Слайд 1Дискуссия как метод группового взаимодействия
Тема 5
Слайд 2Содержание
Понятие «дискуссия».
Организация и проведение дискуссии.
Виды дискуссий.
Слайд 3Понятие «дискуссия»
Дискуссии - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями
в группе ради поиска истины.
Дискуссия – публичное обсуждение или свободный
обмен знаниями, идеями, мнениями по поводу проблемы.
Слайд 4Правила проведения дискуссии
Я критикую идеи, а не людей.
Моя цель
не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти
к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
Я стремлюсь осмыслить и понять все взгляды на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Слайд 5Организация и проведение дискуссии
Слайд 6Подготовительный этап
Выбор и формулировка темы, которая должна иметь проблемный характер.
Определение
содержания и продолжительности дискуссии, основных вопросов для обсуждения.
Подбор литературы, справочных
материалов по спорным вопросам.
Формулировка цели дискуссии: консенсус, рекомендации или всестороннее рассмотрение вопроса.
Определение способов и вопросов для контроля за ходом, подведения промежуточных итогов.
Определение способов фиксации достигнутого.
Слайд 7Приемы постановки проблемы дискуссии
изложение проблемы или описание конкретного случая;
ролевая игра;
демонстрация фильма;
демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал);
приглашение
экспертов;
использование текущих новостей;
магнитофонные записи;
инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;
стимулирующие вопросы.
Слайд 8Панельная дискуссия
Постановка проблемы.
Организация групп.
Определение представителя группы.
Выработка мнения в группе (15-20
мин.).
Высказывание и отстаивание позиции группы (возможна передача записок от групп
и предоставление перерыва для возвращения к группе). Обсуждение заканчивается по истечении времени или при принятии решения.
Разбор представителями хода обсуждения, совместное с группами принятие решения.
Слайд 9Правила командного обсуждения
Распределение ролей в группе (руководитель дискуссии, секретарь, хранитель
времени, контролер отношений).
Принятие норм обсуждения (соблюдение регламента, круговое обсуждение, лидер
(формальный и неформальный) говорит последним, т.д.).
Перевод проблемы в задачу, постановка задачи.
Анализ исходной ситуации.
Проблематизация (какие трудности могут помешать достижению результата).
Поиск решения в технологии «Мозговой штурм».
Выбор варианта решения на основании критериев, адекватных задаче.
Программа действия (кто, что, когда).
Оценка результата по 4-м критериям:
результативность (насколько цель достигнута);
эффективность (оптимальный способ достижения);
осмысленность (все ли понимают, почему именно так?);
этичность (какие средства были задействованы).
Слайд 10Форум – цель и механизмы сходны с панельной дискуссией, но
в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители
групп.
Дебаты – формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Слайд 11Круглый стол – беседа, в которой на равных участвуют 15-25
человек, которые сидят за круглым столом, где каждый видит каждого.
В
ходе беседы происходит обмен мнениями. Руководит беседой модератор, который занимает место также за круглым столом и старается не захватывать содержательного лидерства.
Цель «круглого стола» – рассмотреть вопрос с разных сторон, собрать как можно больше информации, обозначить основные направления развития темы, согласовать позиции и точки зрения.
Слайд 12Снежный ком
(30-35 чел.)
Участникам раздается по 4-8 карточек, на которых
предлагается написать по 4-8 вариантов решения какого – либо вопроса.
На каждой карточке пишется только один вариант.
Участники объединяются в пары, обсуждают мнения и выбирают наиболее согласованные. Отобранных или заново сформулированных карточек должно быть больше половины от общей суммы карточек (например, из 12 оставить 8).
Участники объединяются в четверки и делают то же самое.
Представитель группы защищает свои карточки перед общей аудиторией.
Все карточки размещаются на доске и далее используется технология модерации «Clustern».
Слайд 13Квадро
Цель дискуссии состоит в первоначальной оценке собственной позиции по исследуемому
вопросу, выявлении сторонников и противников той или иной позиции, активизации
слушателей на лекции.
На листе бумаги, доске выписывается тезис и рисуется квадрат, на котором в каждом углу есть надпись: совершенно согласен, согласен, не согласен, совершенно не согласен, в центр может быть помещена надпись «затрудняюсь ответить».
Все участники стикерами отмечают свое мнение.
Участники объединяются в группы в соответствии с ответами и обсуждают собственную позицию.
Дальнейший вариант обсуждения может происходить как панельная дискуссия или форум.
Слайд 14Приоритеты
Каждый участник получает листок с тезисами по теме или несколько
карточек с тезисами.
Преподаватель предлагает расположить тезисы по мере убывания приоритетов.
Для этого содержание тезисов оценивается по 10-балльной шкале. Работа организуется в группах по 4-5 человек. Если относительно какого-либо тезиса группа не приходит к единому мнению, то этот тезис отмечается отдельно.
Участники собираются для совместного обсуждения и далее форум или панельная дискуссия.
Слайд 15Письменная дискуссия
На разных столах раскладываются подготовленные плакаты с начатыми фразами,
высказываниями, тезисами.
Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие,
вопросы.
Плакаты вывешиваются для ознакомления, выбираются самые острые вопросы, предложения, которые предлагаются для дальнейшего совместного обсуждения.
Слайд 16Карусель
Участники объединяются в пары и садятся в два круга –
внешний и внутренний, образуя карусель.
Модератор задает вопрос, тему обсуждения. Участники
в парах обсуждают 3-4 минуты. Результаты диалога можно фиксировать на карточках.
По истечении времени внешний круг сдвигается влево или вправо на одного человека. Новые образовавшиеся пары начинают обсуждать другой заданный модератором вопрос. В целом каждый участник должен поработать не более чем с 5-6 партнерами.
Участники объединяются в группы по 4 человека и работают над темой дальше.