Слайд 1
Что такое толерантность?
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается,
что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого- то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Что такое толерантность?
Слайд 2
Толерантность
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека... демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Слайд 3
Толерантность - это дружба. Толерантность - это милосердие.
Толерантность -
это сострадание. Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта
души. Толерантность - это терпение.
Слайд 4Толерантность - это гармония в многообразии.
Слайд 5
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Слайд 6
Толерантность – путь к миру и согласию.
Слайд 7
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это
означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то,
что нас сближает.
Слайд 8
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех
людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.
Слайд 9Основные черты личности
Толерантная личность Интолерантная
личность
уважение мнения других непонимание
доброжелательность игнорирование
желание что-нибудь делать вместе эгоизм
понимание и принятие нетерпимость
чуткость, снисходительность пренебрежение раздражительность
доверие, гуманизм равнодушие, цинизм
любознательность агрессивность
Слайд 11
Толерантная личность
Я:
терпимый и терпеливый;
считающийся с
чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и
взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Слайд 12
Толерантная семья
В моей семье
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые,
любящие;
уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.
Толерантная семья
Слайд 13Толерантный посёлок
В моем посёлке
прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
улицы,
дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа
здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Слайд 14Толерантная страна
В моей России
власть справедливая, профессиональная,
ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный,
заботящийся о процветании своей страны;
все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Слайд 16
Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про
то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком
только благодаря другому человеку.
Слайд 17
Наша земля – это место, где мы можем любить друг
друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.
Слайд 18Декларация принципов толерантности.
Статья 1 – Понятие толерантности.
Толерантность означает уважение, принятие
и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность- это гармония в многообразии.Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Слайд 19Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность –
это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных
прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Слайд 20Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма(в том
числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность- это понятие, означающее
отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Слайд 21Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого
отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим
убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Слайд 22И разные могут найти общий язык!!!
Слайд 24И разные могут найти общий язык!!!
Слайд 25Формы, методы и приёмы работы по воспитанию толерантности
1. Прием «Обнаружение противоречий»
На флаге и гербе Южной Кореи
имеется символический знак –монада, в ко тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Слайд 27Упражнение «Таблица антиподов»
Учитель просит ребенка разделить
страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности.
Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость .
Слайд 282. Прием «Коррекция позиций»
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри
нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего.
Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Слайд 29Упражнение «Камушек в ботинке»
У каждого человека имеется свое уязвимое место,
своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно
двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Слайд 30Упражнение «Жемчужина в раковине»
Естественно и то, что каждый человек является
носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые
позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Слайд 31Прием «Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну, существует
четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я -
о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Слайд 32Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем,
не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый,
а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Слайд 33Упражнение «Идеальный образ себя»
Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду,
состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не
разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.
Слайд 34Программа работы с коллективом на основе изучения отношений в классе
5 класс
1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные
часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»
Игровая программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».
2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть - наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».
Слайд 356 класс.
1. Я как член семьи. Классные часы: «История моего
имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник
бабушек и внуков.
2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.
Слайд 367 класс
1. Малая Родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я
родом из…»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и
обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».
2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения». Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».
Слайд 378 класс
1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Великая святорусская земля,
а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «Моя твоя не
понимает, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».
2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию - всюду рана»; «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»; Тренинг «Эмпатия - основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».
Слайд 389 – 11 классы
1. Культура мира. Классные часы: «Человек -
созидающий или разрушающий»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело
«Мировое соглашение».
2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дала»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина по правам человека «Имею право». Безусловно основу целенаправленной работы по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность ребенка.
Слайд 39Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая
ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые
соответствуют его индивидуальному стилю. Одним из самых действенных методов воздействия на личность всегда оставался юмор. В заключение моего выступления хотелось бы предложить вам в качестве примера следующую прививку от нетерпимости:
Слайд 40Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая
во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население
этой деревни:
57 азиатов;
21 европеец;
14 американцев (северных и южных);
8 африканцев;
52 будут женщинами;
48 мужчинами;
70 не белыми;
Слайд 4130 белыми;
89 гетеросексуальными;
11 гомосексуальными;
6 человек будут владеть 59% всего мирового
богатства и все шесть будут из США;
у 80 не
будет достаточных жилищных условий;
70 будут неграмотными;
50 будут недоедать;
1 умрет;
Слайд 42 2 родятся;
у 1 будет компьютер;
1 (только один)
будет иметь высшее образование.
Если посмотреть на мир с этой точки
зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом.
Если сегодня с утра ты проснулся здоровым, ты счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.
Если ты никогда не переживал войну,
одиночество тюремного заключения, агонию пыток
или голод
ты счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.
Слайд 43Если ты можешь пойти в церковь (синагогу) без страха и
угрозы заключения или смерти, ты счастливее, чем 3 миллиарда человек
в этом мире.
Если в твоем холодильнике есть еда,
ты одет,
у тебя есть крыша над головой и постель,
ты богаче, чем 75% людей в этом мире.
Если у тебя есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке,
ты принадлежишь к 8% обеспеченных людей в этом мире.
ты читаешь этот текст, ты благословлен вдвойне, потому что:
1) кто-то подумал о тебе;
Слайд 442) ты не принадлежишь к тем 2 миллиардам людей, которые
не умеют читать
и... у тебя есть компьютер!
Кто-то когда-то сказал:
работай, как
будто тебе не надо денег,
люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль,
танцуй, как будто никто не смотрит,
пой, как будто никто не слышит,
живи, как будто на земле рай."
Слайд 45Использованные интернетресурсы
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-tolerantnost/
http://www.myshared.ru/slide/49058/
http://prezentacii.com/detskie/4139-beseda-o-tolerantnosti.html
http://power-p.ru/load/klassnye_chasy/urok_tolerantnosti/25-1-0-406
http://tomilina.teacher1861.edusite.ru/DswMedia/vospitanietolerantnosti.doc
http://gymnasium12.tyumen-city.ru/doc/Dla_rod/Toll.htm