Слайд 1Ученицы 619 школы
9А класса
Мануиловой Миланы
Доклад по теме
Биография Агриппины Яковлевны Вагановой
Слайд 2Биография
Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского
театра. В 1897 году она окончила балетное отделение Петербургского театрального
училища (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. «Невыразительные» внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы — на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами она училась: Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы.
Слайд 3Биография
От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих
пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа
теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».
Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли — Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания».
Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель)ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.
Слайд 4Вклад в балет
Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь
на сцене. Главные партии в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила),
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель)ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.
На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность итальянской и изящество французской. Молодая «русская школа» балета еще не была закреплена в педагогической практике.
В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца А. Л. Волынским. Три года спустя Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.
Слайд 5Чем прославилась
Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда
официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого
пролетариату и крестьянству. Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда пресса называла балет тепличным искусством.В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система А. Я. Вагановой.
Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О. Мунгалову и Н. Млодзинскую, в 1924-м — Н. Камкову и Е. Тангиеву. Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность ее таланта на первых порах была неправильно понята.
Слайд 6Чем прославилась
Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой.
Если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то
в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской. Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.
Слайд 7Академия русского балета имени А.Я Вагановой
Танцевальная школа основана императрицей Анной Иоановой 4
мая 1738 года, как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа». В
1957 году училищу было присвоено имя педагога, автора книги «Основы классического танца» Агриппиной Вагановой (1879—1951), в 1961 году оно стало академическим. Здание расположено по адресу: Санкт Петербург, Зодчего Росси,4.