Слайд 1
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1.1. Речь как
способ передачи информации
1.2. Функции речи
1.3. Формы речевой коммуникации
Слайд 2
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Понятие «речь» имеет несколько значений:
особый вид человеческой деятельности;
разновидность общения при помощи языка (то,
что обычно называют стилем языка, слогом), которая характеризуется отбором определенных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.);
виды синтаксического построения высказывания (косвенная
прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).
Речь – это особый вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельностью памяти, и т.д.).
Слайд 3ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Так как «речевая деятельность
есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения»,
«речь есть потенциальный компонент любой деятельности, например, познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.» (Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. С. 56).
Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.
Слайд 4
Функции речевой коммуникации
коммуникативная или репрезентативная (репрезентация
- представление; изображение, образ);
эмотивная(экспрессивная);
конативная (апеллятивная);
фатическая;
метаязыковая;
когнитивная;
риторическая
Функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций.
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Слайд 5 ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Формы речевой коммуникации
Диалог (от греч. dialogos разговор, беседа) – форма речи,
состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями).
Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, большем двух.
К основным языковым особенностям диалога относятся:
• наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
• синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
• обилие вопросительных и побудительных предложений среди
стимулирующих реплик.
Слайд 6ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Информативный диалог обычно состоит из вопросно-ответных
пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или
риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации.
Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.
Диалог - обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему.
Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго - взаимное выяснение отношений.
Слайд 7
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Праздноречивый диалог направлен или
на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные
жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот) или на информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор.
Слайд 8
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Монолог (гр. Monologos < monos один + logos речь) –
форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически, не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Монолог – 1) речь действующего лица, главным образом в драме, обращенная к себе или зрителям, в отличие от диалога; 2) речь наедине с самим собой.
Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, выступление по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.).
Слайд 9
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ПРИЗНАКИ
МОНОЛОГА
Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста,
состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность.
По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию.
В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик; композиционную сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.
Слайд 10
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Классифицировать монологи
можно по следующим основаниям.
1. По цели высказывания
(В.В. Виноградов):
- монолог убеждающей окраски – примитивная форма ораторской речи;
- монолог лирический – речевая форма изъявления переживаний и эмоций;
- монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психических обнаружений – путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;
- монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.
2. По времени подготовки:
- монолог подготовленный (время на подготовку практически не ограничено);
- монолог неподготовленный;
Слайд 11
ДЕ 6 ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
3. По содержанию сообщения
- монологи, передающие содержание другого текста подробно;
- монологи, передающие
содержание другого текста кратко;
-монологи, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему;
- монологи , в которых говорящий выражав свою точку зрения по какому-либо вопросу;
- монологи, содержание которых дано в неявной форме.