Разделы презентаций


ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Стимулирование коммуникативного развития

Содержание

РЕЧЬ- социально-опосредованная высшая психическая функция, которая в филогенезе появляется последнейРазвитие речи тесно связано с:Темпом созревания определенных структур головного мозгаПредметно-практической деятельностьюОбщением

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Стимулирование коммуникативного развития

ДОРЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ   РЕБЕНКА. Стимулирование коммуникативного развития

Слайд 2РЕЧЬ- социально-опосредованная высшая психическая функция, которая в филогенезе появляется последней


Развитие

речи тесно связано с:
Темпом созревания определенных структур головного мозга
Предметно-практической деятельностью
Общением


РЕЧЬ- социально-опосредованная высшая психическая функция, которая в филогенезе появляется последнейРазвитие речи тесно связано с:Темпом созревания определенных структур

Слайд 4СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

Слайд 5ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ:

Предречевой этап – контакт, общение
Растормаживание речи

– индивидуальная работа
( повышение интереса к новым звукам: цокать,

чмокать) цель: произвольно подражать звукам и вводить символы – «у» - самолет
3. Формирование диалога в минигруппе
4. Развитие учебных навыков
5. Формирование связной речи

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ:Предречевой этап – контакт, общениеРастормаживание речи – индивидуальная работа ( повышение интереса к

Слайд 6Принципы работы по развитию КОММУНИКАЦИИ:

Принципы работы по развитию КОММУНИКАЦИИ:

Слайд 7Специалист по ранней коммуникации
выявлением группы детей, нуждающихся в его помощи


консультированием пары «мать-ребенок» - работой с окружением, с применением знания

из области психологии взаимодействия диады;
привлечением семьи для оценки коммуникативных навыков ребенка (особое внимание уделяется оценке коммуникативных намерений)
Специалист по ранней коммуникациивыявлением группы детей, нуждающихся в его помощи консультированием пары «мать-ребенок» - работой с окружением,

Слайд 8
использование приемов и способов коммуникации, которые наиболее естественны в общении

с ребенком

(следование за вниманием ребенка, обучение в естественной среде,

использование для обучения ситуаций, которые создает сам ребенок, приемлемый для ребенка темп, использование рутинных ситуаций, использование всех доступных сенсорных каналов)

использование приемов и способов коммуникации, которые наиболее естественны в общении с ребенком (следование за вниманием ребенка, обучение

Слайд 9Специалист по ранней коммуникации
работает с детьми с особыми потребностями, многие

из которых , возможно, надолго останутся на уровне довербального развития,

и будут нуждаться в том, чтобы родителям была оказана помощь в чтении «сигналов» малыша, (важно чтобы все коммуникативно- значимые сигналы «считались» способом коммуникации и однозначно понимались и принимались всеми окружающими)
Специалист по ранней коммуникацииработает с детьми с особыми потребностями, многие из которых , возможно, надолго останутся на

Слайд 10Специалист по ранней коммуникации
использует в случае необходимости систему альтернативных (аугментативных)

средств коммуникации (жестов, плоских изображений)
оценкой орально- моторных навыков, питания

- процессов жевания, глотания и т.д.
Специалист по ранней коммуникациииспользует в случае необходимости систему альтернативных (аугментативных) средств коммуникации (жестов, плоских изображений) оценкой орально-

Слайд 11Коммуникативно-значимые сигналы (гуление, лепетные цепочки, разные по своему содержанию,
ЖЕСТЫ,

МИМИКА И ВЗГЛЯДЫ)
оцениваются не только, как предпосылки к более

социально-приемлемой форме выражения желаний и передача информации, но и как ПОЛНОЦЕННЫЕ сигналы, которые способен подавать ребенок
Коммуникативно-значимые сигналы (гуление, лепетные цепочки, разные по своему содержанию, ЖЕСТЫ, МИМИКА И ВЗГЛЯДЫ) оцениваются не только, как

Слайд 12Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении

ребенка:

умение создавать ситуации, провоцирующих ребенка на инициативные коммуникативные действия, выраженные

различными средствами

умение поддерживать ответные и инициативные действия ребенка и его эмоциональную вовлеченность

умение поддерживать согласованность коммуникативных действий партнеров, продолжительность и непрерывность диалога, развитие его содержания, адекватного возрасту, интересу и индивидуальным особенностям ребенка

Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении ребенка:умение создавать ситуации, провоцирующих ребенка на инициативные

Слайд 13Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении

ребенка:

организация пространства общения, позволяющего близкому взрослому оказаться в перцептивном поле

ребенка;

вовлечение ребенка в общение с применением комплексного воздействия, включающего тактильную стимуляцию и интонационно выделенное обращение;

умение распознавать сигналы младенца;

обучение ребенка ответным и инициативным коммуникативным действиям

Коммуникативное поведение взрослого, обеспечивающего условия для развития активности в общении ребенка:организация пространства общения, позволяющего близкому взрослому оказаться

Слайд 14Особенности речевого развития:

Усвоение языка начинается с освоения интонаций (до 6

мес)
Постепенность развития речи
Индивидуальный характер (каждый ребенок неповторим в своей стратегии

овладения языком)
Гуление и лепет являются подготовительным этапом
Более раннее развитие импрессивной речи
Тесная связь с речеслуховыми и речедвигательными анализаторами (для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции)


Особенности речевого развития:Усвоение языка начинается с освоения интонаций (до 6 мес)Постепенность развития речиИндивидуальный характер (каждый ребенок неповторим

Слайд 15Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является

подготовительным в развитии детской речи и разделяется на четыре этапа:

I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций – стимуляция голосовых реакций

II этап (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления, лепета – стимуляция гуления и лепета

III этап (6-10 месяцев) - начало развития понима-ния речи, активного лепета – стимуляция лепетных слов

IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов – развитие общения

Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи и разделяется

Слайд 16Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к

2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные

оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими.

До 2-х месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробную дифференцировку плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки.

В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка
Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным

Слайд 17Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и редвигательных зон

коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им

толчок к развитию.
В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.
Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.
Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца 3 месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации
Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и редвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции,

Слайд 18Эмоционально-положительные выразительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий

на органы чувств в моменты эмоционального общения с ребенком

Улыбка не

является прирожденной социальной реакцией, а появляется при фиксации взора ребенка на лице взрослого или предмете.

на 2 месяце жизни ребенка появляются простейшие формы доречевого общения со взрослым в виде улыбки, хаотичных общих движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым, так называемого «комплекса оживления»
Эмоционально-положительные выразительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий на органы чувств в моменты эмоционального общения

Слайд 19Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный

процесс.

При общении детей с окружающими
речевые связи образуются путем

подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения - физиологической эхолалии.
Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.
Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. При общении детей с окружающими речевые

Слайд 20Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной

системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений.
Ориентировочные реакции и

ориентировочно-исследовательская деятельность, основанные на них, играют важную роль в психической деятельности ребенка
Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений.

Слайд 211 неделя - у новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения

глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя .

Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем.
2 неделя - устойчивое прослеживание, притормаживание общих движений, а также движение головы, которая следует с некоторым опозданием за движением глаз.
1 месяц - длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу.
Вторая половина 2 месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование, прослеживание, бинокулярное зрение.
К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, которые имеют большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития.

1 неделя - у новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле

Слайд 22Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи,

что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но

для его функционирования необходимо развивать слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.
к 3-3,5 месяцам формируется ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука.
4 месяца - ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением.
С 5 месяцев дети различают тон голоса, адекватно на него реагируют, то есть появляются слуховые дифференцировки.
В возрасте 8-12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи.
с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а заканчивается его формирование в норме к 1 году 7 месяцам.
Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту

Слайд 23К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из

нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных

органов и акцентом на первом слоге.
лепет рассматривается одними авторами как игра самим процессом произнесения, а другими - как продукт подражания речи окружающих.
Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению

Длина цепочек лепетных слогов в возрасте 8 месяцев максимальна и составляет около 4-5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2-5, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи - 2-3.

К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется

Слайд 24 преобладание в лепете гласных звуков (а - э) связано

с тем, что они наиболее легкие для произнесения, так как

требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок.

Для произнесения губных и переднеязычных согласных ребенок также располагает готовыми механизмами, ибо реализация этих звуков требует работы мышц, участвующих в акте сосания.

В результате совершенствования мышечной работы артикуляционного аппарата ребенка появляется возможность артикулирования слогов в период лепета: Па, пу, та
преобладание в лепете гласных звуков (а - э) связано с тем, что они наиболее легкие для

Слайд 25Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после 6 месяца

в течение 7 месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и

новых звуков появляется мало.

Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после 6 месяца в течение 7 месяца, затем процесс накопления

Слайд 26От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется,

но появляется понимание речи.
Семантическую нагрузку в этот период получают

не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова.


От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в

Слайд 27Развитие понимания речи в онтогенезе.
Обобщенно развитие понимания речи детей

представлены в работе Н.С. Жуковой, где выделены шесть уровней понимания

речи.
I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.

Развитие понимания речи в онтогенезе. Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где выделены

Слайд 28Развитие понимания речи в онтогенезе.
III уровень - понимает названия

отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов и игрушек

(10-12 мес);
б) узнает их на картинках (12-14 мес);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес).
IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.
а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.;
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. (2 года 6 мес);
в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес).

Развитие понимания речи в онтогенезе. III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек:а) понимает только названия

Слайд 29Развитие понимания речи в онтогенезе.


V уровень - понимает прочитанные

короткие рассказы, и сказки (2 года 6 мес. - 3

года).

VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).

Развитие понимания речи в онтогенезе. V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки (2 года 6

Слайд 30Последовательность в усвоении звуковой стороны речи:

4-6 мес – интонация
6-12 мес-

ритм
После года- звуковой состав

Первыми появляются гласные звуки (кроме /ы/)
Согласные звуки

появляются в определенной последовательности, которая определяется артикуляционными возможностями ребенка (губные, убные, смычные, щелевые, свистящие, шипящие)
Первые слова носят характер отдельных равноударных открытых слогов, стоящих их повторяющихся гласных и согласных
Последовательность в усвоении звуковой стороны речи:4-6 мес – интонация6-12 мес- ритмПосле года- звуковой составПервыми появляются гласные звуки

Слайд 31Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются

импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребенок самостоятельно передвигается.

На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.
Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность,

Слайд 32Особенности начала эксперивной речи:

Пропуски или сокращения количества звуков и слогов

(грибок- бок);
Перестановки звуков и слогов в слове (падуретка- табуретка)
Уподобление звуков

и слогов (зизинка – резинка)
Добавление звуков и слогов (молоток – мололоток)
Замены одних звуков другими ( выброшу- зыброшу)
Упрощение стечения согласных в слове (стол- толь)
Контаминации (я пол мою –яполомою)
Искажение структуры слов до неузнаваемости ( калипука – трактор)

Особенности начала эксперивной речи:Пропуски или сокращения количества звуков и слогов (грибок- бок);Перестановки звуков и слогов в слове

Слайд 33психолого-педагогические методики оценки нервно-психического развития:

• Н.М. Аксариной и С.М. Кривиной

(1970) - «Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста»;

Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт (1983) - «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

• О.В. Баженовой (1986) - «Диагностика психического развития детей первого года жизни»;

• методика исследования детей младенческого возраста «Шкала психомоторного развития по Гриффитс» в переводе Е.С. Кешишян (2000)
психолого-педагогические методики оценки нервно-психического развития:• Н.М. Аксариной и С.М. Кривиной (1970) - «Контроль за развитием и поведением

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика