Слайд 1дисциплина
Фитнес-индустрия.
Требования к предоставлению фитнес – услуг
к.п.н., доцент
Полякова Т.А.
Слайд 2
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
ФИТНЕС-УСЛУГ
ТЕСТ найди верное/неверное
Слайд 3Понятия / термины
Термин Фитнес от англ. – соответствовать, быть в
хорошей форме, появился в США в серед. XX века.
В 1970-е
г. в США создан Совет по фитнесу:
(в нём) политики+ ведущие спортсмены + профессионалы данной области
= популяризация спортивно-оздоровительной деятельности
Слайд 4Первоначально 2 смысла термина «Фитнес»
В широком смысле = общая физическая
подготовленность организма человека;
В узком смысле = оздоровительная методика, позволяющая изменить
формы тела и вес, надолго закрепив полученный результат, поскольку это сочетание физических тренировок и диеты.
На основе термина появился термин фитнес-занятия, а от него фитнес-клуб, как место для проведения соответствующих занятий.
Слайд 7Т.е. в действующей редакции №329-ФЗ понятие «Фитнес» не закреплено, но
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
Слайд 8http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330663/
Слайд 9Установление терминологии связано с определением показателей, характеризующих тот или иной
признак
В частности Международная ассоциация спортивно-оздоровительных клубов определила понятие фитнес-клуб как
сооружение имеющее кардиотренажеры, оборудование для занятий силовыми упражнениями, площадку(и) для групповых программ (S не менее 400 м²).
В России, согласно ГОСТ Р 52024-2003 фитнес-клуб -разновидность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
На этом основании услуги, оказываемые фитнес-клубами, относятся к фитнес-услугам.
Слайд 10Десятка ведущих стран мира
по уровню развития рынков фитнес-услуг
По данным
НИ, в Голландии 15,5% населения занимаются в фитнес-клубах,
при этом
число клубов гораздо меньше, чем у 1-10 стран
Слайд 11Разница: ОНИ / МЫ
При этом в
США, Германии – максимальная государственная поддержка и финансирование фитнес-индустрии.
В
Германии только государственная подготовка и сертификация специалистов фитнеса. Государство стимулирует занятия фитнесом, в том числе через систему обязательного медицинского страхования путем удешевления регулярных взносов, предоставления бонусов и бесплатного курортного обслуживания.
Другим направлением государственной поддержки нац. рынков фитнес-услуг является дифференцированный подход к арендным ставкам (3,5-4%), в зависимости от социальной значимости реализуемых программ (фитнес-центры имеют возможность реализовывать социальные программы, а не только наиболее окупаемые программы).
В Японии широкомасшатбная государственная политика привлечения населения к занятиям оздоровительной ФК = около 70% занимающихся
(но в гос. учреждениях).
В России арендные ставки около 20%+ залог
Слайд 12
Состояние и перспективы развития российского рынка фитнес-услуг
(обзор крупных научных исследований)
Рынок фитнес- услуг в
России
(* отсчета 1993 год),
первоначально формирование по английской модели = для обеспеченных людей
сейчас:
часть исследований:
на 143 млн. населения - 2500 фитнес-клубов = занимающихся более 300 000 человек = 0,2% населения страны. Если еще добавить численность малых залов, то суммарно максимально 3% населения.
другие исследователи:
только в Москве 3000 клубов = 9% населения столицы;
в Нижнем Новгороде занимаются 2,9% жителей.
Общие признаки развития рынка фитнес-услуг
1. стадия становления;
2. отставание от западного рынка на 20-30 лет;
3. крайняя не однородность рынка по территории России (столичный рынок превосходит все регионы);
4. ежегодный рост до 2014 до 20-25% в год,
с 2014 колебания спроса со снижением, но несмотря на это
темпы роста положительные в 2017 – от 7,5% до 11% .
Слайд 15Объем российского фитнес-рынка
составляет около 1%
от общемирового рынка.
Ожидается,
что в ближайшие годы этот рынок будет развиваться «бурно»,
как
за счет сетевых игроков, так и посредством проникновения фитнеса в регионы.
Слайд 16На Москву и Московскую область приходится 47% всей выручки российского
рынка фитнес-индустрии,
на Санкт-Петербург и другие города-миллионники – 39%,
на другие регионы – всего 14%.
Слайд 17Сегментация рынка фитнес-клубов по основным параметрам услуг
Слайд 18В России на сегодняшний день
не существует официальной, единой классификации
фитнес-клубов, но
Слайд 19Выделяют следующие услуги
фитнес клубов:
Бассейн
Тренажерный зал с силовыми тренажерами
Залы для
занятий боксом и восточными единоборствами
Залы с кардио-тренажерами
Залы для проведения групповых
программ
Детская комната и специализированные занятия для детей
Сауны, бани, хамам
Салон красоты, SPA-центр
Фитнес-бар
Слайд 20
По размеру клубы принято разделять на:
· Малые - площадью до 2000
кв.м.
· Средние - от 2000 до 5000 кв.м
· Крупные -
от 5000 до 7000 кв.м
· Гиганты - свыше 7000 кв.м
Слайд 21По цене на услуги фитнес-клубы можно разделить на 4 группы:
· Фитнес-клубы
премиум / люкс
Фитнес-клубы бизнес класса
· Фитнес-клубы среднего класса / комфорт
·
Фитнес-клубы эконом класса
Фитнес-клубы low-cost
Слайд 22 Классификация фитнес-клубов
столичного региона и Нижнего Новгорода
по ценам
Слайд 25Согласно исследованиям агентства Research Group
доля премиум-сегмента в России –
30%
(стоимость годового абонемента более 2000 $).
в Нижнем Новгороде
41% (от 100 000 руб.)
Тенденции:
1. Насыщенность премиум-сегмента подталкивает крупнейшие
фитнес-клубы осваивать средний ценовой сегмент:
Word Class (доля которого до 40% в премиуме) – сеть «ФизКульт»;
Orange Fitness – сеть City Fitness.
Формирование нижегородского рынка фитнес-услуг как и в др. регионах началось с клубов высокой ценовой категории (в 2004 г.)
Сейчас региональные рынки (в частности Нижнего Новгорода) – умеренно концентрированные = перспективность развития среднего сегмента для инвесторов.
2. Премиум фитнес-клубы разрабатывают более гибкую клубную политику
Слайд 26По данным исследования
Академии здоровья Wellness
посетители фитнес-центров предпочитают посещать
тренажерный зал - такой ответ дали почти 60% респондентов,
аэробика
или шейпинг востребована у 56% посетителей,
сауна или баня - 50%,
на массаж в фитнес-клубы предпочитают ходить 41% посетителей.
Эксперты отмечают, что меньшим спросом пользуются услуги солярия и косметологические услуги, кроме этого, потребители реже пользуются вело- и кардиотренажерами (особенно если они находятся отдельно).
От услуг фитнес-клубов на фоне падения доходов готовы отказаться лишь 4,8% опрошенных, а 21,3% респондентов готовы перейти в более дешевый фитнес-клуб.
Слайд 27
идея
low-cost формата
«……Не покупать дорогостоящие годовые карты:
а, раз в месяц вносить
платеж,
который списывается с банковского счета.
Несмотря на невысокую стоимость посещений и то,
что клубы встречаются повсеместно, они совершенно не похожи на тренажерные залы эконом-класса,
там стоит оборудование премиального уровня, а занятия проходят в комфортной обстановке.
Подобные форматы востребованы в США и других странах Европы».
Слайд 28
Первыми идею
low-cost формата
реализовала сеть Raketa
При этом добиться доступной цены
удается не за счет экономии на оборудовании и отделке помещений, а благодаря сокращению издержек и автоматизированию
всех процессов в бизнесе.
Как результат — минимум персонала, отказ от бумажного документооборота и дорогих дополнительных опций.
Согласно статистике, в обычных фитнес-клубах 80% клиентов посещают занятия в тренажерном зале.
Все остальное — бассейны, сауны и различные групповые тренировки, которые значительно повышают расходы, а заодно и цену клубной карты, — остается не очень востребованным. Вот почему от всех дополнительных дорогостоящих опций в сети Raketa было решено отказаться.
В базовую стоимость абонемента, составляющую 1500 рублей в месяц, включены безлимитное посещение тренажерного зала, просторные раздевалки и удобные шкафы, чистая питьевая вода и ежемесячный фитнес-дайджест, который приходит на электронную почту.
Слайд 29Факторы роста фитнес-услуг:
в многочисленных исследованиях аналогичны
Возросшая популяризация занятий физическими
упражнениями
+
Изменение отношения населения к своему здоровью
+
Изменение концепций развития фитнес-клуба =
клубы и др. услуг, = клуб по интересам, = клуб досугового общения
Слайд 30К факторам, способствующим дальнейшему росту рынка фитнес-услуг
можно отнести следующие:
- Слабая
степень проникновения фитнес-услуг на отечественный рынок в регионах (еще много
возможностей);
- Рост популярности фитнеса как общемировой тренд;
- Ежегодные темпы прироста аудитории опережают общемировые показатели;
- Государственная политика в области ФК и С пропагандирует здоровый образ жизни, что способствует проникновению фитнес-услуг;
Для значительной части целевой аудитории посещение фитнес-клуба (и приобретение годового абонемента*) – это демонстрация социального статуса и принадлежности к определенной социальной группе;
Слайд 31
По данным исследования
Академии здоровья Wellness
Среди наиболее важных характеристик
клуба, влияющих на выбор потребителя следует отметить:
возможность заниматься в любое
удобное время;
профессионализм инструктора;
стоимость услуг;
современное оборудование;
внимательное отношение персонала клуба к клиентам;
комфорт и уют в помещениях клуба;
месторасположение клуба.
Слайд 32Отмечается тенденция развития
онлайн-продаж:
в 2018 году доля таких сделок
выросла.
По прогнозам экспертов, это направление будет расширяться и в
будущем.
Важным фактором дальнейшего развития российского рынка становится франчайзинг (франшиза).
Франчайзинг – способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти.
Слайд 33Прогноз до 2023 г.
Развитие «демократичного» формата фитнес-центров, а также рост
территориальной и финансовой доступности данных заведений позволяют прогнозировать рост рынка.
В 2023 г российский рынок фитнес-услуг в стоимостном выражении составит 113,1 млрд руб., что в 1,8 раза превысит уровень 2018 г.
В ближайшие 5 лет на рынке будут отмечаться следующие тенденции:
дальнейшее развитие франчайзинговых сетей,
увеличение числа автоматизированных клубов с минимальным количеством персонала,
рост спроса на программы для пожилых людей
и
реабилитационные программы для людей с хроническими заболеваниями.
Слайд 34Развитие индустрии фитнес-услуг
= индикатор качества жизни людей,
их материального
достатка,
отношения к собственному здоровью
Слайд 35https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/
Статья 30.1 Фитнес-центры
Пункт 4. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты
в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций.
Пункт 6. 2 привлекать квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечивать условия для повышения их квалификации;
Слайд 36Правомерен ли термин «ФИТНЕС-ТРЕНЕР»?
https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/31598/
видов спорта
Слайд 37Действующие
Национальные стандарты
фитнес-индустрии
Слайд 38
http://docs.cntd.ru/document/1200124945
Слайд 393.1. фитнес: Комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и действий, направленных на формирование, поддержание
и укрепление здоровья человека, его физическую реабилитацию, организацию и проведение
физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов.
3.2 фитнес-услуги: Деятельность исполнителя услуг по удовлетворению потребностей потребителя в формировании, поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, достижении спортивных результатов, услуги по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий.
3.3 потребитель фитнес-услуг: Физическое лицо, имеющее намерение заняться и/или занимающееся фитнесом для поддержания и укрепления здоровья, физической реабилитации, а также для проведения физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов.
3.4 исполнитель фитнес-услуг: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, и индивидуальный предприниматель, предоставляющие фитнес-услуги.
3.5 процесс обслуживания при предоставлении фитнес-услуг: Совокупность действий и операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем в процессе предоставления фитнес-услуг.
3.6 условия обслуживания при предоставлении фитнес-услуг: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе предоставления фитнес-услуг.
ПОНЯТИЯ данного ГОСТ Р
Слайд 40Что ещё важно в ГОСТ Р 56644-2015!
4.8 Потребитель должен быть
письменно проинформирован о медицинских противопоказаниях для фитнес-услуг соответствующих видов. На
основании этой информации потребителю следует самостоятельно принимать решения о возможности получения фитнес-услуг или о необходимости дальнейшей консультации у сотрудника или медицинского персонала объекта фитнеса для определения соответствия состояния здоровья или текущего самочувствия по отношению к выбранному виду физической активности.
4.10 Потребитель должен быть письменно проинформирован о возможности получения травм во время тренировок и соблюдении всех мер предосторожности при работе с технически сложным оборудованием.
Что ещё важно в ГОСТ Р 56644-2015!
п.5
Классификация фитнес-услуг
5.1 Различают основные фитнес-услуги и дополнительные (сопутствующие) услуги.
5.2 К основным фитнес-услугам относят:
- организацию и проведение физкультурно-оздоровительных занятий и тренингов;
- организацию и проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
- игровые виды спорта;
- предоставление фитнес-помещений;
- информационно-консультативные и образовательные услуги в сфере фитнеса;
- фитнес-услуги для детей.
ПОНЯТИЯ данного ГОСТ Р
Слайд 42Организация и проведение
спортивно-зрелищных мероприятий
включает в себя:
- организацию фитнес-соревнований
в группах;
- спортивные, развлекательные и оздоровительные мероприятия для потребителей фитнес-услуг,
в т.ч. фитнес-конвенции, фитнес-саммиты, кроссы, марафоны, турниры по спортивным видам спорта, состязания по единоборствам, танцевальные конкурсы;
- показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных организаций;
- организацию досуга различных видов с учетом особенностей предоставляемых фитнес-услуг, в т.ч. культурно-массовые мероприятия, детские и взрослые спортивные праздники, развлекательно-игровые занятия.
Слайд 436.5.5 Персонал должен провести предварительное собеседование (консультацию, инструктаж, другое информирование)
с потенциальными потребителями фитнес-услуг, предоставив им следующую информацию:
- о правилах
личной безопасности;
- об особенностях фитнес-услуг выбранного вида;
- о порядке и правилах оказания фитнес-услуг;
- о факторах риска для здоровья чрезмерных или необоснованных физических нагрузок;
- об объеме и методике выполнения физических нагрузок различных видов;
- о режимах тренировок (занятий, тренингов) и отдыха, особенностях личного поведения потребителей для фитнес-услуг определенного вида.
!!! Примечание - Информация может быть получена в виде видеоинструкций или другим способом с использованием Интернет-ресурсов.
Что ещё важно в ГОСТ Р 56644-2015!
Слайд 44Стандарты 2016 г. введённые в действие на территории
Российской Федерации
с 01 июня 2017 года
ГОСТ Р 57116-2016 «Фитнес-услуги. Общие требования к фитнес-объектам» устанавливает требования
к расположению фитнес-объектов и определяет их виды, требования к составу функциональных зон, помещений, техническому оснащению и инженерному обеспечению, к мебели, отделке помещений, к оборудованию и инвентарю. В стандарте приведены примерные правила посещения и поведения посетителей в фитнес-объектах.
ГОСТ Р 57138-2016 «Фитнес-услуги для детей и подростков. Общие требования» определяет специфику предоставления фитнес-услуг детям от полутора до 17 лет. Устанавливает основные (реабилитационные, оздоровительные, соревновательные) и специальные требования к фитнес-услугам для детей и подростков, требования безопасности к предоставлению услуг, требования к персоналу в зависимости от специфики обслуживаемых категорий, их возрастного (гендерного) состава и условий функционирования фитнес-объекта.
Далее подробно
Далее подробно
Слайд 45http://docs.cntd.ru/document/1200140245/
Слайд 46 Виды фитнес-объектов
4.1 Фитнес-объекты принято подразделять по следующим признакам:
- объему
предоставляемых основных фитнес-услуг;
- объему предоставляемых дополнительных, сопутствующих фитнес-услуг;
- местонахождению/расположению;
- площадям,
размерам фитнес-зон, пропускной способности объекта.
Слайд 47http://docs.cntd.ru/document/1200140205
Слайд 48ВАЖНО! ГОСТ Р 57138-2016
Фитнес-услуги для детей и подростков
Фитнес-услуги
для детей и подростков классифицируют на:
- реабилитационные;
- оздоровительные;
- соревновательные.
Организация и
проведение занятий и тренингов для детей и подростков могут предусматривать:
- персональные занятия с тренером/инструктором в тренажерных залах (для детей от 10 лет);
- самостоятельные занятия в тренажерном зале (только для подростков старше 16 лет);
! Несовершеннолетние дети до 13 лет включительно должны находиться на территории фитнес-объекта в сопровождении родителей или доверенных лиц, не моложе 18 лет, которые также являются посетителями фитнес-объекта.
Слайд 49
Стандарты 2017г. введенные в действие на территории Российской Федерации с
1 мая 2018 года
ГОСТ Р 57615-2017 «Фитнес-услуги. Требования к фитнес-программам» определяет
общие требования к фитнес-программам, требования к их разработке, структуру тренировок и занятий в рамках фитнес-программы, музыкальное сопровождение, требования к техническому оснащению, персоналу, организациям, осуществляемым подготовку персонала. Также стандарт включает особенности управления безопасностью и качеством фитнес-программ.
ГОСТ Р 57579-2017 «Фитнес-услуги. Требования к специализированным фитнес-студиям» отражены общие требования к оказанию фитнес-услуг в специализированных фитнес-студиях, общие требования к техническому оснащение, инженерному обесепечению, составу различных зон и помещений. Также в стандарте приведены требования безопасности и особенности проведения фитнес-тестирования потребителей.
Далее подробно
Далее подробно
Слайд 50http://docs.cntd.ru/document/1200146561
Слайд 515.1 Настоящий стандарт классифицирует
фитнес-программы по следующим признакам:
- целевой направленности
(развивающая, поддерживающая, рекреативная, реабилитационная, профилактическая);
- функциональной направленности (аэробная, анаэробная, силовая,
комплексная);
- структуре движений (ациклические, циклические, смешанные);
- уровню интенсивности нагрузки (низкая, средняя, высокая);
- анатомическим признакам (для мышц верхней конечности и плечевого пояса, для мышц нижней конечности и тазового пояса, для мышц туловища, для всех мышечных групп тела);
- возрастному составу (для детей и подростков, среднего и пожилого возраста, смешанная);
- гендерному составу (для мужчин, для женщин, смешанная программа);
- количественному составу (групповые, индивидуальные без тренера/инструктора, индивидуальные с тренером/инструктором);
- месту и среде проведения (в фитнес-объекте, вне фитнес-объекта, комплексная среда);
- фитнес-зонам проведения (тренажерные залы, включая кардиозоны, залы групповых занятий, залы со специальным фитнес-оборудованием: для велопрограмм, единоборств, пилатеса и др., залы для детского фитнеса, плавательные бассейны);
- технической оснащенности (с использованием спортивного оборудования, без использования оборудования).
