Слайд 2План
Психологическая характеристика деятельности
Структура деятельности
Освоение деятельности. Знания, навыки, умения
Основные виды
деятельности
Нарушения деятельности
Слайд 3Психологическая характеристика деятельности
Слайд 4 Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность,
порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира
и самого себя.
Слайд 5Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в
ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных
потребностей и освоение общественного опыта
Слайд 61. Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих
потребностей
2. Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием
реализации его культурных потребностей
3. Является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов.
Слайд 74. Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений,
для реализации его социальных интересов
5. Является источником и критерием научного
познания, самопознания и саморазвития
6. Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира
Слайд 8Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость,
систематичность .
Слайд 9
Особенности деятельности
Общественный
характер
Все виды деятельности по своему содержанию
и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека
Плановость
Систематичность
Целенаправленность
Человек в
своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия
Любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану
Деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер
Слайд 10Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.
Слайд 11Характеристики деятельности
Предметность
Субъектность
Выражается в таких аспектах активности, как обусловленность
психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими
направленность и избирательность деятельности
Проявляется в социальной обусловленности деятельности, в ее связи со знаниями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, ценностях, ролях и социальных связях
Слайд 12При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный
и динамический .
Слайд 13Основные аспекты анализа деятельности
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная
совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериоризация, в ходе
которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю
Генетический
Слайд 14Структурно-функциональный
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»:
разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие
ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения
Слайд 15Динамический
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности:
надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм;
установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности
Слайд 17В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект
деятельности.
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это
то, на что она направлена.
Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.
Слайд 18 Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы
или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также
и на другого человека.
Слайд 19 Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая)
активность человека, регулируемая сознательной целью.
Далее в структуре деятельности можно выделить:
мотивы, цели, способы и приемы, цель
Слайд 20МОТИВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Близкие – далекие
Внешние,
предметные
ЦЕЛИ
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ)
Личные –
общественные
Личные –
общественные
Близкие – далекие
Внутренние,
умственные
Интериоризация
Экстериоризация
1
2
3,4,5,
ОПЕРАЦИИ
Слайд 21Мотивы – те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности
и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то,
что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Слайд 22Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными,
социальными, духовными.
Слайд 23Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее
направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении.
Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Слайд 24Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и
объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель
деятельности – это идеальное представление ее будущего результата.
Слайд 25Следует различать конечную цель и промежуточные цели.
Достижение конечной цели
равнозначно удовлетворению потребности.
К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в
качестве условия достижения конечной цели.
Слайд 26Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в
зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую
роль в общественной жизни играет его деятельность.
Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы средства и условия достижения цели.
Слайд 27Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные
на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Слайд 28Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда
актов, связанных друг с другом определенным образом.
Эти акты или
звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Слайд 29Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По
своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).
Слайд 30Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления
опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме.
Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Слайд 31Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить
к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек осуществляет
действия в уме, оперируя образами и речевыми символами.
Слайд 32Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе
выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий
с предметами, называется экстериоризацией.
Слайд 33Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная
единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели.
Слайд 34Основные характеристики действия
Включает в качестве необходимого компонента акт сознания в
виде постановки и удержания цели
Действие – одновременно акт поведения, но
внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием
Через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности
Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир
Слайд 35Выделяют практические (предметные) и умственные действия.
Слайд 36Виды действий
Предметные
Умственные
Действия, направленные на изменение состояния или свойств
предметов внешнего мира
Разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания
Слайд 37В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части
Слайд 39Ориентировочная основа действия
Система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек
действует в зависимости от того, на основе каких знаний он
ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает
Слайд 40Исполнение действия и его корректировка
Действия исполняются определенным способом – системой
операций. В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта,
знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Действия отличаются количеством промежуточных операций. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемых комплексом движений. Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке
Слайд 41Достижение результата и его итоговая оценка (контрольная часть действия)
Полученный результат
рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало
действие. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате. Правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается с помощью других контрольных действий
Слайд 42Освоение деятельности.
Знания, навыки, умения
Слайд 43Знания. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов,
ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных о сознании приводит к
образованию представлений и понятий.
В этих двух формах знания сохраняются в памяти.
Слайд 44Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности. Знания
и действия тесно взаимосвязаны.
Действия с предметами дают человеку знания
одновременно об их свойствах и о возможностях обращения с ними.
Слайд 45Сталкиваясь с незнакомым предметом, человек стремится прежде всего получить знания
о том, как с ним действовать, как его использовать.
Слайд 46Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности и повышают
уверенность человека в правильности ее выполнения.
Слайд 47При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным
или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные
ситуации, достигаются промежуточные результаты.
Слайд 48Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а
также умениями и навыками субъекта деятельности.
Слайд 49Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций,
сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением)
его сознательного контроля.
Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.
Слайд 51Виды навыков
Сложные
Простые
Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения
внимания
Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно,
легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека
Слайд 52Сложные навыки
Двигательный
Интеллектуальный
Перцептивный
Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в
целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее
Автоматизированное чувственное отражение свойств и
характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета
Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы
Слайд 53Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений
действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные
показатели работы.
Слайд 54Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия.
Его
роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов
действия и переключении его на цели и условия действия.
Слайд 55Этапы формирования навыка
Аналитический
Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими
Синтетический
Объединение элементов в целостное действие
Автоматизация
Упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости
Слайд 56Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но
и от других причин объективного и субъективного характера.
Поскольку в
структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы.
Слайд 57Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия,
от полного слияния до взаимно отрицательного влияния.
Слайд 58Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае
возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов.
Слайд 59При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация
нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления
сознательного контроля.
Слайд 60Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью
приобретенных знаний и навыков.
Слайд 61Взаимодействие навыков
Перенос
Положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность
переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение
сходного навыка. Необходимым условием переноса является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности
Слайд 62Интерференция
Отрицательное влияние навыка на вновь образуемый. Одним из важнейших средств
устранения и предупреждения интерференции является четкое различение и противопоставление старого
и нового способов выполнения действия (при упражнениях), старых и новых условий, целей действия
Слайд 63Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы
с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.
Слайд 64Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны
обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Слайд 65Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек
в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие
в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.
Слайд 66Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в
себя процессы мышления.
Слайд 67Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от
навыков.
Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты,
когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.
Слайд 68Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют
упражнения.
Слайд 69Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом.
Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так
и в процессе их сохранения.
Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Слайд 71Возникновение и развитие различных видов деятельности человека–сложный и длительный процесс.
Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении
всего жизненного пути человека вида деятельности:
игру, учение, труд.
Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), организации и особенностям мотивации.
Слайд 72Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах
осуществления предметных действий.
Выделяют несколько типов игр.
Слайд 73Индивидуальные
ТИПЫ ИГР
Групповые
Предметные
Сюжетные
Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя
его в основных деталях
Связаны с включением в игровую деятельность человека
каких-либо предметов
В игру включены несколько индивидов
Игрой занят один человек
Ролевые
В таких играх поведение человека, ограничивается определенной ролью, которую он берет на себя
Игры с правилами
Регулируются определенной системой правил поведения их участников
Слайд 77Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком
знаний, умений и навыков.
Основная цель учения – подготовка к будущей
самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом. Учение складывается из следующих компонентов:
Слайд 79усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
овладения приемами
и операциями, из которых формируются основные виды деятельности (навыки);
овладения способами
использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).
Слайд 80Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.
Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах
деятельности как их побочный, дополнительный результат.
Слайд 81Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом
не психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения является не
труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.
Слайд 82Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта,
удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Слайд 84Вместе с тем труд, направленный в соответствии со своей установкой
на создание определенного результата, является основным путем формирования личности.
В
процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.
В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду.
Слайд 85Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это
субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека.
Трудиться –
значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть.
Слайд 86Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки.
Без знаний и навыков невозможен никакой труд.
Деятельность человека –
это сложное и многообразное явление.
В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Слайд 87Несмотря на то, что деятельность многих работников правоохранительных органов, например
следователя, выполняется строго по определенным правилам, инструкциям и в ней
всякий раз повторяются определенные действия, предусмотренные уголовно-процессуальными требованиями, она в своей основе все же не шаблонна, так как всякий раз требует творческих решений.
Слайд 89
Нарушения деятельности обусловлены нарушениями ее структурных компонентов (целеполагания, мотивации, условий,
несформированности навыков,
умений и пр.).
Нарушение целевой структуры деятельности может проявляться
в рассогласованности реальных и идеальных целей или в их сближении.
Нарушение движений может быть следствием травм головного мозга.