Разделы презентаций


Дисгармоничное развитие

Содержание

Психология детей с дисгармоническим складом личности Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личностиОсновными задачами данного направления специальной психологии являются:разработка методов, направленных на раннее выявление признаков патохарактерологического развития ребенка;описание «слабых»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Дисгармоничное развитие.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯДисгармоничное развитие.

Слайд 2Психология детей с дисгармоническим складом личности
Предмет и задачи психологии детей

с дисгармоническим складом личности
Основными задачами данного направления специальной психологии являются:
разработка

методов, направленных на раннее выявление признаков патохарактерологического развития ребенка;
описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарактерологического развития;
разработка системы психолого-педагогических методов коррекции и профилактики патохарактерологического развития в детском возрасте.
Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о патологических типах характера.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личностиОсновными задачами данного

Слайд 3Психология детей с дисгармоническим складом личности
Характер (от греч. charakter —

отличительная черта, особенность) определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетического развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).
Суть различий между характером и личностью хорошо сформулирована Ю.Б.Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами» (Гиппен-рейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988. — С. 259).
Характер, его тип самым непосредственным образом обусловливает успешность социализации, выражающейся в различных формах социально-психологической адаптации, вплоть до ее патогенных форм.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особенность) определяется как совокупность

Слайд 4Психология детей с дисгармоническим складом личности
Все попытки построения типологии характеров,

возникавшие на стыке психологии и психиатрии, в своей основе имели

следующие общие идеи:
формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер приобретает все большую устойчивость в своих чертах и поведенческих проявлениях;
отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания, которые определяют психологические типы людей.
Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный, или акцентуированный, и патологический. Последний, являясь причиной серьезных трудностей социально-психологической адаптации, находится под пристальным вниманием не только психологов, но и психиатров и носит название — психопатия. Психическое развитие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонтогенеза.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке психологии и психиатрии,

Слайд 5Психология детей с дисгармоническим складом личности
Выделяют три основные признака психопатии:
тотальность

патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности

человека;
относительная стабильность во времени: малая подверженность изменениям на протяжении жизни человека;
социальная дезадаптация человека.
Говоря словами П. Б. Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».

Психология детей с дисгармоническим складом личности Выделяют три основные признака психопатии:тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие

Слайд 6Психология детей с дисгармоническим складом личности
В детском возрасте, когда характер

еще не приобрел своей окончательной системы черт, целесообразно говорить об

«акцентуациях» характера (К.Леонгард).
Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцентуированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им было описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичный для подросткового возраста. По мнению К.Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуированным личностям.
В случае акцентуаций перечисленные выше три признака психопатии могут отсутствовать полностью, а если они присутствуют, то по отдельности.

Психология детей с дисгармоническим складом личности В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окончательной системы

Слайд 7Психология детей с дисгармоническим складом личности
Причины дисгармонического развития. Типология патологических

характеров
Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к

ее развитию. Однако уже П.Б.Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение».
В МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90 —F98)

Психология детей с дисгармоническим складом личности Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеровРешающее значение в происхождении психопатий придается

Слайд 8Психология детей с дисгармоническим складом личности
В настоящее время по происхождению

можно выделить следующие виды психопатий:
Ядерные, или конституциональные;
Лица с данным видом

психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает.
В зависимости от формирующейся доминирующей диспозиции (Диспозиция (предиспозиция) — система многочисленных черт, обусловливающих специфические поведенческие реакции человека на внешние воздействия) личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д.
При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, запускают имеющееся предрасположение (В. Morel, 1857).

Психология детей с дисгармоническим складом личности В настоящее время по происхождению можно выделить следующие виды психопатий:Ядерные, или

Слайд 9Психология детей с дисгармоническим складом личности
Краевые, или приобретенные;
Возникают под влиянием

неблагоприятных факторов психологического и социального характера, таких, как неправильное воспитание,

жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.
В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ГТТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как трудности социального взаимодействия, так и обучения.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Краевые, или приобретенные;Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера,

Слайд 10Психология детей с дисгармоническим складом личности
Органические;
Развиваются как следствие воздействия на

организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые

токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).
Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результирующей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в виде конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

Психология детей с дисгармоническим складом личности Органические;Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех

Слайд 11Психология детей с дисгармоническим складом личности
По ведущим проявлениям, основанным на

типах нервной системы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков):
Возбудимые

— для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.
Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Обладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Психология детей с дисгармоническим складом личности По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы, различают следующие группы

Слайд 12Психология детей с дисгармоническим складом личности
Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной

утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы.

В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.
Психастенические — для них характерно сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложенной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.
Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. В формальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.
Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны,

Слайд 13Психология детей с дисгармоническим складом личности
На основании уже упомянутых классификаций

типов психопатий, типологий применительно к детскому и подростковому возрасту (F.Homburger,

H.Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основании классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А. Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста.
«В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К.Леонгардом в 1968 г., вторая разработана нами в 1977 г.
В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушкину (1933), а также застревающий тип — паранойяльному, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются». (ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. — С. 80—81.)

Психология детей с дисгармоническим складом личности На основании уже упомянутых классификаций типов психопатий, типологий применительно к детскому

Слайд 14Психология детей с дисгармоническим складом личности
Остановимся на более подробной характеристике

основных 11 типов акцентуаций по классификации А. Е.Личко, характерных для

подросткового возраста:
Гипертимный тип. Этот тип относится к кругу «возбудимых» и «конституционально-возбудимых» по П. Б. Ганнушкину. Подростки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Главная их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышками агрессии и раздражения. Хорошо выдерживают нагрузки в ситуациях, требующих активности, сообразительности. Провоцирующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получением удовольствия, риском. Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3% у девочек (по данным А. Е.Личко и Н.Я.Иванова).

Психология детей с дисгармоническим складом личности Остановимся на более подробной характеристике основных 11 типов акцентуаций по классификации

Слайд 15Психология детей с дисгармоническим складом личности
Циклоидный тип.
Был выделен в

качестве основного типа еще Э. Кречмером. Близок к гипертимному типу,

являясь, по П. Б. Ганнушкину, более общим направлением изменения характера, включает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся резкими колебаниями настроения. В детстве подростки с данным типом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15—17 годам, нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость.
Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности. Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции — 2 —5 % независимо от пола.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще Э. Кречмером.

Слайд 16Психология детей с дисгармоническим складом личности
Лабильный тип.
Этот тип крайне

изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного

изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например: кем-то случайно оброненное слово. Все они способны погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.
Такие подростки находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы. Стремление к независимости не выражено, если в семье они чувствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором, запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близких, насмешки, неудачи. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 12 % у девочек.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую

Слайд 17Психология детей с дисгармоническим складом личности
Астенический тип.
А. Е. Личко

пишет, что это тот тип личности, «где области психопатий и

неврозов соприкасаются особенно тесно». Астенический склад характера создает благоприятную почву для развития неврастении как одной из основных форм невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы. Провоцирующий фактор— умственные и физические перегрузки. Распространенность в здоровой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 % (по данным Н.Я.Иванова и др.).

Психология детей с дисгармоническим складом личности Астенический тип. А. Е. Личко пишет, что это тот тип личности,

Слайд 18Психология детей с дисгармоническим складом личности
Сензитивный тип.
При попытке разделить

всех людей на шизоидов и циклоидов Э.Кречмер находил у сензитивных

людей черты первой группы. Данному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, одиночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечатление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми.
Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор — расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, ситуации повышенной ответственности, эмоциональном отвержении подростка и т.п.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Сензитивный тип. При попытке разделить всех людей на шизоидов и циклоидов

Слайд 19Психология детей с дисгармоническим складом личности
Психастеничный тип.
Так же как

астенический, данный тип дает основу для развития невротических реакций, но

по типу навязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые действия). Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя может развиться и в случае неправильного воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.
Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Привязаны к близким, особенно к матери. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Провоцирующий фактор— ситуации повышенной ответственности, необходимость быстрого принятия решений.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип дает основу для

Слайд 20Психология детей с дисгармоническим складом личности
Шизоидный тип. Название данного типа

было введено Э. Кречмером. Наиболее существенная черта этого типа —

замкнутость. Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве, могут подолгу молча прислушиваться к беседе. Они не тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрослых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они довольно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблюдается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состояние может необходимость включения подростка в широкое социальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Шизоидный тип. Название данного типа было введено Э. Кречмером. Наиболее существенная

Слайд 21Психология детей с дисгармоническим складом личности
Эпилептоидный тип.
Название этого типа

связывают с особенностями личности, которые напоминают изменения при эпилепсии. Возникновение

данного типа психопатии связывают как с наследственностью, так и с легкими органическими поврежденииями головного мозга. Первые проявления относят к детскому возрасту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить животных, дразнить младших.
В детском коллективе ведут себя как диктаторы, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсоциальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жестокостью с близкими. Провоцирующий фактор — ограничения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональной холодности и жестокого обращения. Распространенность среди подростков —11 %.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с особенностями личности, которые напоминают

Слайд 22Психология детей с дисгармоническим складом личности
Истероидный тип.
Главная черта этого

типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внимания

со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом выносят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.
Подростки данного типа часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки самоубийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, особенно публичный, желание продемонстрировать свою исключительность. Провоцирующий фактор — ущемленное самолюбие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлетворить претензии на исключительное положение и внимание. Распространенность среди мальчиков — 2 — 3%, среди девочек — несколько выше (по данным Н.Я.Иванова).

Психология детей с дисгармоническим складом личности Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность

Слайд 23Психология детей с дисгармоническим складом личности
Неустойчивый тип.
При сходстве с

лабильным отмечается, что при неустойчивом типе неустойчивость относится прежде всего

к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае. Именно в формировании социально приемлемых форм поведения и деятельности заключается главная проблема подростков, относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к любым, без разбора, а также к безделью и праздности.
Они отличаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не думают о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до социального. Провоцирующий фактор — социальная и педагогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21 %.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается, что при неустойчивом типе

Слайд 24Психология детей с дисгармоническим складом личности
Конформный тип.
Данный тип встречается

только в виде акцентуации. Главная черта — во всем следовать

правилам микросреды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму.
Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий фактор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.
Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т.п.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Конформный тип. Данный тип встречается только в виде акцентуации. Главная черта

Слайд 25Психология детей с дисгармоническим складом личности
Диагностика и коррекция дисгармонического развития
Учитывая,

что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под

влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии.
Главная задача — обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека.
Для педагога основным методом в данном случае является изучение социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представителями социума (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей, игровое взаимодействие и т.д.).
Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Диагностика и коррекция дисгармонического развитияУчитывая, что патологический и акцентуированный характер в

Слайд 26Психология детей с дисгармоническим складом личности
Целесообразно включить в содержание опроса

следующие темы:
раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка,


наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них;
реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, изменение состава семьи и т.п.);
отношения с различными социальными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми);
отношение к учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы, значимость учебных достижений и неудач);
интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных с ними переживаний в аспекте оценки своей привлекательности.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы: раннее развитие, включая соматическое

Слайд 27Психология детей с дисгармоническим складом личности
Подобная беседа может разворачиваться только

на фоне доверительного контакта с подростком. При отсутствии такого контакта

не следует настаивать, а отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее.
Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к ухудшению психического состояния и углублению дезадаптивных расстройств.
Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при затрагивании различных тем.
Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков.

Психология детей с дисгармоническим складом личности Подобная беседа может разворачиваться только на фоне доверительного контакта с подростком.

Слайд 28Психология детей с дисгармоническим складом личности
В частности, можно назвать:
«Опросник Т.

М.Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18 лет»;
«Методику изучения личности дезадаптированного

подростка и его ближайшего окружения»;
«Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», разработанный А.Е.Личко и служащий для определения типов акцентуаций характера и психопатий в подростковом и юношеском возрасте (от 14 до 18 лет);
«Подростковый опросник Леонгарда — Шмишека» для определения акцентуаций характера (в соответствии с типологией К.Леонгарда);
При своевременном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной ситуации развития).

Психология детей с дисгармоническим складом личности В частности, можно назвать:«Опросник Т. М.Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18

Слайд 29Психология детей с дисгармоническим складом личности
По отношению к подростку в

психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:
воспитательная - восстановление положительных качеств

личности;
компенсаторная - нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка;
стимулирующая - активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам;
корректирующая - работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности подростка;
регулирующая - стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции.
В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т.п.

Психология детей с дисгармоническим складом личности По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:воспитательная

Слайд 30Психология детей с дисгармоническим складом личности
Литература
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации

подростков / Под ред С. А. Беличевой. — М., 1999.
Клейберг

Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.
Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Рай-городский. — Самара, 1997.

Психология детей с дисгармоническим складом личности ЛитератураДиагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред С. А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика