Слайд 1Дети в ТЖС
Как быть вожатому?
Слайд 2Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Слайд 3Группы детей ТЖС:
оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья,
т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети -
жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Слайд 4 Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно
воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно
нарушающей его нормальную жизнедеятельность.
Слайд 5Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый ребенок, т. к.
источниками риска могут быть:
искусственная среда обитания (экологические аспекты);
внутренняя среда (гигиенические
и соматические заболевания);
естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска - горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.); и др.
Слайд 6Возможные трудности в работе с детьми в ТЖС
нежелание подчиняться общепринятому
режиму в учреждении;
нарушения дисциплины, пропуски мероприятий;
недостаточное владение навыками самообслуживания;
неумение строить
свои взаимоотношения с другими ребятами и со взрослыми;
нежелание участвовать в общественно-полезном труде;
употребление психо-активных веществ;
беспорядочные половые отношения;
выход за территорию лагеря.
Слайд 7Что же делать и как быть?
Основные моменты: сохранять спокойствие и
контроль над ситуацией. Защитить ребенка от унижений со стороны сверстников.
Помочь и поддержать.
Мы не можем повлиять на ситуацию в глобальном смысле, у нас задача – чтобы ребенок научился справляться с ней в условиях лагеря. Сделать все, что можно сделать самому и передать психологу или врачу, если это необходимо.
Слайд 8ВАЖНО!
Знать и «светить» перед ребятами доступными номерами телефонов доверия
Быть в
хороших отношениях с психологом в лагере, если таковой отсутствует –
просто знать хорошего психолога
ВАЖНО умение устанавливать доверительные отношения со всеми детьми
Поддерживать
атмосферу
открытости: если что
– может рассказать
и обратиться
за помощью
Слайд 9Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения…
удалить ребенка из отряда, отделить его от
других ребят;
немедленно поставить в известность администрацию лагеря;
известить родителей подростка;
срочно вызвать медработника.
Разбирать причины случившегося немедленно – не целесообразно!
Слайд 10Суицидальное поведение может проявляться в следующем:
шрамы и свежие порезы
на теле (чаще на запястьях). Часто такие дети носят одежду,
которая скрывает следы от самоувечий (водолазки, кофты с длинными рукавами и пр.);
депрессивное настроение, отстраненность и замкнутость, чувство вины;
беспокойство, бессонница, тревожность;
разговоры о самоубийстве. Если ребенок часто говорит на эту тему, значит, мысли о смерти занимают его разум. Угрозы о суициде или намеки – «всем будет лучше без меня», «я устал жить» и т.п.;
Слайд 11Суицидальное поведение может проявляться в следующем:
употребление спиртного или наркотиков.
наличие
или покупка средств увечья (бритва, нож, веревка, медикаменты и пр.).
поиск
вопросов о самоубийстве в Интернете.
также особого внимания требуют дети, которые пережили насилие или унижение, горе утраты близкого человека (в семье или в кругу друзей).
Слайд 12Технологии нейтрализации агрессии:
ИГНОРИРОВАТЬ неопасную, адекватную, объяснимую, малую агрессивную реакцию
– естественную для людей, используемую для привлечения внимания:
целесообразно выражения
чувств понимания: «Я понимаю, что тебе обидно»;
переключение внимания или предложение задания;
позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
Слайд 13Технологии нейтрализации агрессии:
АКЦЕНТИРОВАТЬ внимание на поступках, а не на
личности:
обсуждение его поведения только в спокойном состоянии с объяснением, почему
оно неприемлемо, избегая оценочных слов;
важно ограничиться актуальным фактом, избегая анализа других;
вместо неэффективной моральной оценки целесообразно оценить негативные последствия для окружающих и его самого;
установление обратной связи («Ты ведешь себя агрессивно», «Ты злишься?», «Ты хочешь обидеть?», «Ты нарушаешь правило», «Мне не нравится, когда кто-то кричит на меня»).
Слайд 14Технологии нейтрализации агрессии:
КОНТРОЛЬ собственных негативных эмоций:
не подкреплять агрессивное
поведение;
демонстрировать положительный пример в обращении со встречной агрессией;
сохранять партнерские
отношения, необходимые для дальнейшего контакта.
ОБСУЖДАТЬ ПОСТУПОК, когда превышен допустимый порог:
анализ поведения, но не в момент выходки, в то же время как можно скорее после факта;
лучше наедине, без свидетелей, а затем в группе;
апеллировать не к личности, а нарушенным правилам и последствиям.
Слайд 15Технологии нейтрализации агрессии:
СОХРАНЯТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РЕПУТАЦИЮ ПОДРОСТКА, которому трудно признать
свою неправоту и поражение, особенно публично:
публично минимизировать вину, но
не в индивидуальной беседе;
не требовать полного подчинения и немедленно (пусть «тянет», гримасничает, упрямится, жестикулирует).
ДЕМОНСТРИРОВАТЬ модели неагрессивного поведения:
выдержать паузу и заинтересованно выслушать;
Тайм-аут – дать возможность успокоиться;
прояснить ситуацию наводящими вопросами;
признание чувств и интересов подростка, апелляция к правилам.