Разделы презентаций


Диагностика метапредметных образовательных результатов в первом классе

Содержание

Рассматриваемые вопросыКак в процессе диагностики отделить универсальные учебные действия от предметных действий?Как применить системно-деятельностный подход к диагностике образовательных результатов?Зачем и как диагностировать владение УУД в начале первого класса?Каковы методика проведения и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Диагностика метапредметных образовательных результатов в первом классе
Мария Павловна Воюшина

д.п.н., проф.,
Екатерина Павловна Суворова д.п.н., проф.
кафедра ЮНЕСКО


«Образование в поликультурном обществе»
РГПУ им. А.И.Герцена
marivoushina@mail.ru suvorovaep@mail.ru

Диагностика метапредметных образовательных результатов в первом классеМария Павловна Воюшина д.п.н., проф.,

Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Как в процессе диагностики отделить универсальные учебные действия от

предметных действий?
Как применить системно-деятельностный подход к диагностике образовательных результатов?
Зачем и

как диагностировать владение УУД в начале первого класса?
Каковы методика проведения и содержание диагностических заданий для входной и итоговой работ в 1 классе?
Как проследить динамику овладения конкретными УУД каждым учеником и классом в целом?
Какая индивидуальная помощь может быть оказана ученику по результатам диагностики?

В апробации методики принимали участие
школы-лаборатории №№ 209, 271, 278, 338, 615 Санкт-Петербурга.

Рассматриваемые вопросыКак в процессе диагностики отделить универсальные учебные действия от предметных действий?Как применить системно-деятельностный подход к диагностике

Слайд 3Метапредметные образовательные результаты
Универсальные учебные действия
Межпредметные

понятия

Метапредметные образовательные результатыУниверсальные учебные действияМежпредметные понятия

Слайд 4 Универсальные учебные действия -
это совокупность способов

действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых

знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия -   это совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к

Слайд 5 Трудности диагностики УУД
Как отделить универсальные учебные

действия от предметных?
Как оценивать результаты диагностики (критерии оценки и уровни

сформированности УУД)

Как диагностировать причины неуспеха ученика?

Трудности  диагностики  УУДКак отделить универсальные учебные действия от предметных?Как оценивать результаты диагностики (критерии

Слайд 6Межпредметные понятия

- понятия, которые используются
в

разных науках, обозначаются
одним термином, имеют хотя бы

один
общий существенный признак
и ряд частных признаков .
Например, ритм, композиция, знак, время и т.д.
Межпредметные понятия  - понятия, которые используются  в разных науках, обозначаются  одним термином, имеют хотя

Слайд 7Отделение универсальных учебных действий от предметных
Критерии оценки каждого задания
Определение уровня

сформированности УУД на основании комплекса сопоставимых заданий
Рекомендации по оказанию педагогической

помощи ребенку

Комплексные проверочные работы 1-4 классы на основе системно-деятельностного подхода

Отделение универсальных учебных действий от предметныхКритерии оценки каждого заданияОпределение уровня сформированности УУД на основании комплекса сопоставимых заданийРекомендации

Слайд 8Педагогическая диагностика на этапе поступления ребенка в школу
Анализ выполнения ребенком

диагностических заданий позволит увидеть, как думает ребенок, и определить
осознанность

выполнения действия,
трудности, которые испытывает ребенок,
в какой поддержке нуждается ученик.

Задание
формулируется в игровой, занимательной форме,
понятно при восприятии на слух,
предполагает минимум усилий по графическому оформлению.

Педагогическая диагностика на этапе поступления ребенка в школуАнализ выполнения ребенком диагностических заданий позволит увидеть, как думает ребенок,

Слайд 9Входная диагностика. 1 класс

Входная диагностика. 1 класс

Слайд 10Методические рекомендации
Цель – выявить уровень владения УУД:
прогнозирование: выбор инструментов,

необходимых для выполнения задания (регулятивное);
использование условных обозначений, их внесение в

графу таблицы (познавательное);
прогнозирование: определение последовательности действий при выполнении задания; коррекция: выделение лишнего действия (регулятивные);
выполнение задания по образцу (познавательное).

Тетрадь

Методические рекомендацииЦель – выявить уровень владения УУД: прогнозирование: выбор инструментов, необходимых для выполнения задания (регулятивное);использование условных обозначений,

Слайд 11Примеры и анализ выполнения задания
Работа ученика

Примеры и анализ выполнения заданияРабота ученика

Слайд 12Примеры и анализ выполнения задания
3
1
1.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ПОЛНОТА
ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ,

НО НЕПОЛНЫЙ.
Не выделен простой карандаш (3 б.)
1.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

– СООТВЕТСТВИЕ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ СДЕЛАННОМУ ВЫБОРУ, ОРИЕНТАЦИЯ В ТАБЛИЦЕ.
Ребенок плохо ориентируется в таблице, нет соответствия в использовании условных обозначений ( 1 б.)

Оценка

Примеры и анализ выполнения задания311.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ПОЛНОТАОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ, НО НЕПОЛНЫЙ. Не выделен простой карандаш (3

Слайд 13Примеры и анализ выполнения задания
3
1
3
13
1.4. Критерии оценки – правильность выделения

ошибочного действия, определение последовательности необходимых действий.
Допущена одна ошибка: перепутана последовательность

3 и 4 действия (3 б)
Не выделено лишнее действие (1 б.)
1.5. Критерий оценки – соответствие образцу.
Ошибка в размерах объекта на одну клетку (3 б.)

Оценка

Примеры и анализ выполнения задания313131.4. Критерии оценки – правильность выделения ошибочного действия, определение последовательности необходимых действий.Допущена одна

Слайд 14 Первоклассники

достаточно успешно справляются с прогнозированием своей деятельности, могут определить, какие

инструменты понадобятся, но затрудняются в определении порядка действий и выделении ненужного действия. В составлении плана работы им потребуется помощь взрослого.
Ученикам сложно ориентироваться на странице тетради. Они пока плохо различают клетки, не ориентируются в ячейках таблицы. Можно порекомендовать упражнения по рисованию различных орнаментов на фоне клетки.
Например:
1. Подумай, какие фигуры орнамента должны замыкать орнамент - располагаться в выделенных клетках. Нарисуй эти фигуры.
2. Заполни все клетки, соблюдая заданную в орнаменте последовательность.
3. Оцени свою работу. Правильно ли ты определил, какие фигуры замыкают орнамент?

Оценка и рекомендации

Первоклассники достаточно успешно справляются с прогнозированием своей деятельности,

Слайд 15Примеры и анализ выполнения задания

Примеры и анализ выполнения задания

Слайд 172.3. Скопируй образец.
2.4. Оцени свою работу
2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение

задания по образцу.
Критерии оценки – соответствие образцу по четырем

параметрам: наклон, размер, расстояние между элементами, количество элементов.
4 балла. Задание выполнено верно.
3 балла. Запись соответствует трем из четырех параметров.
2 балла. Запись соответствует двум из четырех параметров.
1 балл. Запись соответствует одному из параметров или все требования нарушены.

2.4.Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в своей работе.
Критерии оценки – объективность самооценки.
4 балла. Самооценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не отмечен один неявно выраженный недостаток записи.
2 балла. Не отмечено не более двух явно выраженных недостатков.
1 балл. Оценка неадекватна: недостатки /достоинства в своей работе не отмечены или не соответствуют заданным критериям.

Работа ученика

2.3. Скопируй образец.2.4. Оцени свою работу2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение задания по образцу. Критерии оценки – соответствие

Слайд 182.3. Скопируй образец.
2.4. Оцени свою работу
2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение

задания по образцу.
Критерии оценки – соответствие образцу по четырем

параметрам: наклон, размер, расстояние между элементами, количество элементов.
4 балла. Задание выполнено верно.
3 балла. Запись соответствует трем из четырех параметров.
2 балла. Запись соответствует двум из четырех параметров.
1 балл. Запись соответствует одному из параметров или все требования нарушены.
Ученик не скопировал образец, он продолжил ряд.

2.4.Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в своей работе.
Критерии оценки – объективность самооценки.
4 балла. Самооценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не соответствует объективной оценке по одному критерию.
2 балла. Не соответствует объективной оценке по двум критериям.
1 балл. Оценка неадекватна: недостатки /достоинства в своей работе не отмечены или не соответствуют заданным критериям.

Работа ученика

2.3. Скопируй образец.2.4. Оцени свою работу2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение задания по образцу. Критерии оценки – соответствие

Слайд 192.5. Повторное копирование
2.6. Работа Андрея
2.7. Оценка работы Андрея
Оценивается регулятивное УУД

коррекция своей работы в связи с обнаруженными ошибками.
Критерии оценки –

адекватность исправления допущенных ошибок и не допущение новых ошибок.
4 балла. Исправлены все допущенные ошибки или задание не выполнено, поскольку ошибок не было.
3 балла. Исправлены все допущенные ошибки, но при этом допущена одна новая ошибка.
2 балла. Исправлена одна из допущенных ошибок, новые ошибки не появились.
1 балл. Задание не выполнено, хотя ошибки были допущены, или вновь сделаны все допущенные ошибки.

Критерий оценки – объективность оценки чужой работы.
4 балла. Оценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не отмечен один из явно выраженных недостатков записи.
2 балла. Не отмечен один из явно выраженных недостатков записи.
1 балл. Оценка неадекватна.


Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в чужой работе.

Работа ученика

2.5. Повторное копирование2.6. Работа Андрея2.7. Оценка работы АндреяОценивается регулятивное УУД коррекция своей работы в связи с обнаруженными

Слайд 203
2
3
3
3
Оцениваются познавательные УУД: использование условных обозначений, их внесение в таблицу.
Критерии

оценки – соответствие условных обозначений объективной оценке, ориентация в таблице.
4

балла. Задание выполнено правильно.
3 балла. Допущена одна ошибка в использовании условных обозначений, условное обозначение расположено не в нужной ячейке таблицы.
2 балла. Допущены две ошибки в использовании условных обозначений.
1 балла. Допущены три и более ошибки в использовании условных обозначений или задание не выполнено.

1

Оценка

32333Оцениваются познавательные УУД: использование условных обозначений, их внесение в таблицу.Критерии оценки – соответствие условных обозначений объективной оценке,

Слайд 21Примеры и анализ выполнения задания

Примеры и анализ выполнения задания

Слайд 23Оценивается выделение оснований для группировки, группировка объектов по разным основаниям

(задание 3.1.).
Критерии оценки – правильность и полнота выполнения задания.
4 балла.

Задание выполнено правильно, проведена группировка по содержанию и по форме.
3 балла. Группировка проведена правильно по одному критерию. При поиске второго критерия допущены ошибки.
2 балла. Найден один из критериев группировки, допущены 2- 3 ошибки. Рисунок для группировки вторым способом или копирует первый, или не заполнен.
1 балл. Критерии для группировки не определены; карточки разложены по коробкам бессистемно, или задание не выполнено.
Оценивается выделение оснований для группировки, группировка объектов по разным основаниям (задание 3.1.).Критерии оценки – правильность и полнота

Слайд 243.2. Оценивается познавательное УУД: нахождение объекта, не соответствующего установленным критериям

группировки.
Критерии оценки: правильность и полнота выполнения задания.
4 балла. Задание

выполнено правильно: обведена в кружок треугольная карточка со знаком « = » при группировке и по содержанию, и по форме.
3 балла. Правильно, при группировке одним способом.
2 балла. Ученик ошибся, но исправил ошибку.
1 балл. «Лишняя» карточка не найдена или выделена неправильно.

3.3. На рисунке 1 выбери коробку, которая находится слева от карточек. Поставь над коробкой знак +. Нарисуй под коробкой ещё одну карточку для этой коробки.

3.2. Обведи карандашом в кружок карточку, которая не попала ни в одну коробку.

3.3. Оценивается регулятивное УУД: ориентация в пространстве (слева, над, под).
Критерии оценки: правильность выполнения задания.
4 балла. Задание выполнено правильно.
3 балла. Задание выполнено правильно: но в работе имеются исправления.
2 балла. Нарушен один из трех заданных критериев оценки ориентации в пространстве: 1 балл. Задание не выполнено или нарушены два из трех критериев ориентации в пространстве.

3.2. Оценивается познавательное УУД: нахождение объекта, не соответствующего установленным критериям группировки. Критерии оценки: правильность и полнота выполнения

Слайд 25Работа Вовы
1 способ. Основание для группировки – форма: овальные –прямоугольные,


но есть ошибки.
2 способ. Основание не

выделено Карточки размещены произвольно.
2) Выделение «лишней» карточки по одному основанию, после того, как она была
отнесена к одной из коробок.
3) Ориентация в пространстве: «под», «над», лево/право.
Пример приведен неверно: не соответствует заданным признакам.
Работа Вовы1 способ. Основание для группировки – форма: овальные –прямоугольные, но есть ошибки.   2 способ.

