Слайд 1Детская Лесная Республика «Гамаюния »
Автор: Никитин Данила
МБУ ДО «ДТДМ»
2017
Слайд 2Содержание
История создания Детской Лесной Республики
Территория Детской Лесной Республики
База «Рибшево»
Цели и задачи
Деятельность Детской Лесной Республики
Фольклорно-этнографические праздники
Сказочный маршрут
Слайд 3От клуба "ГАМАЮН" к "СТРАНЕ ГАМАЮНИИ"
Детский
туристско-краеведческий клуб «Гамаюн» родился
11 марта 1970 года.
Пешком, на байдарках и на лыжах отправляются гамаюновцы в походы и экспедиции, где учатся жить дружной семьей, быть честными, преодолевать трудности, уметь принимать решения, ценить красоту родной земли.
С 1974 года в клубе велась работа по созданию особой детской территории. С передачей нам бывшей школы в деревне Рибшево Духовщинского района в октябре 1987 года реализовалась идея Детской Лесной Республики «Страна Гамаюния» (ДЛР). Автор идеи – Грушенко Владимир Иванович, заслуженный учитель России, руководитель Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи города Смоленска.
Слайд 4 Грушенко Владимир Иванович – Основатель и руководитель
туристско-краеведческого клуба "Гамаюн", Заслуженный учитель России, руководитель Центра этнографии, краеведения
и туризма Дворца творчества детей и молодежи города Смоленска, автор идеи создания Детской Лесной Республики "ГАМАЮНИЯ".
Слайд 5Основные идеи (цели и задачи):
Развитие туризма и туристической инфраструктуры
Сохранение и возрождение русского национального ландшафта
Сохранение и поддержка
местного населения, возрождение русских традиций
Экологическое воспитание и просвещение детей
Слайд 6Территория Детской Лесной Республики "ГАМАЮНИЯ"
"Страна Гамаюния" - это сказочная страна с
реальными проблемами и сложностями жизни, расположена она в юго-восточной части национального парка "Смоленское поозерье", площадь республики - более 300 кв. км.
Центр находится в деревне Рибшево Духовщинского района.
Слайд 7База в д.Рибшево Духовщинского района – отправная точка всех маршрутов
Здание
деревянное на каменном фундаменте, строилось в конце 19 века под
земскую больницу. В 1966 г. после ремонта, здание передали школе. В 70-е годы в ней училось около 250 ребят. К 1986 году, осталось только 5 учеников, и встал вопрос об её закрытии. По просьбе Грушенко В.И., закрывающуюся школу передали под детскую туристическую базу, как опорный пункт создаваемой Детской Лесной Республики.
Слайд 9Деятельность Детской Лесной Республики
Детская Лесная
Республика открывает для ребят удивительный, загадочный, полный неожиданностей мир –
Мир Природы. Зимой и весной летом и осенью – на лыжах, пешком, на байдарках отправляются по территории Республики большие и малые экспедиции, в которых учатся ребята жить дружной семьей, быть честными, преодолевать трудности, понимать и ценить красоту родного края, приобщаются к ценностям русской культуры и истории.
Ребята описывают ландшафты и оборудуют стоянки. Выявлены и зарегистрированы интересные формы рельефа, уникальные природные сообщества, отдельные природные объекты.
Детские отряды историков – краеведов, работая по военно-патриотическому направлению, тесно сотрудничают с местными ветеранами войны и труда, благоустраивают в лесной зоне братские могилы и захоронения воинов, павших на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны.
Слайд 10Детская Лесная Республика «Гамаюния»
Слайд 11Зимний лыжный поход
« Рождество в Рибшево»
Слайд 12Летние водные экспедиции-маршрут «Вниз по речке Василевке в сказкуозера Сапшо»
Слайд 13Осенние походы для многих ребят являются первым опытом путешествий и
открытия мира
Слайд 14БАЗА «РИБШЕВО» это наш Дом, главная отправная точка всех наших
маршрутов, экспедиций и программ
Слайд 16ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 17Основная часть майской программы-«Вахта памяти»
Слайд 18Проведение фольклорно-этнографических праздников в ДЛР
Одним
из направлений деятельности Детской Лесной Республики является проведение праздников в
цикле народного календаря.
Целями их проведения являются пробуждение у подрастающего поколения интереса к русской культуре, историческому прошлому родного края, обращения к народной духовности, формирование национального самосознания.
Разработан круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников, которые стали уже традиционными, в соответствии с народным календарем. Важно то, что ребята изучают историю и культуру наших предков – славян, которая сложилась задолго до принятия христианства, о чем в школьных программах редко упоминается.
Слайд 19Масленица
Как и в древние времена люди
считали, что Новый год начинается приходом весеннего солнца, так и
наш годовой цикл праздников начинается Масленицей. Во все времена он был самым массовым, сытным в еде и разгульным в развлечениях. Смысл этого праздника в проводах зимы и холода, и встречи весны и тепла.
Слайд 20Сороки
Следующий праздник – Сороки, его проводят в
дни весеннего равноденствия в марте в деревнях Рибшево и Борок,
посвящен встрече весны. Ребята сами пекут жаворонков, зазывают весну-красну, с шумными песнями и закличками обходят всю деревню и поздравляют местных жителей.
Слайд 21«Красная горка»-любимый молодежный праздник русского народа
Еще один весенний праздник
– «Красная горка», посвященный оживлению природы и любви, а также
поминанию наших предков, проводится в конце апреля – начале мая у древних курганов с обрядами «катания яиц» и гадания на судьбу.
Слайд 22Праздник Троицы весну завершает, лето встречает
Заканчивалась посевная и молодежь устремлялась
за околицу в рощи и леса, чтобы повеселиться, поиграть и
погадать.
Слайд 23Иван Купала
Летние праздники завершаем мы в дни летнего солнцестояния 22-23
июня Иваном Купала. Это праздник высшей силы Солнца и Земли
– огня и воды. Праздником этим завершается фольклорно-этнографический маршрут «Сказки Русского Леса» и проводится он на берегу чудесного лесного озера Мохнач, которое спрятано в заповедной лесной глуши.
Слайд 24Фольклорно-этнографический маршрут
"СКАЗКИ РУССКОГО ЛЕСА"
Воплощением идеи возрождения культурного наследия русского народа, его традиций, фольклора,
а так же определенным итогом работы коллективов ДЛР по этнографическому направлению, стал игровой, познавательный фольклорно-этнографический маршрут «Сказки русского леса»- коллективный творческий труд педагогов и ребят страны «Гамаюнии».
Маршрут представляет собой реальный поход в «Настоящую сказку», а не на сцене, не в книжке, а в сказочно-природной ситуации, через подлинные памятники природы, духовно-материальной культуры, реальных сказочных героев. Начинается маршрут, и сказка для ребят становится реальностью. Открываются им тайны живой природы, чувствуют они себя настоящими волшебниками и первооткрывателями, так как сами выступают в роли сказочных персонажей. Сказка уводит в особый волшебный мир, живущий по своим сказочным законам, и ставит перед участниками сказочного маршрута нелегкую задачу прохождения фольклорно-этнографических этапов.
Маршрут представляет собой 7-ми дневный поход, протяженностью 50 км. При его проектировании учитывалось сочетание реальных природных особенностей местности с наличием геологических, археологических, этнографических памятников природы. Каждый сказочный этап имеет природную и историческую привязку к конкретной местности в соответствии с его, проектируемой смысловой и эмоционально нагрузкой.
Слайд 25Фольклорно-этнографический маршрут- погружение в историческое прошлое Древней Руси
Слайд 26Зачин сказочного маршрута –
на древнем памятнике культуры Святилище-капище
Слайд 27Сказочная Ладья на реке Гобзе – пути «из варяг в
греки»
Слайд 29Встреча с Бабой-Ягой в дремучем лесу