Разделы презентаций


Дроздов Олег Александрович, к.э.н., доцент доцент кафедры экономической теории

Содержание

https://sites.google.com/site/sajtdrozdova/ – учебно-методические материалы для студентов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дроздов Олег Александрович, к.э.н., доцент
доцент кафедры экономической теории экономического факультета

СПбГУ
Тел. 8-911-966-29-44
E-mail: odrozdov@mail.ru

Консультации: среда 15.00 - 17.30, ауд. 206

Дроздов Олег Александрович, к.э.н., доцентдоцент кафедры экономической теории экономического факультета СПбГУТел. 8-911-966-29-44E-mail: odrozdov@mail.ruКонсультации: среда 15.00 - 17.30,

Слайд 2https://sites.google.com/site/sajtdrozdova/ – учебно-методические материалы для студентов

https://sites.google.com/site/sajtdrozdova/ – учебно-методические материалы для студентов

Слайд 3Учебная дисциплина
«Методика исследовательской работы и основы библиографии»
(Методика ИРиОБ)
Всего 18 учебных

часов
В т.ч. 10 ч. лекций, 8 ч. практических занятий
10 ч.

самостоятельной работы
Зачет

Алгоритм изучения дисциплины

Учебная дисциплина«Методика исследовательской работы и основы библиографии»(Методика ИРиОБ)Всего 18 учебных часовВ т.ч. 10 ч. лекций, 8 ч.

Слайд 5Тема 1. Наука и научные исследования
Учебные вопросы:
Наука: понятие, ключевые научные

категории
Научное исследование: сущность, принципы, функции.
Литература:
Кожухар В.М. Основы научных

исследований: учеб. пособие. М., 2010.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. М., 2006.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1972.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Челябинск, 2002.
Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4 – 22.
Кирдина С.Г., Малков С.Ю. Два механизма самоорганизации экономики: модельная и эмпирическая верификация: науч. доклад. М.,
2010.
Тема 1. Наука и научные исследованияУчебные вопросы:Наука: понятие, ключевые научные категорииНаучное исследование: сущность, принципы, функции.Литература:  Кожухар

Слайд 61. Наука: понятие, ключевые научные категории
Уильям Уэвелл (1794–1866)
До 1830-х:
Натуральная

философия
Ученый - natural philosopher, man of science
«Наука» - «science»

«Ученый»

- «scientist»
1. Наука: понятие, ключевые научные категорииУильям Уэвелл (1794–1866) До 1830-х:Натуральная философияУченый - natural philosopher, man of science

Слайд 7Н (греч. episteme, лат. scientia)
функцией которой является выработка и

систематизация объективных знаний о действительности

Н (греч. episteme, лат. scientia) функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности

Слайд 8



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
S
O
Р
С 1990 по

2003 год количество научных сотрудников в России сократились с 1

млн. до 375 тыс. Теперь их у нас почти в 4 раза меньше чем в США или Китае

Осталась ли в России наука // Однако. 2010. № 24 (40). С. 34.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬSOРС 1990 по 2003 год количество научных сотрудников в России

Слайд 9Цели Н
процессов и явлений действительности на основе открываемых законов
Задачи Н
1.

Сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов.
2. Обнаружение законов движения

природы, общества, мышления и познания.
3. Систематизация полученных знаний.
4. Объяснение сущности явлений и процессов.
5. Прогнозирование событий, явлений и процессов.
6. Установление направлений и форм практического использова-ния полученных знаний.
Цели Н процессов и явлений действительности на основе открываемых законовЗадачи Н 1. Сбор, описание, анализ, обобщение и

Слайд 10Н как одна из форм общественного сознания
Признаки Н
Объективность
Логичность
Эвристичность
Системность
Неопровержимость
Миронов М.Е. Обыденное

сознание и современность. М., 2002. С. 133
Н.

знанию, в отличие от обыденного, интуитивного, религиозного и пр. присущи: логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Н как одна из форм общественного сознанияПризнаки НОбъективностьЛогичностьЭвристичностьСистемностьНеопровержимостьМиронов М.Е. Обыденное сознание и современность. М., 2002. С. 133

Слайд 11 Н как социальный институт – система взаимосвязей между

научными
организациями и членами научного сообщества, а также система сбора,
хранения,

систематизации научной информации, норм и ценностей науки

Оформление
XVII – начало XVIII вв. : Национальная академия деи Линчеи (1603 г., Италия), Лондонское королевское общество (1662 г.)

Российская академия наук (28.01. (08.02 ст.стиль) 1724 г.)

Н как социальный институт – система взаимосвязей между научнымиорганизациями и членами научного сообщества, а также

Слайд 12Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры)
Н
В соотв.

с логикой и тради-циями античной философии
В соотв. с выполняемыми функциями

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) НВ соотв. с логикой и тради-циями античной философииВ соотв.

Слайд 13Н Подсистемы

Н Подсистемы

Слайд 14Н Подсистемы

Н Подсистемы

Слайд 15Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59 (ред. от 16.11.2009)

"Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников"

01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
02.00.00

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ
03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУК
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
07.00.00 Исторические науки и археология
10.00.00 Филологические науки
09.00.00 Философские науки
17.00.00 Искусствоведение
24.00.00 Культурология
05.25.00 Документальная информация
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
19.00.00 Психологические науки
08.00.00 Экономические науки
13.00.00 Педагогические науки
22.00.00 Социологические науки
12.00.00 Юридические науки
23.00.00 Политология
14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
25.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59 (ред. от 16.11.2009)

Слайд 16 Экономические науки – система наук, познающих объективные экономические

законы развития общества, анализирующих процессы и явления в различных сферах

и отраслях национального хозяйства, вырабатывающих практические рекомендации в области ПРОП экономических благ

это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических явлениях и процессах

Экономические науки – система наук, познающих объективные экономические законы развития общества, анализирующих процессы и явления

Слайд 17Классификация экономических наук

Классификация экономических наук

Слайд 18Экономической теории
Экономической теории и экономической политики
Экономической теории и социальной политики
Истории

экономики и экономической мысли
Мировой экономики
Управления и планирования социально-экономических процессов
Экономики предприятия

и предпринимательства
Экономики исследований и разработок
Статистики, учета и аудита
Теории кредита и финансового менеджмента
Информационных систем в экономике
Управления рисками и страхования
Экономической кибернетики

Кафедры:

Экономической теорииЭкономической теории и экономической политикиЭкономической теории и социальной политикиИстории экономики и экономической мыслиМировой экономикиУправления и планирования

Слайд 19 Поня́тие - отображенное в мышлении единство существенных

свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система

мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Научные П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами (слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке).

Экономические категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений экономической действительности и экономического познания.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Поня́тие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений;

Слайд 20Широкий смысл
комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение

какого-либо явления
Теория
(греч. theoría, от theoréo - рассматриваю, исследую)
Узкий и специальный

смысл
высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности - объекта данной теории.
Широкий смыслкомплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явленияТеория(греч. theoría, от theoréo - рассматриваю,

Слайд 21Свойства теории
1. Одна из форм рациональной мыслительной деятельности.
2. Это целостная

система достоверных знаний.
3. Объясняет совокупность фактов.
4. Все положения и выводы

теории обоснованы, доказаны.

Структурные элементы теории
1. Исходная эмпирическая основа.
2. Идеализированный объект.
3. Исходная теоретическая основа.
4. Логика теории.
5. Философские установки и социальные ценности.
6. Совокупность выведенных в данной теории утверждений с их доказательствами.

Свойства теории1. Одна из форм рациональной мыслительной деятельности.2. Это целостная система достоверных знаний.3. Объясняет совокупность фактов.4. Все

Слайд 22Исходная эмпирическая основа

2. Идеализированный объект.

3. Исходная теоретическая основа.

Логика

теории.

5. Философские установки и социальные ценности.

6. Совокупность выведенных в данной

теории утверждений с их доказательствами.

Статистические сведения (СНС)

AS

Исходная эмпирическая основа 2. Идеализированный объект. 3. Исходная теоретическая основа.Логика теории.5. Философские установки и социальные ценности.6. Совокупность

Слайд 23 Концепция (от лат. conceptio — понимание, система),

определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка

зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Mainstream economics - общедисциплинарная организация экономического знания, которая может быть описана как концептуальная популяция, объединенная общими идеалами и нормами экономических исследований. (Кирдина С. Г., Малков С.Ю.)

ПАРАДИГМА (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления,

Слайд 24 Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике»

№ 127-ФЗ от 23 августа 1996 года
Указ Президента

РФ «О доктрине развития российской науки» № 884 от 13 июня 1996 г.
Указ Президента РФ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» Пр-576 от 30 марта 2002 г.
Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» № 1300 от 17 декабря 1997 г.

Законодательные основы научно-исследовательской деятельности

2. Научное исследование: сущность, принципы, функции

Федеральный закон

Слайд 25 Научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение

и применение новых научных знаний (знание, удовлетворяющее требованиям оригинальности и

научности (достоверности, обоснованности и т.п.), и к моменту его создания отсутствует в списке ранее установленных научных знаний)

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Объективность
Воспроизводимость
Доказательность
Точность
Достоверность


Характеристики

Научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых научных знаний (знание, удовлетворяющее

Слайд 26 Фундаментальные НИ - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная

на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и

развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные НИ - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Фундаментальные НИ - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях

Слайд 27Основные компоненты научного исследования:
постановка цели и задач;

предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного

класса;
формулировка исходных гипотез (недоказанное утверждение, предположение или догадка. );
теоретический анализ гипотез;
планирование и организация эксперимента;
проведение эксперимента;
анализ и обобщение полученных результатов;
проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Для прикладных - дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство.
Основные компоненты научного исследования: постановка цели и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач

Слайд 28Методология (от греч. methodos – путь познания + logos –

слово, учение)

Методология (от греч. methodos – путь познания + logos – слово, учение)

Слайд 29Методологическое ядро mainstream economics
принцип «методологического индивидуализма», предполагающий модель рационального

(ограниченно рационального) экономического агента;
рост предельных издержек по мере

постепенного увеличения выпуска, или «закон убывающей отдачи» факторов производства;
принцип максимизации, определяющий экономическое поведение агентов рынка;
наличие конкуренции (в различных ее видах) между агентами;
возможность достичь рыночное равновесие.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в общественных,
естественных и технических науках;
3) частные – для родственных наук;
4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Методологическое ядро mainstream economics принцип «методологического индивидуализма», предполагающий модель рационального (ограниченно рационального) экономического агента; рост предельных издержек

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика