Слайд 1Дисциплина: Русский язык 1
Тема: Прогрессия текста
Государственный университет имени Шакарима города
Семей
Кафедра русской филологии
Слайд 2План:
Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения,
выполняющие функции прогрессии текста.
Прогрессия текста с одно- и разнонаправленным
данным.
Предложение, выполняющее функцию обобщения текста.
Слайд 3Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.
Функцию
обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором содержится данная информация
(ДИ) текста. Такое предложение настраивает читателя на восприятие текста, ориентируя на то, какой аспект темы будет раскрываться.
Семантика предложения в функции прогрессии развивается в последующих микротемах посредством новой информации текста (НИ).
Слайд 4Информация текста может развиваться в одном направлении:
ДИ
НИ 1
НИ 2 НИ 3
НИ 4 НИ 5
или нескольких направлениях:
ДИ 1 НИ
ДИ 2 НИ
ДИ 3 НИ
Это зависит от коммуникативной задачи текста, в соответствии с которой осуществляется построение текста. Данное текста может быть однонаправленным или разнонаправленным.
Слайд 5Прогрессия текста с однонаправленным данным
Данное текста однонаправленное, если в нем
один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком
случае развивается в одном направлении.
Например:
Прежде всего следует ознакомиться со способом наследования на примере моногибридного скрещивания. При таком способе скрещивания действует правило единообразия гибридов первого поколения. Все потомство в первом поколении единообразно по фенотипу и по генотипу.
Слайд 6Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько
смысловых центров. Информация текста в таком случае развивается в нескольких
направлениях.
Предложение с разнонаправленным данным настраивает читателя на восприятие текста, в котором явление рассматривается с разных сторон.
Прогрессия текста с разнонаправленным данным
Слайд 7Пример текста с разнонаправленным данным:
Органический мир целостен, так как составляет
систему взаимосвязанных частей, и в то же время дискретен (дискретность
— прерывистость структуры). Он состоит из единиц — организмов, или особей. Каждый живой организм дискретен, так как состоит из органов, тканей, клеток. Вместе с тем каждый из органов, обладая определенной автономностью, действует как часть целого. Каждая клетка состоит из органоидов, но функционирует как единое целое. Наследственная информация осуществляется генами, но ни один из генов вне всей совокупности не определяет развитие признака.
Слайд 8Функция обобщения текста
Для того чтобы уяснить, какие связи существуют между
информацией текста и его заключением, каким образом сформулировать вывод, необходимо
познакомиться с понятием о предложении в функции обобщения текста.
Функцию обобщения текста (ФОТ) выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом.
Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы.
Смысловым центром в таком предложении является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста.
Слайд 9Литература
Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/под
ред. К.К. Ахмедьярова, К.К. Жаркынбековой.Алматы: Казак университеті, 2008.
Федосюк М.Ю., Ладыженская
Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие. - М., 2000,- 256 с.