Слайд 1Тема 14. Диагностика систем управления
Слайд 2План
Понятие диагностики
Виды диагностики
Виды работ по диагностике
Методы диагностики СУ
Дерево проблем, определение
приоритетной проблемы
База для сравнения
Использование результатов диагностики
Слайд 3Диагностика СУ
(от греч. diagnosis — распознавание) установление и изучение признаков,
характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений,
причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.
диагностика является начальным этапом детального исследования СУ.
Объектом диагностики могут быть не только СУ в целом, но и ее подсистемы, элементы и т.п.
Слайд 4Применительно к СУ диагностика
комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера,
позволяющих:
рассмотреть цели, состояние,
установить влияние одних факторов на другие,
выявить
возможные проблемы, недостатки («узкие» места), причины их появления
наметить пути устранения обнаруженных нарушений и отклонений в системе с целью приведения ее к нормальному функционированию.
Слайд 5Диагностика
необходимое условие не только создания СУ новых прибыльных организаций
(для данного случая могут проводиться диагностические работы систем-аналогов),
но и
реформируемых, реструктируемых и совершенствуемых систем.
Все диагностические исследования должны основываться на достоверной и объективной информации.
В противном случае их результаты могут оказаться ошибочными.
Слайд 6Виды диагностики
по широте охвата объекта
общая
Специальная (какой-то одной из частей
СУ);
по времени
кратко-,
средне-
долгосрочная;
по началу времени рассмотрения объекта
предварительная
основная.
Слайд 7Общая диагностика
может проводиться в виде экспресс и полномасштабного диагностирования.
Экспресс-диагностика, являясь
предварительной, осуществляется с целью определения основных проблем, «узловых» узких мест
в системе и составления важнейших дальнейших направлений работ по совершенствованию
Полномасштабная диагностика — более детальное, основное диагностирование всей СУ, в ходе которого принимаются обоснованные решения по уточнению и направлениям разрешения проблем.
Слайд 8Важнейшие работы диагностики СУ
изучение ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния
СУ;
установление сильных и слабых сторон;
установление возможных направлений совершенствования;
определение и решение
основных вопросов организации дальнейших работ исследования СУ.
Все работы по диагностике целесообразно проводить, применяя системный подход в сочетании с использованием самых разнообразных методов исследования, в том числе методов анализа (от общего к частному) и синтеза.
Слайд 9Методика диагностики СУ включает
определение критериев диагностики;
учет внешней и внутренней
среды диагностируемой системы;
выявление проблем, установление недостатков («узких» мест) в СУ
и причин их возникновения;
разработку направлений разрешения проблемы и устранения недостатков в СУ.
Слайд 10Группы методов диагностики
методы сбора информации для диагностики (интервьюирование, изучение и
анализ документации, анкетирование, беседа, самообследование, фотография рабочего дня, активное наблюдение
в течение рабочего дня, моментные наблюдения, экспертный метод);
методы анализа собранной информации (анализ проблем, анализ взаимного влияния, т.е. совокупность корреляционного, регрессионного, балансового и др., сравнения, системный анализ, экономический анализ, декомпозиция, композиция, структуризации целей, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, моделирования, функционально-стоимостной анализ, главных компонент, балансовый, корреляционный и регрессионный, опытный, матричный, последовательной подстановки);
методы определения приоритетов проблем («дерево» целей, графов проблем, экспертные и др.).
Слайд 11Значение методов диагностики
анализ направлен на выявление проблем и «узких» мест,
а также на поиск количественно устанавливаемых резервов в СУ.
анализ
информации — первый шаг к разработке тенденций, закономерностей управления и предложений по совершенствованию СУ.
На основе совокупности анализа и синтеза делаются выводы и предложения по результатам диагностики, полученным несколькими разными методами.
Слайд 12Инструментарий диагностики
большую часть возникающих проблем на предприятии можно подразделить на
проблемы — причины и проблемы — следствия.
В связи с
этим в методики диагностирования СУ целесообразно заложить использование метода «дерева» проблем, который по своей сущности во многом аналогичен «дереву» целей.
Для построения дерева проблем можно использовать данные экспресс-анкетирования менеджерского состава диагностируемого предприятия
Слайд 13Определение приоритетности проблем по глубине их разрешения
проблемы, требующие только корректировки;
проблемы
коренного совершенствования и развития СУ;
проблемы творческого характера, предусматривающие разрешение противоречий
совершенно нового типа (например, необходимость создания нового управленческого механизма управления качеством).
Слайд 14База для сравнения
для диагностического анализа очень важно выбрать показатели и
базу для сравнения.
в зависимости от цели и конкретного анализируемого
объекта могут быть приняты:
эталонные данные,
аналоги,
нормативы,
показатели конкурентов,
лучшие мировые достижения,
отечественные или международные стандарты и т.п.
Например, текучесть кадров 5% в одних случаях может быть принята за идеальную величину, а в других — неприемлемую
Слайд 15Приоритет проблем
Обычно проблем управления выявляется значительно больше, чем возможностей их
разрешить.
их необходимо ранжировать по приоритетности,
что можно осуществить с помощью
метода приоритета проблем.
Приоритетность проблем определяется для того, чтобы выявить их взаимовлияние, важность и срочность.
Отбор приоритетных проблем для их разрешения в первую очередь не позволяет распылять силы и средства на решение маловажных проблем, тесно не связанных с другими.
Слайд 16Приоритет проблем
Отбор наиболее приоритетных проблем для их разрешения может быть
осуществлен на основе экспертных оценок методом ранжирования или методом непосредственного
оценивания, т.е. балльным способом
на основе данных, полученных от всех экспертов составляется результирующая матрица
Слайд 17Окончательное решение
решающую роль должно играть решение, принятое как на основе
данных, полученных методом ранжирования, например, графа проблем, так и на
базе логики, здравого смысла, интуиции, опыта менеджеров и исследователей.
Слайд 18Использование результатов ИСУ
Результатами исследования СУ должны быть не только обоснованные
направления развития системы на перспективный период,
но и должны быть
определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования.
Слайд 19Использование результатов диагностики
результаты диагностических работ должны быть оформлены определенным образом
в виде отчета.
Предпочтительна разработка нескольких вариантов решений, их могут
предложить внешние исследователи или работники предприятия
После проведения основных работ по диагностике СУ работа переходит в заключительную фазу — внедрение тех предложений, которые выработаны для устранения «узких» мест.
Следует подготовить персонал к возможным изменениям.