Слайд 1ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Стимулирование коммуникативного развития
Слайд 2РЕЧЬ- социально-опосредованная высшая психическая функция, которая в филогенезе появляется последней
Развитие
речи тесно связано с:
Темпом созревания определенных структур головного мозга
Предметно-практической деятельностью
Общением
Слайд 5ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ:
Предречевой этап – контакт, общение
Растормаживание речи
– индивидуальная работа
( повышение интереса к новым звукам: цокать,
чмокать) цель: произвольно подражать звукам и вводить символы – «у» - самолет
3. Формирование диалога в минигруппе
4. Развитие учебных навыков
5. Формирование связной речи
Слайд 6Принципы работы по развитию КОММУНИКАЦИИ:
Слайд 7Специалист по ранней коммуникации
выявлением группы детей, нуждающихся в его помощи
консультированием пары «мать-ребенок» - работой с окружением, с применением знания
из области психологии взаимодействия диады;
привлечением семьи для оценки коммуникативных навыков ребенка (особое внимание уделяется оценке коммуникативных намерений)
Слайд 8
использование приемов и способов коммуникации, которые наиболее естественны в общении
с ребенком
(следование за вниманием ребенка, обучение в естественной среде,
использование для обучения ситуаций, которые создает сам ребенок, приемлемый для ребенка темп, использование рутинных ситуаций, использование всех доступных сенсорных каналов)
Слайд 9Специалист по ранней коммуникации
работает с детьми с особыми потребностями, многие
из которых , возможно, надолго останутся на уровне довербального развития,
и будут нуждаться в том, чтобы родителям была оказана помощь в чтении «сигналов» малыша, (важно чтобы все коммуникативно- значимые сигналы «считались» способом коммуникации и однозначно понимались и принимались всеми окружающими)
Слайд 10Специалист по ранней коммуникации
использует в случае необходимости систему альтернативных (аугментативных)
средств коммуникации (жестов, плоских изображений)
оценкой орально- моторных навыков, питания
- процессов жевания, глотания и т.д.
Слайд 11Коммуникативно-значимые сигналы (гуление, лепетные цепочки, разные по своему содержанию,
ЖЕСТЫ,
МИМИКА И ВЗГЛЯДЫ)
оцениваются не только, как предпосылки к более
социально-приемлемой форме выражения желаний и передача информации, но и как ПОЛНОЦЕННЫЕ сигналы, которые способен подавать ребенок
Слайд 12Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении
ребенка:
умение создавать ситуации, провоцирующих ребенка на инициативные коммуникативные действия, выраженные
различными средствами
умение поддерживать ответные и инициативные действия ребенка и его эмоциональную вовлеченность
умение поддерживать согласованность коммуникативных действий партнеров, продолжительность и непрерывность диалога, развитие его содержания, адекватного возрасту, интересу и индивидуальным особенностям ребенка
Слайд 13Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении
ребенка:
организация пространства общения, позволяющего близкому взрослому оказаться в перцептивном поле
ребенка;
вовлечение ребенка в общение с применением комплексного воздействия, включающего тактильную стимуляцию и интонационно выделенное обращение;
умение распознавать сигналы младенца;
обучение ребенка ответным и инициативным коммуникативным действиям
Слайд 14Особенности речевого развития:
Усвоение языка начинается с освоения интонаций (до 6
мес)
Постепенность развития речи
Индивидуальный характер (каждый ребенок неповторим в своей стратегии
овладения языком)
Гуление и лепет являются подготовительным этапом
Более раннее развитие импрессивной речи
Тесная связь с речеслуховыми и речедвигательными анализаторами (для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции)
Слайд 15Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является
подготовительным в развитии детской речи и разделяется на четыре этапа:
I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций – стимуляция голосовых реакций
II этап (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления, лепета – стимуляция гуления и лепета
III этап (6-10 месяцев) - начало развития понима-ния речи, активного лепета – стимуляция лепетных слов
IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов – развитие общения
Слайд 16Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к
2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные
оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими.
До 2-х месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробную дифференцировку плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки.
В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка
Слайд 17Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и редвигательных зон
коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им
толчок к развитию.
В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.
Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.
Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца 3 месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации
Слайд 18Эмоционально-положительные выразительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий
на органы чувств в моменты эмоционального общения с ребенком
Улыбка не
является прирожденной социальной реакцией, а появляется при фиксации взора ребенка на лице взрослого или предмете.