Слайд 26Работа Ани
1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы

- цифры.
2 способ. Все карточки объединены в

одну группу.
2) Выделение «лишней» карточки по одному основанию.
3) Ориентация в пространстве: лево, «под», «над». Не различает лево/право.
Первый пример соответствует «содержанию» коробки, но не условиям
группировки. Второй пример – кукла, рисунок – может создать
основания для группировки( знаки – рисунки).
Работа Ани1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы - цифры.   2 способ. Все

Слайд 27Работа Александра
1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы

- цифры.
2 способ. Основание для группировки –

форма: прямоугольные – овальные.
2) Выделение «лишней» карточки по двум основаниям.
3) Ориентация в пространстве: лево, «под», «над». Не различает лево/право.
Пример не соответствует заданию.
Работа Александра1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы - цифры.   2 способ. Основание

Слайд 28Итак, большинство первоклассников
могут выделить только одно основание для группировки:

по содержанию;
не все осознают, что такое группировка. Многие устанавливают фактическое

соответствие или ищут разные способы соединения.
соединяют карточки и коробки извилистыми линиями, рисуют узоры, не понимая смысла задания.
Выделение «лишнего» объекта вызывает меньше затруднений.
Труднее привести пример карточки, которую можно положить в одну из коробок. Типичные ошибки: вместо карточки дети изображают смайлик или какой-либо предмет: грибок, цветочек. Главное для них – нарисовать предмет, который можно положить в коробку, условия группировки эти дети не воспринимают как важное требование к выполнению задания.

Рекомендации
В процессе обучения фиксировать внимание детей на смысле действия группировки, просить их называть признак, по которому проходит группировка, не удовлетворяясь фактически правильным ответом.

Предлагать задания, в которых одни и те же объекты можно группировать по разным основаниям.


Итак, большинство первоклассников могут выделить только одно основание для группировки: по содержанию;не все осознают, что такое группировка.

Слайд 291 вариант
2 вариант
Примеры и анализ выполнения задания

1 вариант2 вариантПримеры и анализ выполнения задания

Слайд 30Оценивается результат совместной деятельности.
Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание

сходных деталей одним цветом.
4 балла. Задание выполнено правильно: дети выбрали

одного из сказочных героев, раскрасили основные и мелкие детали костюма одинаковыми цветами: обменялись карандашами и раскрашивали одну деталь одним карандашом по очереди.
3 балла. Выбран один герой, есть различия в оттенках одной детали.
2 балла. Выбран один герой, допущены 1–2 ошибки в раскрашивании фигур: цвет деталей костюма не совпадает.
1 балл. Дети не сумели договориться и выбрать одну фигуру или выбрали одну фигуру, но не сумели договориться о раскрашивании, совпадений цвета в основных деталях рисунка нет.

Работа 2

Работа 1

Оцените
работы
детей

Оценивается результат совместной деятельности.Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание сходных деталей одним цветом.4 балла. Задание выполнено

Слайд 31Оценивается результат совместной деятельности.
Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание

сходных деталей одним цветом.
4 балла. Задание выполнено правильно: дети выбрали

одного из сказочных героев, раскрасили основные и мелкие детали костюма одинаковыми цветами: обменялись карандашами и раскрашивали одну деталь одним карандашом по очереди.
3 балла. Выбран один герой, есть различия в оттенках одной детали.
2 балла. Выбран один герой, допущены 1–2 ошибки в раскрашивании фигур: цвет деталей костюма не совпадает.
1 балл. Дети не сумели договориться и выбрать одну фигуру или выбрали одну фигуру, но не сумели договориться о раскрашивании, совпадений цвета в основных деталях рисунка нет.

Работа 2. 3 балла

Работа 1. 2 балла

Проверьте свою оценку

Оценивается результат совместной деятельности.Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание сходных деталей одним цветом.4 балла. Задание выполнено

Слайд 32Оценивается практическое овладение межпредметным понятием «знак»: умение соотносить знак и

объект (предмет), который он обозначает.
Критерии оценки: правильность и полнота выполнения

задания.

Примеры и анализ выполнения задания

Оценивается практическое овладение межпредметным понятием «знак»: умение соотносить знак и объект (предмет), который он обозначает.Критерии оценки: правильность

Слайд 334 балла. Задание выполнено правильно. Соединены линией: спортивный знак –

«Футбол» и фотография футболиста.
3 балла. Соединены линией: спортивный знак –

«Футбол», фотография футболиста и /или изображение мяча или фотография бегущего мальчика.
2 балла. Кроме правильного соединения знака и объекта, который он изображает, в работе соединено не более четырех других изображений.
1 балл. Задание не выполнено или выполнено неправильно. Соединения проведены произвольно. Спортивный знак – «Футбол» и фотография футболиста не соединены.

4 балла. Задание выполнено правильно. Соединены линией: спортивный знак – «Футбол» и фотография футболиста.3 балла. Соединены линией:

Слайд 345.1. Алла выделила только два знака. Она ориентируется не на

интуитивное понимание значения слова «знак», а на привычное словосочетание: дорожные

знаки, спортивные знаки. 2 балла.
5.2. Алла не справилась с заданием. Она соединяла изображения стрелками, однако в работе не просматривается логика. Бегущий мальчик не может являться знаком грустной девочки, смайлик не обозначает мячик, а буква А не связана с пешеходным переходом. Что обозначает линия, соединяющая знак «Пешеходный переход» и «Футбол», неясно. Вероятно, Алла пока не понимает, что знак имеет определенное значение. Она ориентируется скорее на внешнюю форму, соединяя круглый мяч с круглым смайликом, треугольник на дорожном знаке с похожей по форме буквой А. Возможно, просто соединяет стоящие друг против друга знаки. 1 балл.

Рекомендации
Алла нуждается в помощи взрослых. Прежде всего важно, чтобы девочка понимала формулировку задания, которое ей предстоит выполнить, и его цель, следует просить ее объяснить вслух, что ей предстоит сделать и для чего. Полезны любые логические упражнения.

5.1. Алла выделила только два знака. Она ориентируется не на интуитивное понимание значения слова «знак», а на

Слайд 38Итоговая диагностика 1 класс

Итоговая диагностика  1 класс

Слайд 42Входная диагностика
Итоговая диагностика

Входная диагностикаИтоговая диагностика

Слайд 43
Проверяемые универсальные
учебные действия и оценка
их сформированности

1ИПроверяемые универсальные учебные действия и оценка их сформированности

Слайд 44Оценка третьего диагностического задания
Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для

группировки, классификация объектов по разным основаниям (задание 3.2)
Критерии оценки: правильность,

полнота, точность ответа.


Примеры правильных ответов
«Лишний» объект – дуб. Дуб – лиственное дерево, сосна и ель – хвойные.
Дуб с листьями, другие деревья с иголками.

«Лишний» объект – дуб – по возрасту.
Дуб – большой, старый, сосна и ель молодые.

«Лишний» объект – ель – по времени года.
Ель изображена зимой, а сосна и дуб летом.

Оценка третьего диагностического задания  Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для группировки, классификация объектов по разным основаниям

Слайд 45Оценка третьего диагностического задания
Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для

классификации, классификация объектов по разным основаниям (задание 3.2)
Критерии оценки: правильность,

полнота и точность ответа.


Примеры правильных ответов:
«Лишнее» слово – «сосна» – по количеству слогов (в слове «сосна» два слога, а в словах «ель» и «дуб» один слог).
«Лишнее» слово – ель – по последней букве, не обозначающей звука.
«Лишнее» слово – дуб – по роду (о нем можно сказать ОН).
«Лишнее» слово – ель – по первой букве. Е – буква, обозначающая два звука, с и д – буквы, обозначающие один звук.

Оценка третьего диагностического задания  Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для классификации, классификация объектов по разным основаниям

Слайд 46Оценивается познавательное УУД: приведение примера с заданными признаками (Задание 3.5).
пион


ландыш
роза







георгин
василек
ромашка

Оценивается познавательное УУД: приведение примера с заданными признаками (Задание 3.5).пион ландыш розагеоргин василекромашка

Слайд 47Лишний объект назван, но основание
для группировка неверно. (1 б.)
Лишнее

слово названо, основание выделено. (3 б.)
Приведено по 2 примера. Допущена

1 ошибка. (3 б.)

Лишний объект назван, основание
выделено, но ответ зачеркнут. ( 2 б.)
Лишнее слово названо, основание выделено, но ответ дан об «ОБЪЕКТЕ» (2 б.)
Приведен 1 пример. (2 б.)

Лишний объект назван, но основание для группировка неверно. (1 б.)Лишнее слово названо, основание выделено. (3 б.)Приведено по

Слайд 52





На сайте издательства «Бином. Лаборатория знаний» выложены демонстрационные версии тетрадей.

http://metodist.lbz.ru/authors/kir/


Задать вопрос авторам, оставить отзыв Вы можете на странице издательства:

http://lbz.ru/books/655/ ,
а также
в группе ВКонтакте «Работаем по УМК «Диалог»





На сайте издательства «Бином. Лаборатория знаний» выложены демонстрационные версии тетрадей. http://metodist.lbz.ru/authors/kir/Задать вопрос авторам, оставить отзыв Вы можете

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика