Слайд 1Дисциплина «Философия» изучается в течение одного семестра.
По окончании семестра
обучающиеся сдают дифференцированный зачет.
Слайд 2Курс философии включает:
14 лекций (28 часов)
и 17 семинаров (44
часа).
Слайд 3Основные формы работы учащихся:
Посещение и конспектирование лекций
Подготовка к семинарам (чтение
литературы, подготовка докладов)
Работа на семинарах (ответы на вопросы, выступление с
докладами и пр.)
Написание контрольных работ, в том числе и в форме тестирования (на занятиях)
Написание и защита реферата
Выполнение творческих заданий (во время самоподготовки)
Слайд 4Основная литература:
«Методичка», т.е. Философия. Планы семинарских занятий для обучающихся по
специальности «Судебная экспертиза» – М., 2013.
Практикум по философии. – М.,
2010
Моисеева Н.А., Сороковикова В.А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010.
Философия: Учебник под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2004
Слайд 5По всем вопросам обращаться по почте:
kirichek70@mail.ru
Слайд 6Лекция №1
по теме:
Философия, круг ее проблем и роль
в обществе
Слайд 7Лектор –
полковник вн. сл.,
канд. философ. наук, доцент
Киричек
Александр
Владимирович
e-mail: kirichek70@mail.ru
Слайд 8План лекции:
1. Предмет, структура и
функции философии
2. Мировоззрение, его
структура и исторические
типы
3. Проблема основного
вопроса
философии.
Материализм и идеализм
Слайд 9Вопрос 1.
Предмет, структура и функции философии
Слайд 10Философия – по происхождению древнегреческое слово.
Филия – это «любовь»
София –
«мудрость»
Философия –
«любовь к мудрости»
Слайд 11 Впервые назвал себя философом и употребил термин «философия»
древнегреческий мыслитель, который изображен на картинке.
Как его
зовут?
Слайд 12Пифагор
годы жизни:
580 - 500 до н.э.
Правильный ответ:
Слайд 13Объект философии – весь мир, вся действительность.
Предмет философии – наиболее
общие и важные свойства и закономерности бытия (природы, общества, мышления,
познания).
Слайд 14Смысл и предназначение философии – в поиске истины
Слайд 15«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные –
торговать,
а самые счастливые – смотреть; так и в жизни
иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»
Пифагор
Слайд 16Время зарождения философии – VII-VI века до н.э.
Место зарождения философии
– Древняя Греция,
Индия и Китай
Слайд 17Источники философии:
-- протонаука (первые
математические и
астрономические
знания);
-- мифология (сказания о
деятельности богов и героев);
--
искусство (эпическая и
лирическая поэзия).
Слайд 18Структура философского знания:
-- онтология (учение о бытии)
-- гносеология (учение о
познании)
-- социальная философия
(учение об обществе)
--
философская антропология
(учение о человеке)
Слайд 19Функции философии:
-- мировоззренческая
-- методологическая
-- интегративная
-- критико-рефлексивная
-- практическая
-- психотерапевтическая
Слайд 21Аристотель[1]:
«Философия – наука о первоначалах, первопринципах действительности».
[1] Аристотель (384
до н. э. - 322 до н. э.), древнегреческий ученый,
философ-энциклопедист, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Слайд 22Гегель[1]:
«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
[1] Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770-1831), немецкий философ, крупнейший представитель новоевропейского идеализма, последний классический философ.
Слайд 23Гуссерль[1]:
«Философия – это рефлексия».
[1] Гуссерль Эдмунд (1859-1938), немецкий
философ, основатель феноменологии – одного из направлений современной западной философии
Слайд 24Лев Шестов[1]:
«Философия – великая и последняя борьба».
[1] Шестов Лев
(1866-1938), российский философ и писатель, который в своей философии, насыщенной
парадоксами и афоризмами, восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью.
Слайд 26Философия дает целостное знание о мире, ее важнейшей задачей является
отыскание смысла бытия человека и человечества,
формирование картины мира, соответствующей
своей эпохе
Слайд 27Вопрос 2.
Мировоззрение, его структура и исторические типы
Слайд 28Мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих
отношение человека к миру и к самому себе
Слайд 30Другие подсистемы мировоззрения
Мироощущение (мировосприятие)
Миропредставление
Миропонимание
Слайд 31Убеждения – это эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида,
знания, которые он стремится защищать, отстаивать.
Убеждения составляют ядро мировоззрения
Слайд 33I.
Мифологическое мировоззрение –
это такое мировоззрение, когда картина мира формируется
на основе сказаний о богах, героях и фантастических существах.
Слайд 34II.
Религиозное мировоззрение характеризуется такой картиной мира, в которой происходит удвоение
мира на реальный, земной, посюсторонний и сверхъестественный, потусторонний.
Слайд 35III.
Научное мировоззрение –
это такое мировоззрение, когда картина мира формируется
философией на основе достижений естественных и гуманитарных наук.
Слайд 36ВЫВОД по второму вопросу:
Философия представляет собой теоретически оформленное, выраженное в
понятиях мировоззрение
Слайд 37Вопрос 3.
Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм
Слайд 38Основные линии в истории философии формируются в зависимости от решения
основного вопроса философии, классическую формулировку которого дал Ф. Энгельс
Слайд 39Фридрих Энгельс:
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии
есть вопрос об отношении мышления к бытию»
Слайд 40Почему же вопрос о соотношении мышления и бытия является основным?
«Потому что, -- продолжает Энгельс, -- исследование других проблем прямо
или косвенно зависит от того, как решается этот «великий» вопрос.
Слайд 41По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы
разделяются на два лагеря:
материалисты считают, что первична материя,
а
идеалисты – что первично сознание.
Некоторые философы признавали равноправие, равноценность обоих начал (Рене Декарт), их называют дуалистами.
Слайд 42Виды материализма:
- стихийный или наивный
(Фалес, Гераклит, Демокрит);
- метафизический
(Ж.Ламетри,
К.Гельвеций, П.Гольбах);
- вульгарный
(К.Фохт, Л.Бюхнер)
- диалектический (К.Маркс,
Ф.Энгельс,
В.И.Ленин)
Слайд 43Виды идеализма:
- объективный идеализм (Платон, Гегель): основа мира -- надмировая
духовная реальность (мир идей, Абсолютная Идея, Бог);
- субъективный идеализм (Кант,
Фихте, Беркли, Юм): реально существует только сознание данного человека, а действительность есть лишь творение человеческой психики.
Слайд 44Вывод по 3 вопросу:
Центральным вопросом классической философии является вопрос о
первичности сознания или материи
В зависимости от решения этого вопроса выделяют
главные линии в истории философии: материализм и идеализм
Слайд 45Вопросы для подготовки к семинару:
Слайд 461. Объясните смысл термина «философия»? Кто, когда и почему изобрел
термин «философия»?
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные разделы философского знания.
3.
Каковы важнейшие особенности философского знания? Чем философия отличается от науки, религии и искусства?
4. Каковы ключевые философские вопросы и возможные варианты их решения? Какой позиции по поводу этих проблем придерживаетесь Вы лично?
Слайд 475. Какова роль философии в жизни человека и общества? Охарактеризуйте
основные функции философии.
6. Что такое мировоззрение? Какова его структура?
7. Перечислите
и кратко охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.
8. В чём разница между материализмом и идеализмом?
9. Какие виды материализма Вы знаете?
10. Объясните, чем отличаются друг от друга объективный и субъективный идеализм? Какие мыслители придерживались того и другого направлений идеализма?
Слайд 48Литература для подготовки к семинарам:
1. Миронов В. В. Философия: Учебник.
– М.: Проспект, 2009. С. 3-17.
Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия:
Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 10-35.
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9-29.
Слайд 49Творческое задание № 1 (к теме 1):
Напишите сочинение на одну
из следующих тем
(по Вашему Выбору):
- Я и мой мир;
-
Моя жизненная философия;
- Мое отношение к философии;
- Почему стоит (не стоит) изучать философию?
В сочинении предлагается поразмышлять о своём мировоззрении, об отношении к философии, о Ваших жизненных принципах, идеалах, убеждениях. Рекомендуемый объём – 4 страницы
ученической тетради.