Слайд 1Что такое психология?
ПСИХОЛОГИЯ
(от греч. psyche – душа и logos
– учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности.
Слайд 2Что является объектом
исследования психологии?
Объектом исследования психологии является человек, человек как
личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей.
Слайд 3Что является предметом психологии?
Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности
ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и
групп людей.
Слайд 4Основные этапы развития взглядов на предмет психологии
Слайд 5Отрасли психологии
Генетическая-наследственные механизмы психики и поведения человека
Общая психология - исследует
человека, выделяя психологию познавательных процессов и психологию личности
Дифференциальная-исследует индивидуальные различия
людей и их предпосылки
Возрастная-различия людей по возрастам
Социальная-человеческие взаимоотношения, явления, возникшие в процессе общения
Педагогическая-обучение и воспитание
Медицинская, патопсихология, психотерапия - отклонение от норм в психике и поведении
Юридическая-усвоение человеком правовых норм и правил поведения
Психодиагностика-психологическая оценка уровня развития человека
Слайд 6Что такое метод?
«Метод – это путь познания, это способ, посредством
которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Слайд 7Что такое психика?
Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи
(мозга) отражать объективную реальность.
Психика – это субъективный образ объективного мира.
Психика
– это внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений, которые проявляются внешне, т.е. в действиях, поведении, поступках этого человека.
Слайд 8
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку;
это результат общественно – политических условий формирования человека в трудовой
деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д.
Слайд 9Этапы развития психики человека
Новорожденный (до 2 месяцев)
Ранний младенческий (от 2
до 6 месяцев)
Поздний младенческий (от 6 до 14 месяцев)
Преддошкольный (
от 1 до 3 лет)
Дошкольный (от 3 до 7 лет)
Школьный (от 7 до 13 лет)
Подростковый и начало юности (от13 до18 лет)
Акмеологический (от 18 до 60 лет)
Период геронтогенеза (от 60 до 90 лет)
Слайд 10В структуре психики человека выделяют следующие взаимосвязанные компоненты:
– психические процессы,
–
психические свойства,
– психические состояния,
– психические образования.
Слайд 11Психические процессы
Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на
познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней
деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Слайд 12Психические свойства
Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические
явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для
данного человека.
К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности.
Слайд 13Психические состояния
Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают
психическую деятельность человека на определенном уровне работоспособности.
К ним относятся:
состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма и т.д.
Слайд 14Психические образования
Психические образования – это результат диалектической взаимосвязи психических процессов,
состояний, свойств и активной деятельности человека.
К ним относятся: знания,
навыки, умения, привычки, опыт, мастерство.
Слайд 15Познавательные психические процессы
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Слайд 16Ощущение –процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов,
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Слайд 18Восприятие-
это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов
и явлений.
Слайд 19Свойства восприятия
Предметность
Целостность
Константность
Категориальность
Слайд 20Внимание
- это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных
предметах, явлениях.
Слайд 22Свойства внимания:
устойчивость;
объем;
переключение;
концентрация;
распределение;
Слайд 23Возможности внимания:
объем 7+ - 2 объекта;
полная устойчивость сохраняется
15-20 минут;
в
течение 1 секунды можно 3-4 раза переключить внимание;
Слайд 24Память-
это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком
полезного для него жизненного опыта
Слайд 26Виды памяти
По длительности хранения:
Кратковременная
Оперативная
Долговременная
По особенностям запоминания:
Двигательная
Эмоциональная
Зрительная
Слуховая
Обонятельная
Вкусовая
Произвольная
Непроизвольная
Слайд 27Мышление-
это высший познавательный психический процесс - это процесс отражения связей
и отношений между предметами и явлениями.
Слайд 33Пути формирования творческого мышления:
Создание личностных предпосылок творческого мышления (повышение чувства
долга, ответственность, самостоятельность)
Вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами
решения профессиональных задач.
Упражнения в решении задач в усложненных условиях.
Овладение диалектической логикой.
Слайд 34Речь -
это процесс использования языка с целью прежде
всего общения людей между собой.
Слайд 36Функции речи
Обозначения
Сообщения
Выражения
Воздействия
Слайд 37Пути развития речи:
Расширение словарного запаса.
Подражание лучшим речевым образцам (речи по
радио и телевидению и т.д.)
Выработка свободного и правильного изложения своих
мыслей.
Проведение самоконтроля и самооценки своей речи.
Слайд 38Воображение -
психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто,
соответствующее им не воздействует на органы чувств
Слайд 39Виды воображения
Активное
Пассивное
Продуктивное
Репродуктивное
Галлюцинации
Мечты
Грезы
Сновидения
Слайд 40Главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Слайд 41Некоторые приемы создания воображаемых образов:
агглютинация – элементарная форма синтезирования образов,
состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств
и частей предметов (русалка, кентавр);
гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей(трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов,
типизация – выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Слайд 42Психические свойства личности
Способности
Темперамент
Характер
Воля
Эмоции
Мотивация
Слайд 43Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность
к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
Слайд 44Классификация способностей
Элементарные
Сложные
Общие
Специальные
Теоретические
Практические
Коммуникативные
Предметно-деятельные
Слайд 45Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к
развитию способностей.
Слайд 46Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может
добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином
виде деятельности.
Слайд 47Условия развития способностей.
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения
ребенка.
Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие
способности формируются и развиваются.
Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей.
Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей.
Использование современных развивающих методов и средств обучения.
Стимулирование развития способностей.
Слайд 48Темперамент
Темперамент – (от лат. temperamentum-
надлежащее соотношение черт)-врожденное и неизменное
свойство психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства.
Термин ввёл Клавдий Гален.
Слайд 49
От греческого «красис»-слияние, смешивание- ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он считал,
что особенностями поведения объясняются преобладанием одного из четырех «жизненных соков»
(четырех элементов).
Слайд 50Холерик- преобладание желчи -от греч. холе, «желчь,яд»- импульсивный, горячий человек.
Флегматик-
преобладание лимфы- от греч. флегма, «мокрота»- спокойный, медлительный человек.
Сангвиник-
преобладание крови- от лат.
сангвис, «кровь»-подвижный, веселый человек.
Меланхолик- преобладание черной желчи- от греч. мелэна холе, «черная желчь»- грустный, боязливый человек.
Слайд 52Характер – от греч. character, «печать, чеканка»-это совокупность устойчивых свойств
индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального
реагирования.
Слайд 54Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его
черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода
воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Слайд 55 Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать
силы на преодоление трудностей.
Слайд 56Структура волевого действия
Осознание
способа
действия
Принятие
решения
Исполнение
решения
Оценка
сделанного
Осознание
цели
действия
Этапы волевого действия
Подготовительный этап
Этап
выполнения
Заключительный
этап
Слайд 57Эмоции – от лат. emovere, «возбуждать, волновать»-состояния индивида, выражающие степень
значимости для него воздействия тех или иных факторов.
Выражаются эмоции
в форме непосредственных переживаний.
Все эмоции врожденны.
Слайд 58Выделяют 10 основных(базовых) эмоций
Радость
Удивление
Печаль
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Интерес
Вина
Слайд 59Основные эмоциональные состояния
Аффект
Стресс
Страсть
Настроение
Слайд 60Мотивация – процесс, управляющий поведением человека, а также совокупность причин,
объясняющих это поведение.
Мотив- от франц. мotiver, «двигать, управлять, побуждать».
Слайд 61Потребность - это состояние нужды человека или животного в чем-либо,
что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития.
Потребности
бывают материальные, социальные и духовные.
Слайд 62Что такое деятельность?
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая
потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и
самого человека.
Деятельность также можно определить как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
Слайд 63Общение
Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в
обмене информацией между людьми, в координации их действий и в
оказании влияния друг на друга.
Слайд 64Учение
Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений,
навыков и на развитие способностей человека.
Слайд 65Игра
Игра – это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое
развитие человека и обеспечение его отдыха.
Слайд 66Труд
Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает
свое существование и удовлетворение основных потребностей.
Слайд 67Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное
сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно
изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь.
Слайд 68Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное
существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития
единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности.
Слайд 69Личность – конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, класса, коллектива,
занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру
и наделенный определенными индивидуально–психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
Слайд 70Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости
сочетания психологических особенностей (характера, темперамента, способностей протекания психических процессов, чувств,
мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.