Слайд 526.2 Требования к разработке фитнес-программ
6.2.1 Индивидуальные фитнес-программы для конкретных потребителей
должны разрабатываться с учетом основных признаков фитнес-программ, а также на
основании:
- результатов функционального тестирования потребителей фитнес-услуг;
- опыта предыдущих занятий потребителей фитнес-услуг;
- целей и задач занятий потребителей фитнес-услуг;
- количества времени, которым располагает потребитель фитнес-услуг для занятий.
Слайд 53Требования к персоналу, реализующему фитнес-программы
7.2 Персонал, реализующий фитнес-программы, должен:
- быть
способным предоставить потребителям информацию о фитнес-программе;
- быть компетентным при построении
занятий и реализации фитнес-программ;
- знать положения настоящего стандарта.
7.3 Требования к профессиональному образованию и специальной подготовке исполнителей фитнес-услуг устанавливаются действующим законодательством о физической культуре и спорте, об образовании [1], [2], а также в профессиональных стандартах [3].
Слайд 54http://docs.cntd.ru/document/1200146586
Слайд 55Виды специализированных фитнес-студий
4.1 К специализированным фитнес-студиям относят фитнес-объекты, оказывающие отдельные
виды фитнес-услуг по таким программам, как:
пилатес,
йога,
велопрограммы (сайкл/спиннинг),
единоборства и боевые искусства,
танцы,
функциональный тренинг,
а также специализированные студии с наличием только одной функциональной фитнес-зоны формата "тренажерный зал".
Слайд 56Проведение фитнес-тестирования потребителей
6.1 Перед проведением занятий/тренировок в специализированных фитнес-студиях, как
правило, проводят фитнес-тестирование потребителей.
Фитнес-тестирование представляет собой проведение функциональной диагностики физической
формы потребителя фитнес-услуг.
6.2 При первичном фитнес-тестировании осуществляется оценка физического состояния здоровья с учетом физической подготовленности, опыта тренировок и задач, которые поставлены потребителем услуг.
Слайд 57Система внутреннего контроля за деятельностью специализированных фитнес-студий
7 7.1 Каждая фитнес-студия
должна иметь документально оформленную систему внутреннего контроля за деятельностью всех
подразделений и сотрудников, занятых оказанием фитнес-услуг, за их соответствием национальным стандартам, стандартам обслуживания потребителей фитнес-услуг и другим нормативным и техническим документам в области физической культуры и фитнеса.
7.2 Система внутреннего контроля должна охватывать этапы планирования, организационного обеспечения и реализации фитнес-услуг, работы с клиентами (потребителями фитнес-услуг), оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Слайд 58Профессиональные стандарты – главные документы - причины необходимости иметь профессиональное,
профильное образование
Слайд 59
Что такое профессиональный стандарт?
Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены
в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной статье:
квалификация работника –
это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В свою очередь, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Слайд 60
А) Специалист по продвижению фитнес-услуг (стр. 3 и 11 требования
к квалификации)
*(осенью 2019г. назывался Специалист в сфере фитнеса),
Б) Специалист по
инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта
Официальные проекты профессиональных стандартов разработаны
Советом по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта,
можно ознакомиться здесь:
http://спк-фкис.рф/?page_id=1388
Наиболее подходящий из действующих профессиональных стандартов
05005 Инструктор-методист Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34135
http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/5
П
Р
О
Е
К
Т
ы
Слайд 61http://13.rospotrebnadzor.ru/content/prava-potrebiteley-pri-okazanii-uslug-fitnes-klubov-i-trenazhernyh-zalov
пункт При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен
провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем:
Слайд 62
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
ФИТНЕС-УСЛУГ
ТЕСТ найди верное/неверное
Слайд 63https://niidpo.ru/page/license
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЕМ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ – ЛИЦЕНЗИЮ
Смотрим ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательно ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 65http://www.arz.unn.ru/sveden/files/Licen_Novoe_Priloghenie_N2_4_k_licenzii.pdf