Слайд 1Дисциплина: История государства и права России
Тема № 8. «Государство и
право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических
отношений (первая половина XIX в.) »
Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов
Слайд 2Учебные вопросы.
1. Общая характеристика периода. Правовое положение сословий.
2. Органы высшего
и местного управления России в первой половине XIX в.
3. Попытки
кодификации законов Российской империи в первой половине XIX в. Комиссия составления законов. II Отделение СЕИВК.
Слайд 3Общая характеристика периода. Правовое положение сословий.
Население империи по-прежнему разделялось на
сословия дворянство, духовенство, крестьянство и мещан, к которым тесно
примыкало купечество.
Господствующим классом оставалось дворянство.
Император Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.), которую отменил его отец Павел I. Дворянство сохранило все старые привилегии и даже получило новые права: владеть фабриками и заводами, вести торговлю наравне с купечеством.
Слайд 4Духовенство второе привилегированное сословие по-прежнему делилось на черное
(монашествующее) и белое (приходское).
в 1801 г. они лично, а
с 1835 г. и их семьи, были освобождены от телесных наказаний.
С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. от военного постоя.
Священнослужители, награжденные орденами, приобретали дворянские права.
Слайд 5крестьяне составляли основную массу населения. Среди них выделялись
крестьяне помещичьи
(владельческие)
государственные
посессионные
удельные.
В «Своде законов Российской империи» (1835
г.) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.
Слайд 6при Александре I делались попытки начать крестьянскую реформу, но дальше
обсуждений и принятия некоторых незначительных мер дело не пошло.
Всё
же следует отметить как положительный факт, что был положен конец расширению крепостного состояния: запретили раздачу казенных имений в частную собственность.
Слайд 7После окончания Отечественной войны 1812 г., в целях сокращения расходов
казны на содержание армии, часть государственных крестьян (общее их количество
доходило до 375 тыс. душ) была переведена на положение военных поселенцев. Жители военных поселений, созданных в 1816 г. генералом А.А. Аракчеевым, обязывались заниматься сельским хозяйством и одновременно нести военную службу.
Слайд 8Проведенные в 1826 и 1831 г. реорганизации военных поселений существенно
ослабили военно-поселенный режим и дали некоторую свободу хозяйственно-предпринимательской деятельности военных
поселян.
Военные поселения имели место в XVI веке во Франции, в XVII веке в Дании и Швеции, следовательно, такая форма жизни и службы солдат – не выдумка Александра I-го или Аракчеева, а мировой исторический опыт.
Благодаря поселениям сокращаются расходы на содержание армии, были построены тысячи новых жилых домов, осушены большие территории заболоченных земель, появились сотни верст дорог с твердым покрытием.
Слайд 9В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах». Он
разрешал помещикам сдавать крестьянам землю в арендное пользование, за что
те должны были выполнять установленные договором повинности. Однако лишь всего шесть помещиков воспользовались этим разрешением.
В 1847 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами.
Оно упорядочило оброчное обложение, увеличило земельные наделы государственных крестьян и определило правила работы органов крестьянского самоуправления: волостного схода, волостного управления, сельского схода и сельского старосты.
Слайд 10В ряде промышленных отраслей преобладающее место занимали посессионные крестьяне (посессионными
называли крепостных крестьян, которых помещики отпускали на оброк и могли
в любой момент отозвать обратно). Для фабрикантов они были менее выгодны, чем вольнонаёмные рабочие, так как их заработная плата включала стоимость оброка. В 1835 г. право помещиков отзывать посессионных крестьян было ограничено.
Слайд 11В 1840 г. Государственный совет постановил начать ликвидацию посессионных предприятий,
а заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, превращая их в
вольнонаёмных рабочих.
Положение удельных («удельными» называли крестьян, которые работали на землях, принадлежащих царской семье) крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.
Слайд 12В первой половине XIX в. продолжался рост городов и городского
населения, постепенно происходило его расслоение. В 1832 г. было учреждено
личное и потомственное почетное гражданство. Новая сословная группа почетных граждан вводилась с целью создать ещё одну социальную опору самодержавия
Слайд 13Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами
наделялось богатое купечество.
Оно подразделялось на две гильдии:
в первую гильдию
входили оптовые торговцы
во вторую гильдию розничные.
Слайд 14Группу цеховых (цеховиков) составляли ремесленники, приписанные от рождения к определённым
цехам по профессиям.
Они делились на мастеров и подмастерьев.
Для
перехода из подмастерьев в мастера необходимо был стаж работы подмастерьем не менее трех лет.
Слайд 15Личные права мещан включали: право на охрану чести, достоинства личности
и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу
и др.
К имущественным правам мещанства относились:
право собственности на недвижимое и движимое имущество
право владения промышленными предприятиями и промыслами
право на ведение торговли
Слайд 16Горожане имели выборные органы самоуправления и свой сословный суд.
Законодательство
о городских сословиях, создавая привилегии торгово-промышленной верхушке, содействовало росту промышленности
и торговли.
Всё податное сословие несло многочисленные государственные и городские повинности, почти все мещане могли подвергаться телесным наказаниям.
Слайд 17Органы высшего и местного управления России в первой половине XIX
в.
По форме государственного устройства Россия в первой половине XIX в.
оставалась абсолютной монархией.
Если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился.
Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели.
Слайд 181. В первой четверти века произошел переход от коллегиальной системы
государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным
ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.
2. Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял император, наделенный властью неограниченного монарха.
Слайд 193. Значительное влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные
органы при императоре Александра I.
Вместо «Совета при высочайшем дворе»
в 1801 г. был создан «Непременный (т.е. постоянный) совет», состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться «Государственным советом».
Слайд 20Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал
играть «Негласный (т.е. тайный) комитет». В него входили молодые, либерально
настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.
Слайд 2120 (8) сентября 1802 г. был издан манифест «Об учреждении
министерств», которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8
министерств:
1) Военных сухопутных сил;
2) Морских сил;
Слайд 223) Иностранных дел;
4) Юстиции;
5) Внутренних дел;
6) Финансов;
7) Коммерции;
8) Народного просвещения.
Слайд 23Манифестом «Об учреждении министерств», было положено начало реформированию исполнительной власти.
Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления.
Для России
его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответственности министров перед парламентом. Министры, входившие в правительство, назначались монархом и были ответственны перед ним.
Слайд 24Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось
представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат.
Формально Сенат
мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные распоряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.
Слайд 26В царствование Николая I законопроекты стали разрабатываться в Собственной его
императорского величества канцелярии, в министерствах и специальных комитетах.
Слайд 27Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением
и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя).
Перед
Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. В нём, под руководством М.М. Сперанского (возвращенного из ссылки в 1821 г.), были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» (1830 г.) и «Свод законов Российской империи» (1835 г.).
Мрачную известность получило Третье отделение, которое возглавил генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф.
Слайд 28Он же стал шефом Отдельного корпуса жандармов, созданного в 1827
г. Третье отделение выполняло функции тайной политической полиции
Четвертое отделение ведало
благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами.
Слайд 29Попытки кодификации законов Российской империи в первой половине XIX в.
Николай
I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь
привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично.
Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.
Слайд 30Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило
в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала
царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.
Слайд 31После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу
работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении
исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы.
Слайд 32Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.
Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и
управления и государственной службе,
2-я – уставы о повинностях,
3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.),
4-я – законы о сословиях,
5-я – гражданское законодательство,
Слайд 336-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые
и о промышленности и др.),
7-я – уставы благочиния (уставы
о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.),
8-я – законы уголовные.
С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.