Слайд 1Диалог Востока и Запада
в творчестве русских композиторов
.
Слайд 2Многие образы русской культуры 19 века своим появлением обязаны именно
Кавказу. Когда мы говорим о них, прежде всего вспоминаются имена
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
1
8
1
4
-
1
8
4
1
1
7
9
9
-
1
8
3
7
Слайд 3Под впечатлением от восточной экзотики находились не только композиторы и
поэты, но и художники. И прежде всего из художников 19
века хочется назвать Василия Верещагина.
(1842-1904)
Живопись картин В.В.Верещагина носит своеобразный “ковровый” характер, основывается на звучных, ярких красках.
Слайд 5Восточные музыкальные образы в опере А.П.Бородина «Князь Игорь»
(1833-1887)
А.П.Бородин – выдающийся
русский композитор 19 века, ученый-химик, общественный деятель, доктор медицины, участник
творческого содружества «Могучая кучка»
Слайд 6 «Хор и Половецкие пляски» из оперы звучат томно, пленительно,
они наполнены негой в исполнении девушек и выделяются ярким, диким,
воинственным характером в исполнении мужчин.
Слайд 7Ария хана Кончака из оперы
«Князь Игорь»
Хан Кончак – предводитель
половцев. Именно в арии наиболее ярко проявились “восточные черты” Кончака.
В
основном разделе “О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой”
в мелодии появляются распевы, близкие восточным лирическим напевам.
В оркестре – подголоски с форшлагами, в ритме – сложное сочетание дуолей и триолей. В сопровождении - упругий танцевальный ритм.
В заключительном разделе “Хочешь ты пленницу с моря дальнего”
мелодия построена на хроматических изгибах. Жанровая основа - восточный танец, в сопровождении - восходящие синкопированные фигуры.
Слайд 8ВЫВОД по опере «Князь Игорь»:
В опере А.П.Бородина “Князь Игорь”
Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев. Для Бородина “враг” - это
не значит – плохой, как и понятие “свой” - не означает – хороший.
Восточные образы в опере разные: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски.
Бородин не идеализирует Восток, но и не показывает его варварским, диким.
Слайд 9М.И.ГЛИНКА (1804-1857)
В 1823 г. Кавказ посетил композитор М.И. Глинка. В
душе композитора неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей, и
красочные картины народной жизни – первое прикосновение к подлинному Востоку. “Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов” – писал он в воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки. Всё это нашло отражение в опере Глинки “Руслан и Людмила” (Восточные танцы)
Слайд 10«Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила»
Слайд 11Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)
Восток увлек и русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Он
написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за
два месяца.
Источником создания сюиты послужило прочтение сказки “Тысяча и одна ночь”. Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками.
Слайд 12В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19
века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока,
сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
Слайд 13СЮИТА - это (с фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование»)
многочастное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единым замыслом.
Всего в
сюите 4 части. Каждая из них - законченная история. Но все они соединены двумя лейтмотивами – темой султана Шахриара и темой Шехеразады.
1 часть -«Море и Синдбадов корабль»
2 часть - «Фантастический рассказ царевича Календера»
3 часть - «Царевич и царевна»
4 часть - «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»
Слайд 14Особенности восточной интонации в сюите «Шехеразада»:
многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;
мелодический
рисунок волнистый, извилистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;
часто встречается плавная
покачивающаяся мелодия, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;
характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточным народным инструментам.
Слайд 15П.И.Чайковский (1840-1893)
БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК»
Во второй части балета есть 2 восточных танца:
«Кофе» (арабский танец). Музыку отличает нежный, слегка грустный характер, тонкость
колорита.
«Чай» (китайский танец) построен на изящных, полных выдумки контрастах: комического эффекта отрывистых звуков фаготов в низком регистре и легких пассажей флейт, чередующихся с пиццикато струнных.
Слайд 16ВЫВОД ПО ТЕМЕ:
Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к
восточной культуре с уважением, восхищались ей, и, привнося в своё
творчество, обогащали всю русскую культуру.
В каждой стране, в каждой культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту.
Каждый художник воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.
Слайд 17Домашнее задание:
Приведи свои примеры музыкальных произведений композиторов, в которых звучит
тема Востока