Слайд 1Классическая педагогическая концепция 19 века.
Слайд 2В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В
поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была
осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.
Слайд 3Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии,
творчество Иоганна Генриха Песталоцци, Иоганна Фридриха Гербарта, Фридриха Адольфа Вильгельма
Дистервега, Гербарта Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.
Слайд 4Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.)
Слайд 5Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда", который принес ему
громкую славу. "Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание
из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…" В труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. "Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды".
В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету "Швейцарский листок", в котором помещались его рассказы.
Слайд 6
Песталоцци выдвинул ряд принципов воспитания и обучения:
Основные начала воспитания должны
не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека.
В природе
человека лежит живое стремление к развитию.
Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно.
Положительное действие - возбуждение.
Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений.
Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно, главное дело воспитания: нормальное развитие сил.
Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери.
Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык.
Слайд 7"Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание"
– его идея о воспитании. И.Г. Песталоцци видит природу человека
двойственно. В ней сосуществуют животные и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные.
Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Идея элементарного образования - развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи.
Слайд 8В качестве элементов физического и трудового воспитания предлагались различные развивающие
упражнения, а также метод элементарного образования. Метод предполагает самостоятельность учащихся.
Цели и средства педагогических воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего, в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки в синтезе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей, включала такие пункты:
Ум (способность к самостоятельным суждениям).
Достоинство (способность к "самозащите" и "самопомощи").
Нравственность (любовь к ближним).
Физическое здоровье.
Профессия и культура труда.
Система мировоззренческих ценностей.
Цель воспитания: достичь воспитания разностороннего человека: развитого физически, умственно, нравственно, эстетически, готового к труду.
Слайд 9У Песталоцци модель школы приближена к семье. В ней сочетается
умственное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным трудом, преследуется
принцип развивающего обучения, - от простого к сложному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни. Он основоположник начального (формального) образования. Песталоцци оказал заметное влияние на Западноевропейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци закрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя народной школы.
Слайд 10Иоганн Фридрих Гербарт (1746- 1841) — философ, психолог, математик — один
из выдающихся педагогов XIX века.
Слайд 11Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Его педагогические сочинения:
"Первые лекции по педагогике" (1835), "Общая педагогика“
Гербарт видел в педагогике
как науке, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению "тезисов и основоположений" и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса.
Слайд 12Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство,
владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии
с тем, что "предоставил ему практический опыт".
Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии — способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.
Слайд 13Главный тезис рассуждений Гербарта — формирование нравственного человека - это
ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно
создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии —управление, обучение и нравственное воспитание.
Слайд 14Гербарт попытался разделить обучение на преподавание и учение. Он искал
некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены
четыре такие ступени: две — по углублению обучения, две — по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением — соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других — самостоятельная работа ученика и слово учителя.
Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.
Слайд 15Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866) - крупный немецкий педагог.
Слайд 16Он сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство
педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей
интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии.
Основной педагогический труд Дистервега — "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природа-сообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности).
Слайд 17Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней,
внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это
нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.
Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.
Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он — автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.
Слайд 19Педагогические идеи Спенсера, связанные с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования, были созвучны общественным настроениям
конца XIX века и оказали большое влияние на развитие педагогики,
особенно в Англии и США.
Свои педагогические воззрения Спенсер изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отдельной книги.
Слайд 20Спенсер резко критиковал европейскую школу середины XIX века за ее
отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Задача школы, по Спенсеру,
состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности Спенсер насчитывал пять. Они направлены на:
✓ самосохранение,
✓ добывание средств к жизни,
✓ воспитание потомства,
✓ выполнение социальных обязанностей,
✓ досуг.
Слайд 21Именно к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии
с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии,
истории, литературе, иностранным языкам и некоторым видам искусств. Связь учебных предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке Спенсера утилитарный характер.
Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы:
Содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка;
Обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории.
Слайд 22Подобно Ж.Ж. Руссо, Спенсер считал необходимым ставить ребенка в положение
исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при
этом возбуждать у ребенка интерес и чувство удовлетворения. В целом, по Спенсеру, умственное развитие ребенка должно пройти вкратце весь тот путь, который прошло человечество.
Рекомендуемая Спенсером методика нравственного воспитания основана на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведет к полезным для человека последствиям, не нанося вреда другим людям.
Слайд 23Отсюда - высокая оценка метода естественных последствий в процессе нравственного
воспитания: ребенок на своем опыте должен видеть последствия хороших или
дурных поступков. Применение такого метода, по Спенсеру, способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми.
Значительное внимание Спенсер уделял вопросам физического воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Резко выступал против умственного перенапряжения у детей.