на 2 месяце жизни ребенка появляются простейшие формы доречевого общения со взрослым в виде улыбки, хаотичных общих движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым, так называемого «комплекса оживления»
Слайд 19Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный
процесс.
При общении детей с окружающими
речевые связи образуются путем
подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения - физиологической эхолалии.
Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.
Слайд 20Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной
системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений.
Ориентировочные реакции и
ориентировочно-исследовательская деятельность, основанные на них, играют важную роль в психической деятельности ребенка
Слайд 211 неделя - у новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения
глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя .
Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем.
2 неделя - устойчивое прослеживание, притормаживание общих движений, а также движение головы, которая следует с некоторым опозданием за движением глаз.
1 месяц - длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу.
Вторая половина 2 месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование, прослеживание, бинокулярное зрение.
К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, которые имеют большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития.
Слайд 22Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи,
что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но
для его функционирования необходимо развивать слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.
к 3-3,5 месяцам формируется ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука.
4 месяца - ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением.
С 5 месяцев дети различают тон голоса, адекватно на него реагируют, то есть появляются слуховые дифференцировки.
В возрасте 8-12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи.
с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а заканчивается его формирование в норме к 1 году 7 месяцам.
Слайд 23К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из
нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных
органов и акцентом на первом слоге.
лепет рассматривается одними авторами как игра самим процессом произнесения, а другими - как продукт подражания речи окружающих.
Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению
Длина цепочек лепетных слогов в возрасте 8 месяцев максимальна и составляет около 4-5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2-5, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи - 2-3.
Слайд 24 преобладание в лепете гласных звуков (а - э) связано
с тем, что они наиболее легкие для произнесения, так как
требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок.
Для произнесения губных и переднеязычных согласных ребенок также располагает готовыми механизмами, ибо реализация этих звуков требует работы мышц, участвующих в акте сосания.
В результате совершенствования мышечной работы артикуляционного аппарата ребенка появляется возможность артикулирования слогов в период лепета: Па, пу, та
Слайд 25Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после 6 месяца
в течение 7 месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и
новых звуков появляется мало.
Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным
Слайд 26От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется,
но появляется понимание речи.
Семантическую нагрузку в этот период получают
не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова.
Слайд 27Развитие понимания речи в онтогенезе.
Обобщенно развитие понимания речи детей
представлены в работе Н.С. Жуковой, где выделены шесть уровней понимания
речи.
I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.
Слайд 28Развитие понимания речи в онтогенезе.
III уровень - понимает названия
отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов и игрушек
(10-12 мес);
б) узнает их на картинках (12-14 мес);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес).
IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.
а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.;
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. (2 года 6 мес);
в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес).
Слайд 29Развитие понимания речи в онтогенезе.
V уровень - понимает прочитанные
короткие рассказы, и сказки (2 года 6 мес. - 3
года).
VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).
Слайд 30Последовательность в усвоении звуковой стороны речи:
4-6 мес – интонация
6-12 мес-
ритм
После года- звуковой состав
Первыми появляются гласные звуки (кроме /ы/)
Согласные звуки
появляются в определенной последовательности, которая определяется артикуляционными возможностями ребенка (губные, убные, смычные, щелевые, свистящие, шипящие)
Первые слова носят характер отдельных равноударных открытых слогов, стоящих их повторяющихся гласных и согласных
Слайд 31Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются
импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребенок самостоятельно передвигается.
На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.
Слайд 32Особенности начала эксперивной речи:
Пропуски или сокращения количества звуков и слогов
(грибок- бок);
Перестановки звуков и слогов в слове (падуретка- табуретка)
Уподобление звуков
и слогов (зизинка – резинка)
Добавление звуков и слогов (молоток – мололоток)
Замены одних звуков другими ( выброшу- зыброшу)
Упрощение стечения согласных в слове (стол- толь)
Контаминации (я пол мою –яполомою)
Искажение структуры слов до неузнаваемости ( калипука – трактор)
Слайд 33психолого-педагогические методики оценки нервно-психического развития:
• Н.М. Аксариной и С.М. Кривиной
(1970) - «Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста»;
•
Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт (1983) - «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
• О.В. Баженовой (1986) - «Диагностика психического развития детей первого года жизни»;
• методика исследования детей младенческого возраста «Шкала психомоторного развития по Гриффитс» в переводе Е.С. Кешишян (2000)