливая тенденция к поведенческим реакциям, характеризующи-
мся импульсивностью и несдержанностью в межличностном общении с окружающи-
ми, что в ряде случаев приводило к межличностным конфликтам и даже антисоциаль-
альным поступкам.
4. Повышается фиксация на «внешних» и «внутренних» проблемах, проявляющаяся
затруднённостью в установлении межличностных контактов с тенденцией к группи-
рованию по принципу «был в тех ситуациях – не был в тех ситуациях», активным
отвержением тех руководителей подразделений (коллективов), которые «не нюхали
пороха».
Слайд 36
Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
Раздел V.
Классификация психических и поведенческих расстройств.
F43.
2. Расстройства адаптации
Слайд 37F43. 2. Расстройства адаптации
Расстройства адаптации –
состояния, возникающие в период адаптации к
значительным изменениям в жизни
человека и (или) стрессовому жизненному
событию и проявляющиеся эмоциональными расстройствами и реакциями
субъективного дистресса, обычно препятствующие социальному функциониро-
ванию.
Проявления расстройств адаптации различны и включают:
-депрессивное настроение;
-тревогу;
-беспокойство (или их смешение с тревогой);
-чувство неспособности справляться, планировать или продолжать оставаться в нас-
тоящей ситуации;
-снижение продуктивности в ежедневных делах.
Индивидуум может чувствовать склонность к драматическому поведению и
вспышкам агрессивности, но они встречаются редко. Тем не менее, дополнительно,
особенно у подростков, могут отмечаться расстройства поведения (например, агрес-
сивное или дизрациональное поведение).
Слайд 38F43. 2. Расстройства адаптации
Начало расстройств адаптации обычно
наблюдается в течение месяца
после стрессового события или изменения жизни,
а продолжительность
симптоматики обычно не превышает 6 месяцев.
Критерии расстройств адаптации:
А. Развитие симптомов должно происходить в течение 1-о месяца после
подверженности идентифицируемому психосоциальному стрессору, кото-
рый не представляет собой необычный или катастрофический тип.
Б. Симптомы или нарушение поведения, характерные для расстройств
адаптации, проявляются по типу, обнаруживаемому и при других аффек-
тивных расстройствах (невротических или соматоформные расстройст-
ва, вызванные стрессом за исключением бреда и галлюцинаций).
В. Симптомы расстройств адаптации не продолжаются более 6-и месяцев
после прекращения действия стресса.
Слайд 39F43. 2. Расстройства адаптации
Основные формы проявления расстройств адаптации.
F43.20 Кратковременная депрессивная
реакция.
Транзиторное мягкое депрессивное состояние, не превыша-
ющее 1 месяца по длительности.
F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция.
Легкое депрессивное состояние в ответ на длительную под-
верженность стрессовой ситуации, но продолжающееся не более 2 лет.