В МАЛОЙ ГРУППЕ
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Важнейшие групподинамические процессы
Противоположное «конформности» поведение – независимость, самостоятельность, устойчивость и т.д.
Предпосылки исследований конформности
Первый день, индивидуально: 15 см.
Второй день, три человека: 2,5 см – 5 см – 15 см.
Третий день, три человека: 3 см – 6 см – 7,5 см.
Четвертый день: позиции совпали.
Эксперименты С. Аша (1951 г.)
Вывод С. Аша: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».
Карточка А
Личностные характеристики:
Менее развитый интеллект;
Низкий уровень самосознания; дефекты самовосприятия.
Характер ситуации:
Значимость высказываемого мнения;
Связь с реальной деятельностью, социальными связями личности;
Особая ситуация: сознательное принятие личностью норм и стандартов группы (Петровский).
Состав группы:
Социальные характеристики (кто члены группы, каковы ценности, убеждения и пр.)
согласно которой существует два вида влияния группы на индивидов.
Данный подход был развит в концепции А. и Б. Лоттов: сплоченность обусловлена межличностной аттракцией.
Сплоченность как результирующая сумма сил, удерживающих индивидов в группе.
Л. Фестингер: сплоченность – результирующая сил, заставляющих человека остаться в группе.
Развитие этих идей: соотношение наград и потерь. Высокая сплоченность – превышение наград.
Д. Картрайт: сплоченность зависит от свойств группы, потребностей членов группы и их ожиданий «благоприятного членства».
Стратометрическая концепция (позднее теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе):
Уровни развития групповой сплоченности
Лидер не существует в одиночку, лидерство это всегда система отношений в группе. Возможности лидера возрастают и снижаются.
Пятифакторная модель личностных черт (Л. Первин, О. Джон).
У лидеров целесообразно выделять: экстраверсию, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость.
Системная теория лидерства
Вероятностная модель руководства (Фидлер)
Р.Л. Кричевский рассматривал ценностный обмен как механизм выдвижения лидера.
Лидером становится тот, кто наиболее полно воплощает качества, значимые для групповой деятельности, т.е. являющиеся ценностями.
Группа идентифицируется с лидером. Ценности как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.
США, Вторая мировая война. Испытуемые: 6 групп по 13-17 человек, домохозяйки.
Домохозяйки бойкотировали покупку субпродуктов. В части групп – лекция, в других группах – групповая дискуссия о пользе субпродуктов.
Через неделю интервью для анализа изменения мнений. У слушавших лекции – 3%, у участниц дискуссии – 32%.
Вывод К. Левина: в ходе дискуссии домохозяйки чувствовали себя включенными в принятие решений. Возникла новая групповая норма.
Сдвиг риска: эксперименты Дж. Стоунера
1961г., испытуемые в группах по 5-7 человек. Набор дилемм с различной степенью риска.
Выводы Дж. Стоунера: (1) диффузия ответственности; (2) риск – ценность в обществе. Но был и обратный эффект: сдвиг мог происходить в сторону осторожности.
Объяснения:
Нормативное. Человек видит, что другие думают так же, и укрепляется в своем мнении.
Информационное. Групповая дискуссия генерирует новые аргументы. Сдвиг мнений отражает пропорцию аргументов с обеих сторон.
Эксперименты Стоунера и других показали, что групповое решение не всегда является «средним» (часто происходит не нормализация, а поляризация).
И. Джанис проанализировал решения президентского совета США о вторжении на Кубу, эскалации войны во Вьетнаме и др.
Показатели эффективности групповой деятельности:
Продуктивность;
Удовлетворенность;
Сверхнормативная активность.
Лидер отвечает за первый показатель (мобилизует ресурсы); второй показатель – совокупность потерь (в том числе связанных с «человеческим фактором»).
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть