Слайд 1Дисциплина «Менеджмент организации»
Преподаватель – доцент кафедры менеджмента, к.э.н., доцент Ожогова
Ольга Викторовна
Слайд 2Тема 1.Теоретические основы менеджмента
1. Управление и его элементы.
2. Понятие
менеджмент. Основные категории.
3. Менеджер.
Слайд 4Управление представляет собой
осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой
он упорядочивает и подчиняет своим интересами элементы внешней среды –общества,
живой и неживой природы, техники.
Слайд 5сущность управления производством заключается
в обеспечение целенаправленного, планомерного воздействия управляющей
системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), осуществляемого различными методами
по определенной технологии в целях поддержания системы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое желаемое состояние.
Слайд 6Обстоятельства, влияющие на сложность управленческого труда:
масштаб, количество и структура решаемых
проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов.
степень новизны управленческих
решений, объем требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиск нетрадиционных подходов к ним.
степень оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Слайд 7Управленческий труд существует в трех основных формах:
Эвристический труд.
Административный труд:
А) распоряжения;
Б) контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание;
В) организация
обмена информацией.
3. Операторный труд.
Слайд 8Условия реализации управленческих отношений:
субъект и объект управления должны соответствовать друг
другу.
в рамках единства субъект и объект управления должны обладать
относительной самостоятельностью.
субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны.
субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии – один в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другой –в их своевременном и точном исполнении.
Слайд 9Термин «менеджмент»
применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия.
Слово
пришло к нам из английского языка. Впервые преподавать данную дисциплину
стал Джозеф Вартон в 1881 году в США.
Joseph Wharton
Слайд 10Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.
1.Управление > менеджмент
2.менеджмент >
руководство
Слайд 11Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:
1. как науку и
искусство управления.
2. как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.
3.
как аппарат управления деятельностью организации.
Слайд 12Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской
экономике:
формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
обострение внутренней
конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента.
Слайд 13Основные категории менеджмента
Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия,
отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Слайд 14Основные категории менеджмента:
1. объекты и субъекты.
2. функции.
3. методы.
4. виды.
5. принципы.
6.
инструменты.
Слайд 15Функции менеджмента
–конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами
и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Существуют
четыре функции менеджмента:
планирование, организация,
мотивация и контроль.
Слайд 16Метод управления (менеджмента) –
это совокупность приемов и способов воздействия
на управляемый объект для достижения целей.
Методы менеджмента:
административные;
экономические;
социально-психологические.
Слайд 17Административные методы
- это система способов и приемов, организационного и
распорядительного воздействия, основанная на соподчиненности работников, реализации власти, соблюдении дисциплины.
Слайд 18Административные методы управления подразделяются на две группы:
1. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
а)
регламентирование (законы, уставы – определяют принципы устройства предприятия и органов
власти, порядок функционирования).
б) нормирование – установление нормативов, с помощью которых уточняются границы технологических , технических и организационно-экономических систем сельскохозяйственного производства.
в) методическое инструктирование.
2. МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
а) распорядительное воздействие состоит в регулировании и устранении возникающих в ходе сельскохозяйственного производства помех и отклонений, т.е. выражает динамику процесса управления.
б) решения оперативных совещаний.
Слайд 19Экономические методы менеджмента
представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы
объекта управления, основанные на сознательном использовании требований экономических законов.
Слайд 20Социально-психологические методы -
представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные
отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на
процессы, протекающие в них.
основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Слайд 21Принципы реализации методов менеджмента:
1.научность в сочетании с элементами искусства.
2.целенаправленность.
3. функциональная специализация в сочетании с универсальностью,
4.последовательность.
5. непрерывность.
6. оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
7. учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения.
8.обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене.
9. состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе,
10. максимально широкое вовлечение исполнителей в процессе подготовки решений.
Слайд 22Принципы менеджмента.
две группы: общие и частные.
К общим относятся:
1. принцип
применимости;
2. системности;
3. многофункциональности;
4. интеграции;
5. ориентации на ценности.
Слайд 23Частные принципы:
принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
принцип научной
обоснованности управления;
плановости;
сочетания прав, обязанностей и ответственности;
частной автономии и свободы;
иерархичности и
обратной связи;
Мотивации;
демократизации управления;
государственной законности;
органической целостности объекта и субъекта управления;
устойчивости и мобильности системы управления.
Слайд 24Главные инструменты управления.
Иерархия, организация, где основное средство воздействия -отношения власти
подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над
распределением материальных благ и т.п.
Культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, отдельной группой людей ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле -продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равноправии продавца и покупателя.
Слайд 25Виды менеджмента:
1. организационное управление.
2. стратегическое и оперативное управление.
3. управление производством.
4.управление
материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции.
5. управление инновациями.
6. управление маркетингом.
Слайд 26Менеджер -
специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования
предприятия.
Термин “менеджер” применяется к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:
руководителям групп;
начальникам
лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
руководителей производственных подразделений;
администраторов различного уровня;
руководителям предприятий, фирм в целом.
Слайд 28Современный менеджер выступает в нескольких ролях:
УПРАВЛЯЮЩИЙ.
МЕНЕДЖЕР – ЛИДЕР.
ДИПЛОМАТ.
ИННОВАТОР.
Слайд 29Менеджер высокого класса должен уметь:
прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность
и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на
конкурентоспособность товара, аргументировано доказывать свои идеи.
формулировать цели развития коллектива, понимать характер, особенности личностей сотрудников, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, сглаживать конфликтные ситуации.
анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределенности внешних и внутренних факторов.
разбираться в технических и технологических особенностях процесса производства.
организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей.
постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным.