Слайд 1Психологическая характеристика младенческого возраста
Слайд 2Кризис новорожденности
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка.
Психологи
называют этот период – кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
Физиологические
Психологические
Слайд 3Безусловные рефлексы
Дыхательный
Сосательный
Защитный
Ориентировочный
Слайд 4Чувствительность:
различает соленый,
горький,
сладкий вкус
Реагирует на звуковые
раздражители
Слайд 5Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе
на 3-4 неделе, такая же
реакция возникает на голос человека
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе,
внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд
Слайд 6Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует
собой появление первой социальной потребности - потребности в общении.
Слайд 7Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Слайд 8Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)
Потребность
в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц,
после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.
Слайд 9Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом
развитии
Слайд 10Основные линии психического развития ребенка
Развитие движений и действий
Время появления движений
1
месяц - Поднимает подбородок
2 месяца - Поднимает грудь
3 месяца -
Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца - Сидит с поддержкой
5 - 6 месяц - Хватает рукой предметы
Слайд 117 месяцев - Сидит без поддержки
8 месяцев - Садится без
посторонней помощи
9 месяцев - Стоит с поддержкой: ползает на животе
10
месяцев - Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев - Стоит без поддержки
Год - Ходит, держась одной рукой;
Слайд 12Развитие моторики
1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты
в кулак;
2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный
в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
Слайд 136-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает
и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку
и т.д., движение пальцев дифференцируются.
8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Слайд 14Развитие речи
Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на
обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой
слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно «гулением».
Слайд 15Новообразования младенческого возраста
Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением
первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Слайд 16Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный
период, который называется «кризис 1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка
появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Слайд 17Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С.
Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по
своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).