Слайд 27-8 ИСКУССТВО XIX в. В ПОИСКАХ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
Слайд 3Работа с таблицей
Искусство XIX в.
Слайд 4«Огненные кисти романтиков»
Франсиско Гойя
(1746-1828)
Испанский живописец.
Из семьи ремесленника, в начале
творческого пути мыл посуду в таверне, работал матадором.
Позже стал придворным
художником.
После тяжелой болезни в 44 года остался глухонемым.
Две страсти: женщины и живопись.
Писал дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также сценки из жизни простого народа.
Слайд 10Игра в гигантов
Ранние работы проникнуты яркими и светлыми красками, легкостью
и позитивным настроением.
Слайд 11Герцогиня де Альба (1795; 1797)
Мария дель Пилар Тереса Каэтана де
Сильва и Альварес де Толедо, 13-ая герцогиня де Альба.
Познакомилась с
художником в 22 года, будучи замужем. Неожиданно умирает в 40 лет в 1802 г.
Маха одетая
Слайд 12Портрет королевской семьи Карлоса IV (1800-1801)
Презрительная, реалистичная и беспощадная картина.
«Семья
лавочника».
Слайд 13Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
Слайд 14Эрмитаж, портрет актрисы Антонии Сарате (1810-1811)
Умерла в 1811 г. от
туберкулеза
Слайд 15Сатурн, пожирающий своих сыновей
В 1814 г. на стенах своего нового
дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин.
«Черные картины».
Слайд 16«Огненные кисти романтиков»
Теодор Жерико
(1791-1824)
Французский живописец.
Из семьи зажиточного буржуа. Проходил
службу в королевских мушкетерах.
Во время тренировки верховой езды упал с
лошади и ударился виском.
Две страсти: лошади и живопись.
Писал батальные сцены, лошадей, портреты душевнобольных – вершина французской живописи.
Слайд 17Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812 г.
Слайд 19Плот «Медуза», 1818-1819
История гибели фрегата «Медуза» во время шторма в
1816 г., когда непрофессиональный капитан посадил судно на мель и,
спасаясь с приближенными в шлюпке, бросил на произвол судьбы плот со 150 пассажирами и членами команды. На 12 день скитаний и они были подобраны бригом «Август», но к этому времени в живых осталось лишь 15 человек.
Художник использовал при создании картины части тел мертвых людей.
Слайд 20«Огненные кисти романтиков»
Эжен Делакруа
(1798-1863)
Французский живописец.
Из небогатой семьи чиновника. Позировал для
Теодора Жерико.
Путешествовал по Алжиру и Марокко. Динамичная живопись.
Признан при жизни,
награжден орденом Почетного легиона.
Писал картины на произведения Шекспира, африканские сюжеты, революционную тематику.
«… Если я не сражался за Родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее».
Слайд 22Охота арабов на львов
Движение «важнее законченности какой-либо руки или ноги».
Слайд 24Свобода, ведущая народ; 1830
Картину современники назвали «Марсельезой Французской революции».
Делакруа изобразил
себя в числе восставших парижан.
Власти объявили живописца «опасным художником».
В то
время страной правил непопулярный король Карл Х Бурбон — сторонник абсолютной монархии. В начале июля 1830-го он издал два указа: об отмене свободы печати и о предоставлении избирательных прав только крупным землевладельцам. Этого парижане не стерпели. 27 июля во французской столице начались баррикадные бои. Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа, который вернул попранные Карлом Х народные свободы (собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования) и пообещал править, уважая Конституцию.
Свобода, равенство, братство. Фригийский колпак.
Слайд 25Оноре Домье
(1808-1879)
Французский живописец.
Начинал как карикатурист.
Поддерживал республиканцев.
Его литографии были очень популярны.
Из-за
двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 г.
О том,
что Домье занимается живописью, знали лишь близкие друзья.
Бальзак называл Домье «Микеланджело карикатуры».
Критический реализм. «Надо омужичить искусство!»
Слайд 26«Стирка» (Синий отмылся, а этот дьявольский красный держится, как кровь), литография, ок. 1832 г.
Слайд 28Луи-Филипп изображен в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить
короля, а вокруг стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха.
Слайд 29Домье выступает как республиканец от имени мелкой буржуазии и рабочего класса, которые совершили
Июльскую Революцию 1830 года. Но, покинув баррикады, народ обнаружил не Республику, во имя которой вышел, а нового
избранного монарха - Луи-Филиппа, ставленника финансовой буржуазии.
Слайд 30Домье изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица изображают
абсолютное безразличие к тому, что происходит. Они спят, читают, дремлют
и бесконечно далеки от интересов народа. Тучные фигуры, полные лица, напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.
«Законодательное чрево»
Слайд 31Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.
В ночь на 15 апреля
возле дома № 12 на улице Транснонен раздался выстрел –
стреляли в офицера тридцать пятого линейного полка и тот был убит на месте. Целый отряд солдат был послан на возмездие. Когда в двери уже мирно спящего дома постучались, проснувшиеся жильцы даже обрадовались – повстанцев опасались и боялись, солдаты же давали ощущение защиты. Но едва появившись на пороге, солдаты стали без разбору всех убивать: мужчин, стариков, женщин и даже детей. Утром из подъезда дома вынесли 12 трупов.
Литография стала символом яростного протеста против насилия и государственного произвола.
Слайд 33Сила духа, величие и сострадание к людям, которых так не
хватает современникам.
Слайд 34Гюстав Курбе
(1819-1877)
Французский живописец.
Из семьи зажиточного землевладельца.
Его обвиняли в том, что
он прославляет безобразие.
Считал целью искусства передачу голой действительности.
Сидел в тюрьме
за обвинение в низвержении Вандомской колонны. Его приговорили к выплате колоссального штрафа, имущество художника было распродано, назначены ежегодные выплаты в 10 тыс. фр.
Курбе бежал в Швейцарию, где умер в полной нищете через 7 лет.
«Надо омужичить искусство!» (критический реализм)
Слайд 35Парижская «колонна Побед» (прежнее название) Великой армии на Вандомской площади. В 1810 г. воздвигнута
по приказу императора Наполеона Бонапарта. Колонна должна была стать символом великих военных
побед французской армии.
Слайд 36Своей целью считал борьбу за новое реалистичное искусство, писать надо
только современность. Его упрекали, что герои картин очень грубы.
«Так начинают
и так кончают», - написал Курбе о картине. «Насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины... для выполнения... самых разных работ... и не способна освободить человека от самого грубого физического труда...», - Прудон.
Дробильщики камня
В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.
Слайд 38Послеобеденный отдых в Орнане, 1848 г.
Картина изображает группу людей перед
огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны
остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке.
Слайд 39Море у берегов Нормандии, 1867 г.
Слайд 41В 1870 г. Наполеон III награждает Гюстава Курбе орденом Почетного
легиона, однако живописец в знак протеста против политики властей отказывается
от награды. В 1871 г. Курбе с воодушевлением встречает установление Парижской Коммуны и занимает пост хранителя всех художественных музеев Парижа и, тем самым, спасает их от разграбления. Тем не менее, после падения Комунны суд Версальского военного трибунала посчитал его ответственным за снос Вандомской колонны и приговорил к шестимесячному тюремному заключению и крупному денежному штрафу.
В 1873 г. состоялось новое судебное заседание, постановившее, что Гюстав Курбе должен полностью оплатить затраты на восстановление Вандомской колонны.
Чтобы избежать банкротства художник был вынужден эмигрировать в Швейцарию.
Слайд 42Революция 1848 года во Франции - буржуазно-демократическая. 24 февраля 1848 г.
- отречение от престола либерального короля Луи-Филиппа I и провозглашение Второй республики. В
1852 г. В президенты нового государства был избран после подавления социал-революционного восстания в июне 1848, племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон Бонапарт, принявшим имя императора Наполеона III.
Парижская коммуна - революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну. Курбе был назначен комиссаром по культуре.
По решению комунны, Вандомская колонна, как памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, была повалена на землю при огромном стечении народа.
После поражения Коммуны новое правительство подняло колонну, восстановило в очередной раз снятую статую Наполеона I и обязало Курбе по суду оплатить издержки. Имущество художника было распродано, но и после выхода из тюрьмы он был обязан платить 10 000 франков каждый год. Через 7 лет Курбе умер в бедности.
Слайд 43Жан Милле
(1814-1875)
Французский живописец.
Из семьи зажиточного землевладельца.
Будучи уже известным, занимался крестьянским
трудом, отдавая живописи свободные вечера.
«Я крестьянин и ничего больше, как
крестьянин», — говорил он о себе.
«Крестьянский живописец»
Слайд 44Сборщицы колосьев, 1897 г.
Тяжесть труда, нищета и смирение.
Слайд 45Крестьянка, пасущая корову, 1897 г.
Манифест бедности
Слайд 46Анжелюс, 1859 г.
Алекс Тарн в рассказе «Анжелюс» показывает, как одна картина
может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни,
к другим людям. «И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь — это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…»
Слайд 51«Салон отверженных»
Париж, 1863 г. Дворец промышленности. Жюри отклоняет около 70%
представленных работ. В скандал вмешался Наполеон III и милостиво разрешил
представить полотна в другой части дворца.
Так, 15 мая 1863 г. была открыта выставка
«Салон отверженных».
Слайд 52Эдуард Мане
(1832-1883)
Родился в семье крупного государственного чиновника.
Стал юнгой и путешествовал
по миру. Служил лейтенантом во время франко-прусской войны.
Его творчество
завершает развитие классического искусства и начинает новую эпоху.
Был болен атаксией – болезнью, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений.
Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти. Был награжден орденом Почетного легиона.
«Салон отверженных»
Слайд 53Завтрак на траве, 1863 г.
Картина была раскритикована и вызвала смех
у посетителей салона.
Слайд 54Писатель первым признал значение искусства талантливого художника, предсказывая в газетах,
что: «Место г-ну Мане в Лувре уже обеспечено».
Портрет Золя, 1868
г.
Слайд 55Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.
Картина – загадка о судьбе девушки.
Слайд 57Весной 1874 г. Отвергнутые живописцы, назвавшие себя независимыми, представили публике
свои работы в ателье фотографа Надара.
«Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня».
Термин "импрессионизм" возник с "легкой руки" критика журнала "Шаривари" Луи Леруа, благодаря названию картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (фр. impression - впечатление).
Э. Мане никогда не участвовал в выставках импрессионистов.
Слайд 58Цвет и объем предметов меняется в зависимости от освещения, времени
суток, рядом стоящих вещей;
Перестали работать в закрытых студиях и вышли
на природу - пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе»);
Отказались от тщательного рисунка, заменив его несколькими штрихами, работали быстро, передавая сиюминутную красоту окружающего мира, не смешивали краски на палитре;
Ввели в искусство новые темы, новых героев.
Слайд 59Клод Моне
(1840-1926)
Французский живописец.
Родился в семье бакалейщика.
Был увлечен водной стихией. Построил
лодку-мастерскую, в которой плавал по Сене.
Был увлеченным садовником.
Писал серии полотен
«Стога», «Тополя», «Руанский собор».
Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1916) оценивается в $53,9 млн $.
«Салон отверженных»
Слайд 61Серия «Руанский собор», 1890-ые
Моне 2 года ездил в Руан и
написал более 20 видов собора.
Слайд 66Здание парламента. Солнечный свет в тумане – 20 млн. $.
Слайд 67«Железнодорожный мост в Аржентее» — 41,4 млн. $
Слайд 73Пруд с водяными лилиями, 1916 г.
Слайд 74Камиль Писсаро
(1830-1903)
Родился в семье успешного торговца в Вест-Индии.
Верил в собственное призвание,
продолжая писать сельские пейзажи и в перерывах помогая жене копать огород, чтобы прокормить
семью.
Писал серии полотен в разное время суток. Свет и воздух – главная тема в его творчестве.
К концу жизни приходит признание.
«Все в природе имеет свой цвет, а черного и белого не существует».
«Поэт Парижа»
Слайд 76Писсарро пишет бульвар Монмартр днем, вечером, ночью, утром, в дождь, зимой, весной, летом – из
гостиничного номера с тремя окнами (13 картин). «Бульвар Монмартр. Весеннее
утро» на аукционе Sotheby's в 2014 году был продан за рекордную для Писсарро сумму – 32 млн. $. До Второй мировой войны принадлежал немецкому еврею, промышленнику Максу Зильбербергу. В конце 30-х дом коллекционера захватили солдаты СС, а его собрание картин было распродано. Зильберберг вместе с женой погибли в концентрационном лагере, а полотно после некоторых путешествий оказалось в музее Израиля в Иерусалиме. в 2000 году не состоялось справедливое возвращение полотна наследникам Зильберберга. Новый владелец не менее справедливо, в знак признательности музею за образцовое сохранение картины, позволил оставить ее в экспозиции до самой своей смерти. В 2013 году владелец «Бульвара Монмартр» умер.
Слайд 78Иней
Луи Леруа: «Это борозды? Это иней? Да это какие-то бесформенные
скребки по грязному холсту! Где тут начало и конец, где
верх и низ, где зад и перед?».
Слайд 80Красные крыши в углу деревни зимой, 1877
Слайд 81Огюст Ренуар
(1841-1919)
Родился в семье портного.
Чаще всего пишет женщин и детей,
считая их наиболее совершенными творениями природы – веселые и живые
(продавщицы,
белошвейки, актрисы).
Один из самых позитивных художников.
К концу жизни был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать.
«Боль, которую я испытываю, пройдет, а красота, созданная мной – останется».
«Живописец счастья»
Слайд 82Ребенок с хлыстом, Эрмитаж, 1885
Слайд 83Девушки в черном, 1881
Стало модно обсуждать, что в природе нет
черного цвета, а есть только синий, желтый и красный.
В результате
Ренуар отказывается от использования чёрной краски. На картине платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.
Слайд 87Портрет актрисы Жанны Самари. 1877; 1878 (Эрмитаж)
Жанна отказалась выкупать свой
портрет, т.к. он остался незамеченным
Слайд 88Жанна вышла замуж за сына богатого брокера. Родила двух девочек,
которые стали актрисами. Написала популярную книгу для детей. В 32
года заболела брюшным тифом и умерла через неделю.
Ее портрет в изумрудном платье висел в квартире мужа до его смерти.
Слайд 89Эдгар Дега
(1834-1917)
Родился в семье портного.
Работал только в студии, месяцами создавая
полотна, спонтанность в его работах обманчива.
Предпочитал писать людей (балерины, жокеи,
прачки), любимая тема – закулисье театра.
Стремился показать не декорации, созданные для зрителя, а саму жизнь, порой неприглядную.
Был признан при жизни. Семьи не было.
«Остановившие мгновенье»
Слайд 90Голубые танцовщицы, 1897
Картина написана пастелью (пастель - мягкие мелки, карандаши, предназначенные
для рисования на бумаге. Происходит это слово от латинского pasta, что значит
тесто) и при помощи пара для ее размягчения и ретуши.
Слайд 91Танцовщица в своей гримерной, 1881
Танцовщица в своей гримерной, 1880
Слайд 93В 1912 г. Картина «Танцовщицы занимаются у станка» была продана
из коллекции промышленника Анри Руара американскому коллекционеру за 97 500
$! На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.
Слайд 96Огюст Роден
(1840-1917)
Стремился при помощи пластических приемов проникнуть во внутренний мир
героев, передать эмоции, ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки,
не подгоняя современного человека под античный образец.
Его обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков.
Свои работы жертвовал Франции.
Умер забытым, в бедности на чердаке от переохлаждения.
«Остановившие мгновенье»
«Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее».
Слайд 97 В 1880 г. государственный заказ - оформить двери для
нового Музея декоративного искусства. Поле гигантского рельефа «Врата Ада» заполнено
лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни (37 лет). Высота врат – 7 м.
Отлиты в бронзе после смерти Родена.
Отдельные группы приобрели самостоятельное значение: «Мыслитель», «Поцелуй».
Слайд 98Мыслитель, 1880
Портрет Данте, позже трансформировавшийся в образ поэта, философа и
творца.
Руки рабочего и лицо философа – облик новой эпохи. Позировал
боксер.
Более 20 копий из бронзы и гипса.
Слайд 99Запечатлены персонажи «Божественной комедии» - несчастные Франческа да Римини и
влюбленный в нее брат мужа Паоло. Они даже не успели
согрешить, но муж приревновал супругу и убил обоих. Приглядитесь к скульптуре – возлюбленные даже не прикасаются друг к другу губами.
Многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.
Слайд 100Монумент Бальзака вызвал скандал и был отвергнут (отлит в Париже
лишь в 1939 г.). Скульптор попытался передать стихию творчества, зарождение
замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д.
Памятник Бальзаку, 1892-98
Слайд 101Данаида, 1885.
Скульптура посвящена Камилле Клодель. (Роден не оставил свою
гражданскую жену. Камилла провела в психиатрической клинике 30 лет).
Слайд 102Роден изобразил, как бог западного ветра Зефир похищает юную богиню
Флору.
В 2016 г. скульптуру продали за рекордные 20,40 млн.
$.
Вечная весна, 1901-1903
Слайд 104Поль Сезанн
(1839-1906)
Родился в семье банкира.
Не стремился запечатлеть мгновения меняющейся природы.
Мир видел незыблемым, монументальным.
Любимый жанр – натюрморт. Использовал совмещение нескольких
точек зрения при создании картины.
Стремился передать суть пейзажа или портрета, отбрасывая все детали.
Был признан к концу жизни.
Матисс, Пикассо, Гоген, Руссо – его боготворили, копировали и повторяли. Пикассо говорил о Сезанне: "Он был для всех нас как отец".
«В поисках собственного пути» - постимпрессионисты
«Мой метод - это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».
Слайд 107В 2007 году его "Натюрморт с дынями" был продан за
25,5 млн. $.
Слайд 108Вид горы Сент-Виктуар
Сезан подчеркивает величие и гармоничность природы, ищет органическое
единство ее форм, а не мимолетное изменение в освещении или
погоде.
Пишет гору более 60 раз. Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.
Слайд 109Поль Сезанн разработал уникальную систему прямоугольных мазков, нисходящих по диагонали
картины и придающих полотну ощущение внутреннего движения.
Слайд 111Последний день карнавала; Москва, 1888
Слайд 112Игроки в карты, 1893
Это полотно было продано за 250 млн
$, став самым дорогим в истории произведением искусства.
Слайд 113Поль Гоген
(1848-1903)
До 35 лет работал биржевым маклером. Оставил супругу и
пятерых детей и отправился в Полинезию на Таити, где нашел
«первобытный рай» - великолепную природу и естественные чувства.
Его стиль: простота рисунка, граничащая с карикатурой; большие участки одного цвета; яркие краски, особенно много желтой, синей, красной; нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими; таинственность и фантастичность.
В его манере письма исчезает тень, большие цветовые плоскости окаймляет контур.
«В поисках собственного пути» - постимпрессионисты
Изучал местную культуру, обряды, мифологию. С каждым пароходом отправлял свои картины на «большую землю». Был признан после смерти.
Слайд 114Поль Гоген. В ночном кафе.
Ван Гог. Арлезианка.
Нищета вынуждает Гогена жить
и совместно работать с Ван Гогом. Они пишут одних и тех
же людей, одни и те же места. Например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Однажды, в пылу ссоры вспыльчивый Ван Гог едва не убил властного Гогена.
С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.
Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта.
Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить.
В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.
Слайд 115Девушка, держащая плод,
Эрмитаж
В России работ Гогена много. Все благодаря
дореволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на
родину немало картин мастера.
Слайд 116Дух мертвых не дремлет
13-летняя Техура. Гоген бросил её беременную, уехав
во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его
местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.
Слайд 117Женщина с цветком
Арт-дневник – сайт.
Предки Теха аманы, 1893
Слайд 118Критики и журналисты называли полотна Гогена «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой».
Слайд 120После создания в 1878 г. этого полотна Гоген ушел в
горы, чтобы умереть, но принял слишком большую дозу мышьяка.
«Читать» полотно
нужно не слева направо, как мы привыкли, а наоборот (от безмятежно спящего младенца – к скорчившейся в левом углу старой женщине на пороге смерти).
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?, 1898
Позже Гоген перебрался на Маркизские острова, построил здесь большой дом, продолжая писать. Поль Гоген был найден мертвым в своем доме в возрасте 54 лет. На тумбочке возле его кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки.
Слайд 1211 СПЯЩИЙ РЕБЕНОК символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По
словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и
считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».
2 СОБАКА — символ бед, которые поджидают человека на земле.
3 ТРИ ЖЕНЩИНЫ символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», — говорит Марина Прокофьева.
4 МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.
Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.
5 ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.
6 ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ. «На картине Гогена, — рассказывает Марина Прокофьева, — они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».
7 ПТИЦА — символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.
8 ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, — замечает Прокофьева, — поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние — радостный покой».
9 ИСТОЧНИК — символ вечности.
10 СТАТУЯ БОЖЕСТВА олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.
11 ФИГУРА ПОДРОСТКА символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.
12 КОЗА, КОТЕНОК И ЩЕНОК — это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.
13 ОБНАЖЕННАЯ — символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.
14 СТАРУХА символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, — говорит Марина Прокофьева, — будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».
15 ПТИЦА С ЯЩЕРИЦЕЙ В КОГТЯХ — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.
Слайд 122Когда свадьба?; 1892
В феврале 2015 года картина Поля Гогена «Когда свадьба?»
была продана за 210 млн $, став вторым по стоимости
в истории произведением искусства.
В волосы над ухом девушки вставлен цветок. Согласно местным традициям, таким образом юная таитянка дает понять, что находится в поисках мужа.
Слайд 123Винсент Ван Гог
(1853-1890)
Голландский художник-самоучка. Родился в семье министра.
Черпал вдохновение
в природе Прованса.
После ссоры с Гогеном отрезал часть уха
и подарил девушке из борделя. Попал в психиатрическую лечебницу, где написал лучшие из своих работ.
На создание одной картины мог потратить 2 часа.
Не было семьи и близких друзей. В 37 лет его жизнь оборвалась выстрелом (предположительно самоубийство).
Был признан после смерти.
«Неистовый художник»
Из предсмертного послания: «Я заплатил жизнью за свою работу».
Слайд 124Едоки картофеля; 1885
Бедная семья ужинает при слабом свете лампы картофелем
и кофе. Скудное убранство дома, сумрачная цветовая гамма и грубые
лица героев картины производят гнетущее впечатление.
Слайд 125«Красные виноградники в Арле», 1888 - одно из немногих полотен,
проданных при жизни художника.
Слайд 129Портрет доктора Рея; 1889
Позже Рей рассказывал: «Когда я увидел, что он
очертил мою голову зеленым цветом (у него было только два
основных цвета – зеленый и красный), а волосы и усы нарисовал красными, и всё это на ядовито-зеленом фоне, я был просто в ужасе». Врач признавался, что картина никогда ему не нравилась. И её ждала незавидная судьба. Сначала она долгое время хранилась на чердаке, а затем мать Рея прикрывала полотном дыру в курятнике.
Слайд 131Подсолнухи, 1888-1889
Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует
с собой. Желтый цвет был для живописца самым любимым.
Одна из
работ была безвозвратно утеряна во время Мировой войны, сохранилось лишь ее фото.
Слайд 132Франц Шуберт
(1797-1828)
Первый композитор-романтик.
Австрийский композитор и музыкант.
Современник Бетховена, преклонялся перед ним,
но так и не познакомился.
Давал уроки музыки, преподавал в приходской
школе, вечером и ночью сочинял музыку. Около кровати всегда лежали нотная бумага и перо, спал в очках.
Предпочитал песни для голоса в сопровождении фортепиано.
Умер, не дожив до 32 лет. Его похоронили рядом с могилой Бетховена.
Создатели «маленьких шедевров»
Бетховен: «Поистине в этом Шуберте живет искра Божия».
Слайд 133Баллада Гёте «Лесной царь», музыка написана Шубертом в 17 лет.
Слайд 135Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии. Эту молитву называют
также ангельским приветствием (Рафаэль Сикстинская Мадонна).
Слайд 136Фредерик Шопен
(1810-1849)
Польский композитор. В 5 лет начал выступать с концертами.
В
России в качестве награды Александром I юному исполнителю был подарен
бриллиантовый перстень.
Мечтает принять участив в восстании 1830 г. за независимость Польши, но в пути узнает, что восстание разгромлено. Отчаяние и боль он перенес в «Революционный этюд».
Писал непревзойденные сочинения для фортепиано.
Любимая форма произведений – танцы, на основе национальных славянских мотивов. Шопена называли «король мазурок».
Создатели «маленьких шедевров»
Из дневника: «Будет Польша блестящая, могучая».
Композитор Р. Шуман: «Господа, снимите шляпы, это гений».
Слайд 139Родители невесты разорвали помолвку из-за несостоятельности Шопена. Момент расставания с
любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной
им в тот год. В частности, знаменитой второй сонате, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.
Через год Шопен увлекся баронессой Авророй Дюдеван - выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.
Слайд 141Джузеппе Верди
(1813-1901)
Итальянский композитор.
Состоятельный купец оплатил его обучение в Милане. В
15 лет стал дирижером небольшого оркестра.
Его оперы станут могучим средством
в борьбе итальянских патриотов за независимость родины.
Оперы «Эрнани», «Дон Карлос», «Риголетто» принесли ему мировую славу.
Был признан при жизни.
Опера с «неприличным сюжетом»
Слайд 142Опера «Риголетто» - написана по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется».
Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель
знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене».
Слайд 143Опера «Аида». была заказана египетским хедивом композитору в связи с
открытием Суэцкого канала.
Слайд 144Опера «Травиата» (падшая, заблудшая) по произведению «Дама с камелиями» Александра
Дюма-младшего (был роман с куртизанкой, умершей от чахотки).
Слайд 145Жорж Бизе
(1838-1875)
Французский композитор.
С четырех лет он знал все ноты и
играл на фортепиано.
В 9 лет поступает в Консерваторию.
В 19 лет
стал профессиональным композитором.
После провала «Кармен» простудился, плавая в ледяных водах Сены. Ушел из жизни в 37 лет.
«Мне нужен театр: без него я ничто»
«Если бы признание находило авторов при жизни, а не через сто лет после их смерти!».
Слайд 146Чайковский П.И.: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет
самой популярной оперой в мире...».
Жена Бизе, демонстративно покинула зрительный зал
под руку со своим любовником во время премьеры оперы. От композитора отвернулись друзья и поклонники.
Премьера закончилась провалом. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен» «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.
Слайд 147Новелла Проспера Мериме. Деревенский парень дон Хозе несет в городе
военную службу. Ради Кармен становится контрабандистом, но она больше всего
ценит свою свободу. В порыве ревности он убивает ее.
Слайд 148Клод Дебюсси
(1862-1918)
Французский композитор, дирижер и пианист.
В 10 лет поступил в
Консерваторию.
Признание пришло после 50 лет, до этого жил в крайней
бедности.
Дирижировал в России.
В произведениях тремился воссоздать переменчивый облик природы.
Ушел из жизни в 55 лет по причине тяжелой болезни.
Звучащая живопись
«Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...».
Слайд 149Оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»
Слайд 150Цикл «Ноктюрны» из трех частей: «Облака», «Празднества», «Сирены».
Корабли в лунном
свете
К. Моне
Слайд 152Джон Вильям Уотерхаус, Одиссей и сирены, 1891
(Одиссей залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте).
Слайд 153«Великий немой»
28 декабря 1895 г., парижское кафе – первая в
истории демонстрация кинофильма: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Зрители вскакивали
со стульев.
Слайд 15422 март 1895 г. - лента «Выход рабочих с завода
Люмьер»
Слайд 155Огюст и Луи Люмьеры – аппарат «синематограф».
В 1903 г. Братья
запатентовали первую цветную пленку.
Слайд 156Первая комедия «Политый поливальщик».
Слайд 157«Балаганный период» - съемка без подготовки, отсутствие звука.
Слайд 159Экранизация литературных произведений, написание сценариев, пояснительный текст на изображении, привлечение
актеров.
Слайд 161Капитализм – это динамически расширяющаяся система, задача которой – продуцирование
все большего количества денег.
Все экономические отношения происходят в условиях честной,
свободной конкуренции.
Простое производство: товар-деньги-товар.
Новые рынки / новые методы производства – или кризис.
Поиск желающих купить деньги или войти в долю (акции). Капитал предлагает другим войти в долю, другим произвести товар, но заняв деньги у финансового капиталиста.
Финансовый капитализм, где товар отсутствует вытеснил все другие виды капитализма.
Капитализм начинает влиять на государственные процессы в деле предотвращения равного доступа на рынок всем и равной конкуренции.
Чистый капитализм не существует (государственная продукция, государственное регулирование, подчинение крупному капиталу мелкого и т.д.).
Крах развитого капитализма 19 в.: 1. создание рабочего движение, профсоюзное движение, социалистическое движение, коммунистический интернационал, революционные выступления. Сильным капитализмом эта проблема подавлялась.
2. Военная. Пока были наемные, регулярные войска. Во время ФБР – появились вооруженные народные ополчения. Вооруженное ополчение всего народа.
Призывная национальная армия: призываем на время бросить имущество, должны дать право участвовать в управлении этим городом, чтобы был стимул воевать.
Все, кто служили в армии, принимают политические решения.
Слайд 162Капитализм 19 в. Потребовал, чтобы люди после работы на производстве
смогли служить. Забота о трудящихся. Бисмарк первый внедрил внедрение рабочего
дня, внедрение страховых касс в случае несчастного случая, обязательное пенсионное обеспечение. Это укрепляет вооруженные силы.
1МВ определялась капиталистическими группировками. В ходе войны произошел кризис в РИ – новая система, основанная на социализме.
Методы развития капитализма:
Патерналистический – по Форду.
Слайд 163Написать какое из литературных направлений XIX в. Вам наиболее близко
и почему (в сравнении с другими) и подготовить повествование (минимум
– одна страница) в данной стилистике о любой исторической личности.
№